Содержание

Закон о повышении пенсионного возраста

Закон № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста в России был подписан 3 октября 2018 года Владимиром Путиным (полный текст закона представлен ниже). Основным из установленных законом изменений является увеличение возраста выхода на пенсию для россиян на 5 лет — то есть с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Переход к новым значениям будет происходить постепенно — начиналось это уже с 1 января 2019 года.

Увеличение возраста выхода на пенсию будет происходить ежегодно на 1 год за исключением тех россиян, которые достигнут старого пенсионного возраста (60 / 55 лет) в ближайшие 2 года — в 2019 и 2020 году. Для них в целях смягчения последствий реформы новый пенсионный возраст будет снижен на 6 месяцев (например, в 2019 году срок выхода на пенсию для женщин и мужчин увеличится всего на 6 месяцев вместо 1 года).

С текстом закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста, который уже был подписан Президентом и официально опубликован, можно ознакомиться ниже. Основные положения новой реформы вступили в силу с 1 января 2019 года.

Открыть документ полностью можно по клику на изображение ниже.

Стоит отметить, что рассмотрение законопроекта вызвало оживленные дебаты среди депутатов Государственной Думы, однако во всех чтениях документ был принят большинством голосов (прежде всего, благодаря поддержке фракции «Единая Россия», которая обладает парламентским большинством).

Изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года

Новый закон о пенсиях с 2019 года содержит корректировки пенсионного возраста для будущих получателей следующих видов пенсий:

  1. Страховые пенсии по старости, в том числе досрочные:
    • льготные пенсии для педагогов, мед. работников, работников творческой деятельности;
    • так называемые северные пенсии;
  2. Пенсии государственных и муниципальных служащих.
  3. Социальные (для нетрудоспособных граждан).

Предусмотренные законом изменения внедряются с 1 января 2019 года с переходным периодом, в течение которого значение возраста выхода на пенсию будет поэтапно изменяться до достижения установленной законом величины. Однако для госслужащих корректировки будут введены на год позже — с 2020 года, так как для них этот процесс уже идет несколько лет — с 1 января 2017 года согласно аналогичному закону № 143-ФЗ от 23.05.2016 г. (т.е. госслужащим в принятый с 2017 года график изменения пенсионного возраста новым законом будут внесены поправки, начиная с 2020 года).

Стоит отметить, что все предложенные изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года не коснутся тех граждан России, которые уже получают пенсию. Новые меры направлены только на продление «периода трудоспособности» для будущих пенсионеров, которые должны достигнуть пенсионного возраста с 2019 года.

Выход на страховую пенсию по старости с 2019 года

С 1 января 2019 года были скорректированы сроки выхода на страховую пенсию по старости. Изначально Правительством по новому закону с учетом переходных положений планировалось установить новый возраст выхода на пенсию — для мужчин 65 лет, для женщин 63 года. Однако по предложению Президента возраст для женщин был снижен до 60 лет, т.е. в итоге увеличение для мужчин и женщин будет одинаковым — на 5 лет.

И это повышение будет происходить поэтапно — с ежегодным увеличением на 1 год (кроме первых двух лет действия нового закона: 2019 и 2020 гг.) до достижения в 2023 году окончательных норм, установленных новым законом для мужчин и женщин (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Для определения года назначения пенсии по старости по новому закону можно воспользоваться данными, представленными в таблице:

Таблица — Выход на пенсию с 2019 года по годам

Год выхода на пенсию по старости по нынешнему закону (в возрасте 55/60 лет) Пенсионный возраст по новому закону с 01.01.2019 г. Год выхода на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
I полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 II полугодие 2019
II полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 I полугодие 2020
I полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 II полугодие 2021
II полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 I полугодие 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 и следующие года 55 + 5 60 + 5 2028 и т.д.

Примечание: Таблица уже скорректирована с учетом окончательного содержания закона о повышении пенсионного возраста, принятого Госдумой в третьем чтении на заседании 27.09.2018 г. и подписанного Президентом 03.10.2018 г.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Изменения по новому закону будут касаться всех граждан РФ, которые должны были выйти на пенсию по старости начиная с 01.01.2019 г. — то есть женщин, начиная с 1964 года рождения, и мужчин с 1959 года.
  • В течение 5 лет для женщин и мужчин будет действовать так называемый «переходный период», в рамках которого пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год (кроме первых двух лет переходного периода, когда на пенсию можно будет выйти на полгода раньше).
  • Для женщин с 1968 и мужчин 1963 года будут установлены уже окончательные значения — 60 и 65 лет. Соответственно, они первыми в России выйдут на пенсию позже на все принятые Госдумой 5 лет разницы — в 2028 году вместо 2023-го по старому закону (см. таблицу выше).

