Роль финансов в экономике

Предыдущая12345678910

Сущность и функции финансов

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в документах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о налоговых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам караванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существуют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII–XV вв. в торговых городах Италии, другие – что понятие «финансы» было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Сущность финансов

Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы трактуются:

• в мировой экономической теории (экономике) как совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

• в политической экономии как экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывают лишь бюджетные процессы и к ним относятся только государственные (публичные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охватывают только часть денежных отношений. В российской экономической литературе эта точка зрения преобладала до недавнего времени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; финансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем самым финансы включают в себя: государственные финансы; кредитную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; международные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обществе, все, что связано с движением денег, причисляется к финансам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубежных словарях: Finance – искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Движение товаров и денежных средств

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений является их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

• денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

• распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

• финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

Как экономическая категория финансы– это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределительную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости общественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

• создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

• осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а также внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведенных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной.

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны – они действуют одновременно: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.

Роль финансов в экономике

Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена– это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.

Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т.е. изменения диспропорций с помощью финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).

С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены – лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата– денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т.е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т.д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредитво многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой – тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит – только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов – вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов – временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

• распределительная функцияпозволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;

• контрольная функцияотражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производствафинансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращенияфинансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребленияфинансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

Сущность и содержание финансовой политики

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика– деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Содержание финансовой политикимногогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия– долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактиканаправлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач – бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Целью финансовой политикиявляется наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политикипроявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

• стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

• повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

• способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

• приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать:экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственностибазировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожностине позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия.Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов.

Принцип устойчивости денежной системы.Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств.В государственный бюджет России поступало до 85% всех денежных средств, тогда как в Англии – 54%, Пруссии – 68%. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет,главные источники поступлений – налоги. Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930–1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет.

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8%). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. – 59,5%. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Государство в 1980-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов – государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т.п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.

Роль финансов в экономической системе

Изучаемые вопросы

Финансовые взаимосвязи в национальном хозяйстве системы. Роль финансов в экономике развитых стран.

Теоретические положения

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Ещё одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с её достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путём концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объёма поступающих в них финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечения развития передовых технологий и социальной стабильности. Путём концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объёма финансовых ресурсов в других.

Основнымиобъектамигосударственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, её территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Формами финансового воздействияна экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулированиепредполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулированиедействует опосредованно через другие объекты.

Таким образом, финансам как экономической категории присущи следующие особенности:

1. Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые тогда, когда в результате производства и реализации товаров и оказания услуг создаются фонды денежных средств.

2. Финансы возникают на основе такого движения денежных средств, когда это движение происходит обособленно от движения товаров и является самостоятельным и неэквивалентным (односторонним). Финансовые категории характеризуют одностороннее движение стоимости, например налог, заработная плата, дотация, трансферт и т.п. Двустороннее движение стоимости присуще категории кредита.

3. В результате самостоятельного движения денежных средств образуются фонды денежных средств, целевое формирование и использование которых составляют сущность финансов как экономической категории.

Следует также различать категории финансов и денег. Деньги – это всеобщий эквивалент товарного обмена, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда и стоимость всех товаров, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Деньги первичны, финансы вторичны.

Финансовые ресурсы

Изучаемые вопросы

Финансовые потоки, их особенность. Специфическое содержание финансовых ресурсов и финансово-экономические взаимосвязи в процессе воспроизводства. Финансовые ресурсы как часть ВВП.

Теоретические положения

Финансовые ресурсы – это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику в отличие от категории «денежные средства».

Сущность финансовых ресурсов исходит из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс. Он состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по разному соответствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка, и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Специфической особенностью финансовых потоков (в отличие от денежных) является их безэквивалентный характер.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают:

1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения ВВП;

2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров;

4) как источники их формирования (составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды. Государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

5) как конечный результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и т.д.

Финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом.

Финансовые ресурсы – это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате затрат на развитие национального хозяйства и функционирования государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам.

Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов является необходимой частью общегосударственного равновесия. Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

Контрольные вопросы по теме 1

1. Какова природа финансов?

2. С какими экономическими категориями связаны финансы и почему?

3. В чем отличия финансовых отношений от других видов денежных отношений?

4. Охарактеризуйтеэтапы эволюции финансов в процессе развития товарно-денежных отношений?

5. Какое место занимают финансы в экономической системе?

6. Какую роль играют финансы в процессе воспроизводства ВВП?

7. В чем выражается распределительная функция финансов?

8. Какова сущность контрольной функции финансов?

9. Поясните роль финансов в формировании финансовых ресурсов?

10. В чем состоит отличие публичных финансов от финансов предприятий, от финансов домохозяйств?

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 610 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Рыночная экономика и социальная сфера не может функционировать без финансовых ресурсов. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии (производство, обмен, распределение, потребление) и каждого из его участников (органы публичной власти, организации, домашние хозяйства).

Поэтому роль финансов в общественной экономической системе проявляется двояко:

— во-первых, как результат практического использования современных денег – первичных финансовых ресурсов (инструментов);

— во-вторых, как результат практического использования функциональных возможностей категории финансов.

Роль финансов в экономической системе как результат практического использования современных денег, принявших модифицированную форму первичных финансовых ресурсов (инструментов), реализуется, прежде всего, через их функции.

В функции масштаба цен деньги выполняют роль всеобщего финансового эквивалента ценности всех качественно разнообразных товарных форм. При этом сами бумажные (металлические) денежные знаки и их современные представители не имеют ценности, но являются её номинальными носителями как финансовые представители (заменители) полноценных денег (золота). Поэтому современные деньги в функции масштаба цен выполняют роль расчетно-оценочного и учетно-финансового инструмента приведения к единому знаменателю меновых пропорций разнообразных по качеству товарных масс, соизмерения затрат и результатов. Практическая реализация данной функции денег осуществляется через цены на товары, работы и услуги, а также оценку долговых обязательств и сделок с будущими платежами.

Система ценообразования обеспечивает саму возможность товарного обмена путем купли-продажи, обслуживает весь товарный оборот и рынок производных финансовых инструментов внутри страны и в международных отношениях. Свободное ценообразование есть первое и важнейшее условие функционирование товарно-рыночного хозяйства. Цены являются основным финансовым регулятором рынка, спроса и предложения товаров, их производства и потребления. Объективное (под действием рыночных законов) или сознательное (со стороны государства и монополий) изменение цен влечет за собой адекватное изменение спроса и предложения товаров, объемов их производства и потребления. Регулирующие свойства цен, включая ценовую эластичность спроса и предложения, широко используются в государственной и корпоративной финансовой политике.

Деньги в функции масштаба цен неотделимы от денег в функциях финансового средства обращения и финансового средства платежа. Товарное обращение происходит путем купли-продажи за деньги по определенным сложившимся стихийно или сознательно ценам. Современные деньги как финансовые представители (заменители) полноценных денег выполняют роль финансовых средств (инструментов) обращения и финансового платежного средства. В роли последнего деньги могут отрываться от товарного оборота и служить средством различного рода нетоварных платежей (по налогам, процентам, штрафам, иным финансовым обязательствам). Обращение первичных финансовых ресурсов и производных от них финансовых инструментов для производства денежных платежей осуществляется как в наличной, так и безналичной формах. Именно эти ресурсы (средства и инструменты) при выполнении ими названных функций составляет «кровеносную систему» экономики, обеспечивая непрерывность процесса производства, обмена, распределения и потребления ВВП, жизнедеятельность населения и функционирование социальной сферы страны. По-другому, при выполнении современными деньгами функций масштаба цен, финансовых средств обращения и платежа осуществляется финансовое обеспечение всего процесса воспроизводства общественного продукта.