Однако новым законом предусмотрена возможность снижения величины пенсионного возраста на 24 месяца при наличии продолжительного трудового стажа. Такое снижение устанавливается при наличии 37-летнего стажа у женщин (при условии достижения 55 лет) и 42-летнего стажа для мужчин (достигших 60 лет).

Льготные пенсии для учителей, медработников, творческих работников с 2019 года

По старому закону учителям и медработникам для досрочного выхода на пенсию по старости требовалось иметь стаж работы 25-30 лет (в зависимости от места работы). Согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии такого стажа сохраняется, но срок выхода переносится на 5 лет после приобретения необходимого количества лет стажа. При этом предусматривается поэтапное увеличение срока назначения (ежегодно на 1 год, кроме первых двух лет с предусмотренным льготным выходом на пенсию) в период с 2019 по 2023 год до достижения требуемого значения в 5 лет.

Сроки назначения досрочной страховой пенсии для педагогов и врачей по годам указаны в таблице:

Год приобретения необходимого стажа Увеличение срока назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2019 + 0,5 год 2019 и 2020
2020 + 1,5 года 2021 и 2022
2021 + 3 года 2024
2022 + 4 года 2026
2023 и далее + 5 лет 2028 и далее

Таким образом, с 01.01.2019 г. выйти на досрочную страховую пенсию учителям и медработником после получения необходимого стажа можно будет только через установленное законом количество лет: от 0,5 до 4 лет в период с 2019 по 2022 года и через 5 лет, начиная с 2023 года. Также для этих категорий работников сохраняется возможность выхода на пенсию по новым общеустановленным значениям пенсионного возраста — при достижении 60 или 65 лет.

Для работников творческой деятельности (в театрах и театрально-зрелищных организациях) по старому закону предусматривалась возможность досрочного выхода в зависимости от характера работы в возрасте 50-55 лет при наличии стажа работы 15-30 лет. Новый закон о пенсиях с 2019 года также устанавливает новый пенсионный возраст для таких работников — 55-60 лет при прежних требованиях к стажу. Увеличение будет также происходить ежегодно на 1 год, пока не установится значение, предусмотренное новым законом (см. аналогичные примеры в таблицах выше).

Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера

До конца 2018 года для работающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностям (МКС) законодательством устанавливался возраст возникновения права на досрочное назначение северной пенсии — соответственно 50 и 55 лет для женщин и мужчин. К сожалению, в результате пенсионной реформы для северян также будут предусмотрены изменения пенсионного возраста — соответственно до 55 и 60 лет.

Такие меры в Правительстве объясняют изменившейся обстановкой в северных регионах страны: развивается инфраструктура, повышается продолжительность жизни россиян и улучшаются условия жизни.

До установления новых величин для работников РКС и МКС также предусматривается переходный период: с 2019 по 2023 год для мужчин и женщин. В ходе него нормативный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год, пока не установится в размере 55 и 60 лет (кроме 2019 и 2020 гг., когда еще будут действовать «льготные» условия выхода на пенсию).

Необходимо отметить, что изменения правил назначения северных пенсий не будет касаться работающих в тяжелых и вредных условиях труда (подземные работы, горячие цеха, металлургическая, химическая, нефтехимическая промышленность и т.д.).

Выход на пенсию госслужащих с 2019 года

Изменения в пенсионном законодательстве затронут также государственных и муниципальных служащих. Для них пенсионный возраст уже и так повышается с 1 января 2017 года, но ранее принятым законом было предусмотрено повышение величины до 63 и 65 лет ежегодно с шагом в полгода. Согласно новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., возраст выхода на пенсию для госслужащих будет увеличиваться с 01.01.2020 года в таком же темпе, как и для остальных граждан — ежегодно на 1 год.

Изменение для государственных служащих будет происходить по новому графику, представленному в таблице:

Год выхода госслужащих на пенсию по старому закону Возраст выхода на пенсию по новому закону Год выхода госслужащих на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
2017 55 + 0,5 60 + 0,5 2017-2018
2018 55 + 1 60 + 1 2019
2019 55 +1,5 60 + 1,5 2020-2021
2020 55 + 2 60 + 2 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 55 + 5 60 + 5 2028
2024 55 + 6 2030
2025 55 + 7 2032
2026 и далее 55 + 8 2034

Таким образом, предусмотренные старым законом правила изменения возраста выхода на пенсию госслужащих будут скорректированы. Переходный период, в течение которого будет происходить постепенное повышение пенсионного возраста, будет уменьшен для женщин на 6 лет (до 2026 года вместо прежнего 2032), для мужчин — на 3 года (до 2023 вместо 2026). То есть повышение будет происходить быстрее.

Социальные пенсии с 2019 года

Помимо уже рассмотренных выше страховых (трудовых) пенсий, пенсионной реформой с 2019 года предусматривается ряд изменений, касающихся условий назначения социальных пенсий, в частности социальных пенсий по старости, предназначенных для лиц, которые не наработали необходимого стажа для получения страховой пенсии.

До 2019 года социальные пенсии по старости были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно поправкам по смягчению реформы, которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии — все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится всоответствующем документе(формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

Решения официальных органов

Как стало известно, уменьшение пенсии работающим пенсионерам в 2019 году в России, не предвидится. Однако ежемесячные выплаты пенсионерам, продолжающим официально работать, не будут вновь проиндексированы в предстоящем году. Это решение стало итогом трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

На вопрос о том, планируется ли отмена пенсий работающим пенсионерам, Антон Силуанов ответил, что нет.

Власти считают, решение о том, чтобы отменить индексацию, не должно пагубно сказаться на доходах пенсионера, поскольку его существующая зарплата предполагает увеличение, которое окажется весомее и значительнее, чем инфляция.

Причины и прогнозы властей

Сегодня на территории РФ проживает порядка 43 млн людей пенсионного возраста. Среди них 14 млн продолжают свою трудовую деятельность.

Не каждый гражданин будет готов обеспечивать себя самостоятельно, если в России отменят пенсии работающим. В прошлом году вступил в силу закон, регулирующий прекращение индексации выплат льготникам, продолжающим трудиться. При этом объясняя, почему уменьшили пенсию работающему пенсионеру, официальные органы ссылались на экономическую ситуацию в стране.

Макропрогноз на 2018- 2020 г.г., по словам Минэкономразвития, сулит уменьшение величины государственного обеспечения пожилых граждан.

Падение воплотится в следующих прогнозируемых цифрах:

  • 2018 год – на 0,7%;
  • 2019 год – на 0,6%;
  • 2020 год – на 0,6%.

Это произойдет ввиду отмены индексации для трудящихся льготников. Последний месяц 2018 года принес компенсацию с перерасчетом за рабочее время предыдущего года. Самая большая надбавка оказалась урезана тремя пенсионными баллами в материальном качестве. Исходя из этого, если стоимость такого балла в прошлом году составила 74 рубля, то пенсионерам выдали сверху сумму, равную 225 рублям.

Вернут или отменят пенсию работающим льготникам в будущем

Весной текущего года Медведев Д.А. поставил задачу перед Правительством: поднять вопрос о возвращении перерасчета размера дотаций работающим пенсионерам.

В ходе выступления в Государственной думе премьер-министр РФ заявил, что этот вопрос не должен быть забыт. В настоящее время он тщательно прорабатывается.

Однако перерасчет не был заложен в бюджет федерации, ни в один из годов с 2018 по 2020. Это было подтверждено Министром труда и социальной защиты — Топилиным. Сразу возникли домыслы, что работающим пенсионерам не будут платить пенсию с 2019.

«Всё не так», — сообщил Топилин, опровергая мнения о том, что из госбюджета не будут платить пенсию работающим пенсионерам.

В настоящее время трудящиеся льготники получают пенсию, в которой не были учтены плановые индексации.

Новости о том, что пенсии для работающих пенсионеров отменят совсем, оказались ложными. В итоге, в Правительстве вынесли предложение о переиндексации пенсий неработающих россиян, которое обсуждается в настоящий момент.

Для наиболее существенного прироста реальной пенсии в наступающем году, индексация будет проводиться с 1 января, что на месяц раньше, чем в прошлых годах.