Однако для полноценного финансового обеспечения социально-экономического развития страны на безопасной и расширенной основе деньги должны выполнять также функцию финансового средства сбережения. В современных условиях сбережения принимают различные финансовые формы накопления. Речь идет о накоплении капитала и финансовых резервов, депозитных сбережениях, вложениях в ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка организациями, домашними хозяйствами и органами публичной власти.

От сбережений (накоплений) зависят экономическая стабильность в обществе, темпы инвестиционного, экономического и социального роста, финансовая безопасность организаций и государства, благосостояние населения и т.д.

В связи с модификацией денег в первичные финансовые ресурсы возникла и развивается хроническая инфляция как финансовое явление мировой экономики. Переполнение каналов наличного и безналичного денежного обращения избыточной массой первичных финансовых ресурсов сверх необходимой массы платежных средств для оплаты товаров и обязательств в лучшем случае сопровождается их переводом в производные финансовые инструменты (ценные бумаги, депозиты, другие финансовые обязательства), вовлекаемые в самостоятельный оборот на финансовом рынке, а в худшем случае ведет к росту цен на товары и услуги, но обычно оба процесса происходят одновременно.

Инфляционный характер, заложенный в самой сущности современных денег как первичных финансовых ресурсов (инструментов), широко используется монополиями, олигополиями и государством для извлечения дополнительной прибыли и доходов. Пользуясь монопольным положением в целях проведения популистской политики или подавляющим влиянием на рынке определенных товаров, компании завышают цены, усиливая инфляцию издержек, или затраты, занижая налогооблагаемую прибыль. Это касается не только частных, но и государственных, в том числе смешанных, компаний. Государство использует инфляцию в своих целях путем проведения политики так называемой «управляемой ползучей инфляции» (2-6 % годового роста цен), получая дополнительный эмиссионный доход для финансирования дефицита бюджета.

Государство может заработать и дополнительный инфляционный доход на косвенных налогах, базой для расчета которых является реализация продукции по рыночным ценам. Далее, эти налоги включаются в продажные цены, провоцируя инфляцию спроса и инфляцию издержек. Наибольший эффект для государства инфляционный механизм может дать в странах, где налоговая система основана преимущественно на косвенных налогах. Здесь возникают большие возможности получать не только плановый, но и сверхплановый (нередко, бесконтрольный для общества) инфляционный доход.

Например, в законе о бюджете на очередной год запланирована инфляция (по росту цен) в размере 4 %. Налог на добавленную стоимость (НДС) с учетом плановой инфляции запланирован в сумме 104 млрд. у.е., из них 4 млрд. у.е. составляет плановый инфляционный доход. Названная сумма НДС в составе общих налоговых доходов распределена по статьям расходов в запланированном в законе о бюджете объеме.

На самом деле, за прошедший год инфляция составила, например 8 % (при этом не факт, что государственная статистика опубликует именно названный, а не запланированный, или чуть более высокий уровень инфляции). Тогда фактические поступления в бюджет НДС, при прочих равных условиях, составляя 108 млрд. у.е., из них 8 млрд. у.е. – общий фактический инфляционный доход, а 4 млрд. у.е. — сверхплановый инфляционный доход, под который не запланированы бюджетные расходы. В зависимости от установленных норм бюджетного права сверхплановые суммы НДС либо автоматически уменьшают дефицит бюджета, либо направляются на финансирование дополнительных бюджетных расходов путем принятия парламентом специального закона в отношении этих расходов или принятия такого решения правительством без его законодательного оформления. Это самый благоприятный для общества сценарий, но не исключены и иные сценарии, выходящие за правовые рамки и отношения, что возможно при существенном значении уровня неучтенной фактической инфляции (не отраженного статистикой роста цен).

«Ползучая» инфляция – это неизбежность, плата современного общества за отказ от денежного золотого стандарта и нарушение объективных законов товарно-денежного хозяйства. В большей степени от инфляции теряют в реальных доходах домашние хозяйства как самостоятельный, но самый экономически незащищенный субъект финансовых отношений, а также малый и средний бизнес. Поэтому борьба с инфляцией является важнейшим элементом государственной финансовой политики.

Однако, следует помнить, что на разных этапах развития инфляционных процессов влияние инфляции на экономику происходит по-разному. Если темпы обесценения денежных знаков отстают от темпов роста массы денег в обращении, то увеличивается покупательный спрос на товары, растут производство, товарооборот и потребление, доходы в экономике, налоговые доходы, сбережения и накопления. На этом этапе работает стимулирующий инфляционный эффект, поскольку дополнительная денежная масса поглощается (полностью или частично) сферой обращения и финансовым рынком, удовлетворяя потребности экономики в платежных средствах. Задача правительства не допустить (или хотя бы смягчить) переход инфляции во вторую стадию, когда темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денежных знаков. Наступает дестимулирующий этап развития инфляционного процесса: расширять производство и товарооборот становится невыгодно, начинается «бегство от денег» путем превращения накоплений в материальные блага, снижается спрос на покупательные и платежные средства, дезорганизуется финансовый рынок, вследствие сокращения предложения товаров растут цены и происходит ещё большее обесценение денежных знаков1.

Роль финансов в экономической системе общества проявляется также как результат практического использования функциональных возможностей (функций) данной категории.

Финансовое «здоровье» экономики в целом и ее субъектов (организаций, государства и домашних хозяйств) напрямую зависит от степени реализации потенциальных возможностей категории финансов обеспечивать субъектов в полном объеме доходными источниками, получать должный результат от произведенных расходов и контрольных действий. Оценка роли финансов может быть результативной (позитивной) или нерезультативной (негативной).

В целом роль финансов будет результативной (позитивной), если на практике использованы все функциональные возможности категории финансов на основе обеспечения финансового равновесия экономики и ее субъектов, т.е. сбалансированности всех функций финансов: образования публичных и частнохозяйственных доходов, использования этих доходов и контрольной функции. Финансовое равновесие предполагает, в первую очередь, доходно-расходную сбалансированность экономики в целом и ее субъектов, поддерживаемую контрольно-регулирующими действиями и мерами. Оценка роли финансов может быть нерезультативной (негативной), если их система оказывается не в состоянии обеспечить экономику и ее субъектов необходимыми доходными источниками, если расходование средств осуществляется неэффективно (не давая должной отдачи), а управляющая и контролирующая системы не в состоянии обеспечить доходно-расходную сбалансированность, необходимые темпы роста, рентабельность и эффективность рыночной экономики, развитие социальной сферы.

Для оценки роли финансов могут быть использованы различные макроэкономические, отраслевые и субъектные показатели, характеризующие объемы и темпы экономического и социального роста, структуру ВВП, его элементов и аналогичных показателей в разрезе отраслей и организаций, обеспеченность доходами, эффективность расходов (текущих и капитальных), финансовое состояние и платежеспособность и др. Если по результатам оценки будут выявлены негативные моменты, то органы публичной власти и менеджмент организаций должны внести соответствующие коррективы в свои концепции (или отдельные элементы) государственной (муниципальной) и корпоративной финансовой политики.

Роль финансов в ее многогранном проявлении находит отражение в Системе национальных счетов, рекомендованных ООН. Счет валового выпуска (ВВ) характеризует участие финансов в производстве общественного продукта, в результате которого происходит выделение из состава ВВ прошлой стоимости или промежуточного потребления (ПП) в виде материальных затрат и нематериальных услуг и валовой добавленной (новой) стоимости (ВДС). Оценка последней по рыночным ценам или разница между ВВ и ПП дает значение валового внутреннего продукта (ВВП), валовую часть которого составляет амортизация. Под воздействием финансов в результате первичного распределения ВВП распадается на первичные доходы экономики: амортизацию, валовую