Отдельным законом запланировали пересмотр размера пенсии. Такой проект внесут на рассмотрение, совместно с бюджетом Пенсионного фонда РФ. Таков прогноз на будущий год. После таких аргументов и ответов от первых лиц, отвечающих за ежемесячные выплаты по старости рабочим людям, все вопросы о том, будут ли индексированы выплаты и отменят ли их, будут сняты с повестки дня.

Остается решать: работать ли дальше без соответствующей индексации выплат или проживать только на пенсию, получая расчет.

Правительство одобрило законопроект об ограничении пенсий для работающих пенсионеров

Выплату страховой пенсии работающим пенсионерам будут приостанавливать, если общая сумма выплат и других вознаграждений за год составит 1 миллион рублей или больше. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ Проект Федерального закона «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам» разработан Минфином в рамках комплексного пакета мер, направленного на оптимизацию пенсионных расходов. Он был на Едином портале раскрытия информации еще в конце февраля, но тогда полный текст документа был недоступен для ознакомления. Только по завершению публичного обсуждения, 13 марта 2015 года, стало известно содержание законопроекта. Так, согласно документу, выплата страховой пенсии работающим пенсионерам, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и всех повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, которые установлены по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», будет осуществляться только в том случае, если общая сумма заработной платы и других вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица не будет превышать 1 млн. рублей в год или около 83 тысяч рублей в месяц. Общий доход будет исчисляться в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Общую сумму дохода работающих пенсионеров предполагается определять ежемесячно за период, истекший за два месяца до периода, за который должна осуществляться выплата страховой пенсии. Подсчет суммы будет производиться на основании сведений, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда РФ, в том числе представленных страхователями в отчетах РСВ-1. Выплату страховой пенсии планируют возобновлять с 1 числа месяца, если в соответствии со сделанным расчетом за прошедший год общая сумма выплат и других вознаграждений составит меньше 1 миллиона рублей. Также пенсию возобновят выплачивать со дня, следующего за днем увольнения пенсионера с работы, в размере, определенном частью 2 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и будут осуществлять с применением норм статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Кроме того, ограничения по выплате страховой пенсии будут полностью сниматься через десять лет после возникновения права у гражданина на страховую пенсию или после его отказа от получения установленной пенсии. Предполагается, что, в случае одобрения депутатами Госдумы РФ, законопроект вступит в силу 1 января 2016 года. Петербургский правовой портал продолжает следить за развитием событий.

Предлагается приостанавливать выплату страховой пенсии работающим пенсионерам, если общая сумма выплат и иных вознаграждений равна или превысила 1 миллион рублей

Проект Федерального закона «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам»

Согласно проекту выплата страховой пенсии, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», осуществляется, если общая сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица, определенная в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», не превышает одного миллиона рублей.

Предлагается общую сумму выплат и иных вознаграждений определять ежемесячно за прошедший период, равный следующим подряд 12 календарным месяцам, истекший за два месяца до месяца, за который осуществляется выплата страховой пенсии. При этом подсчет общей суммы будет производиться на основании сведений, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда РФ, в том числе представленных страхователями и застрахованными лицами.

Проектом устанавливается, что выплата страховой пенсии возобновляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором общая сумма выплат и иных вознаграждений составит менее одного миллиона рублей, либо со дня, следующего за днем увольнения (прекращения деятельности), в размере, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и осуществляется с применением норм статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Предусмотрено, что выплата страховой пенсии, назначенной впервые (в том числе досрочно) по истечении десяти лет после возникновения права на указанную пенсию либо после отказа в течение десяти лет от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии, осуществляется без применения предлагаемых норм.

Вступление федерального закона в силу предполагается с 1 января 2016 года.

>Что будет с работающими пенсионерами в 2019 году

Выгодно ли работать на пенсии

Попробуем разобраться, насколько выгодно работать после оформления пенсии. Но сначала расскажем, какие они бывают:

  • страховые (т. е. за счет страховых взносов в ПФР):
    • по старости;
    • по инвалидности;
    • страховая по случаю потери кормильца;
  • государственные (выплачиваются из госбюджета):
    • за выслугу лет;
    • по старости;
    • по инвалидности (участникам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, инвалидам военной травмы и др.);
    • по случаю потери кормильца;
    • социальная.

Некоторые категории лиц имеют право на оформление двух видов поддержки, например страховой пенсии по старости и государственной по инвалидности (участники ВОВ, блокадники и др.).

Закон не запрещает пенсионеру работать. Положительной стороной для гражданина, помимо дополнительного дохода, является увеличение стажа и пенсионных баллов (при условии отчисления страховых взносов в ПФР), а значит, и окончательной суммы, которую человек сможет получать в старости.

Но есть и минусы. Так называемый закон о работающих пенсионерах отменил для них индексацию страховой части и фиксированной выплаты к ней (ст. 3 закона № 385-ФЗ от 29.12.2015). Это не касается государственных пенсий. Их индексация проводится регулярно: последняя состоялась 01.04.2018 и составила 2,9 %. А в следующие несколько лет чиновники обещают поднимать выплаты пожилым людям по следующему графику:

  • в 2019 г. — на 7,05 %;
  • в 2020 г. — на 6,6 %;
  • в 2021-м — 6,3 %.

Также надо понимать, что при трудоустройстве государственное пенсионное обеспечение, назначенное нетрудоспособному гражданину, отменяется, а некоторые социальные выплаты и льготы вообще положены только неработающим. В частности, устройство на работу отменяет:

  • социальную пенсию по старости;
  • федеральную социальную доплату до прожиточного минимума;
  • государственную пенсию по случаю потери кормильца (за военного, призывника сохраняется);
  • компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином;
  • компенсацию расходов на проезд к месту отдыха (для жителей регионов Крайнего Севера или территорий, приравненных к ним).

Так что ответ на вопрос о выгоде зависит от конкретной ситуации.

Перерасчет страховых пенсий

Это не индексация. Перерасчет размера страховой пенсии — это корректировка суммы выплаты через увеличение ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) и(или) фиксированной выплаты.

В каких случаях делают перерасчет:

  • при наличии у пенсионера дополнительного дохода, с которого уплачиваются страховые взносы в ПФР;
  • в связи с новыми сведениями о трудовой деятельности;
  • в связи с нововведениями в законах;
  • из-за других обстоятельств.

Перерасчет может производиться:

  • без подачи заявления пенсионера в ПФР (автоматический, беззаявительный перерасчет);
  • по заявлению в ПФР.

Формула перерасчета пенсии

Пенсия для работающих пенсионеров в 2019 подлежит ежегодному автоматическому перерасчету с 1 августа.

Выплаты неработающим пенсионерам также подлежат перерасчету при изменении обстоятельств, влияющих на размер индивидуального пенсионного коэффициента (по сведениям, поступающим в ПФР).

Формула перерасчета для страховой пенсии по старости:

СПст = СПстп + (ИПКi × СПК),

где:

  • СПст — размер выплаты после перерасчета;
  • СПстп — установленный на 31 июля размер выплаты;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент на начало года, не учтенный при предыдущем перерасчете;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (на 01.01.2018 СПК = 81,49 руб).

Беззаявительный перерасчет страховых пенсий

Ежегодный автоматический перерасчет страховых пенсионных выплат произойдет 1 августа.

На основании п. 4 статьи 18 400-ФЗ от 28.12.2013, при беззаявительном перерасчете максимальная величина ИПКi (не учтенного на момент перерасчета) не может превышать:

  • 3,0 — для пенсионеров, у которых не формируются пенсионные накопления;
  • 1,875 — для пенсионеров, у которых формируются пенсионные накопления.

Ежегодный автоматический перерасчет страховой части пенсии для работающих пенсионеров в 2019 году произойдет 1 августа при условии отчислений страховых взносов в ПФР, и которые не были учтены:

  • при предыдущем перерасчете;
  • при назначении страхового пособия (по старости или по инвалидности);
  • при назначении страхового пособия по случаю потери кормильца (корректируется один раз: в августе года, следующего за годом ее назначения);
  • при переводе на другой вид страхового пособия (по старости или инвалидности).

Автоматический (беззаявительный) перерасчет размера фиксированной выплаты осуществляется:

  • при достижении пенсионером 80-летнего возраста;
  • инвалидам I группы.

Для них фиксированная выплата удваивается.

Перерасчет страховых пенсий по заявлению

При ряде обстоятельств перерасчет производится по личному заявлению в ПФР.

Может быть увеличен как ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), так и фиксированная выплата.

Какие обстоятельства дают право на дополнительный перерасчет?

Нестраховые периоды (за которые не поступали страховые взносы в ПФР), дающие основание для увеличения ИПК (ст. 15 и 18 ФЗ-400 от 28.12.2013):

  • прохождение военной службы по призыву;
  • получение социального пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым ребенком до полутора лет (но не более шести лет в сумме);
  • получение пособия по безработице;
  • уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком в возрасте от 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих в районах, где не было возможности трудоустроиться (но не более пяти лет в сумме);
  • проживание за границей супругов работников госслужб (но не более пяти лет в сумме);
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • содержание под стражей и отбывание наказания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и после реабилитированных;
  • период временного отстранения от работы лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и позже реабилитированного.

ВАЖНО! Такие периоды добавляются в стаж, если им предшествовали и(или) за ними следовали трудовые периоды, за которые шли отчисления в ПФР (ст. 11, № 144-ФЗ от 12.08.1995).

Фиксированная выплата увеличивается в случаях (статьи 15 и 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013):

  • увеличения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении (учитывается не более трех иждивенцев). Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховому пособию по старости и по инвалидности;
  • проживания в районах Крайнего Севера. Фиксированная выплата увеличивается с учетом районного коэффициента на весь период проживания;
  • достижения необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и(или) страхового стажа. Повышается фиксированная выплата к страховому пособию (по старости или по инвалидности);
  • изменения категории получателей страхового пособия по случаю потери кормильца.

Перерасчет будет выполнен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление.

ВАЖНО! Законом предусмотрен перерасчет в случае увеличения ИПК и(или) повышения фиксированной выплаты (ст. 17 и 18 № 400-ФЗ от 28.12.2013).

Корректировка накопительной пенсии

Перерасчет средств пенсионных накоплений производится 1 августа ежегодно без подачи заявления. Индексация не производится.

Корректировка происходит исходя из неучтенных поступлений при ее назначении или предыдущей корректировке (ст. 8 закона № 424-ФЗ от 28.12.2013):

  • от страховых взносов;
  • от дополнительных добровольных страховых взносов;
  • от взносов на софинансирование и результат от их инвестирования;
  • от средств материнского капитала и результата от его инвестирования.

Корректировка производится по формуле:

НП = НПк + ПНк / Т,

где:

  • НП — размер выплаты;
  • НПк — установленный размер выплаты на 31 июля года корректировки;
  • ПНк — сумма пенсионных накоплений по состоянию на 1 июля;
  • Т — количество месяцев ожидаемого периода выплат по состоянию на 31 июля.

Величина накопительной пенсии корректируется по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011 № 360-ФЗ.

Меры социальной поддержки пенсионеров

Работающие пенсионеры по возрасту вправе получить отпуск за свой счет не более 14 дней в году в любое удобное для них время (ст. 128 Трудового кодекса РФ, закон № 197-ФЗ от 30.12.2001).

Если пенсионер является инвалидом или ветераном, он раз в год имеет право на бесплатную путевку в санаторий, а также на другие социальные льготы (ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ).

Также они могут получить налоговые вычеты (размеры выплат и категории лиц определены в статье 218 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ):

  • для льготных категорий инвалидов, ветеранов, бывших военнослужащих;
  • на несовершеннолетних детей, а также детей до 24 лет, обучающихся по очной форме;
  • на ребенка-инвалида;
  • донорам костного мозга;
  • др.

Пенсионеры имеют еще право на имущественные вычеты на строительство и приобретение нового жилья при подтвержденных расходах (п. 1 статьи 220 НК РФ). Они могут быть освобождены от налога на имущество (пп. 10 пункта 1 и пункты 2-4 ст. 407 НК РФ).

Также осуществляется адресная социальная поддержка. Категории получателей и список услуг адресной помощи определяются каждым регионом по согласованию с федеральными органами власти. Она не отменяет других социальных льгот и услуг.

Отдельно расскажем о дополнительных мерах поддержки предпенсионеров — граждан, которым осталось отработать 5 и менее лет. Во-первых, им предоставили 2 оплачиваемых выходных дня для прохождения диспансеризации ежегодно (остальные работники смогут получить на эти цели только 1 день раз в три года). Во-вторых, власти предоставят налоговые льготы предпенсионерам. Женщин-собственников объектов недвижимости освободят от налога на имущество и земельного налога по достижении 55 лет, а мужчин — 60 лет (Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *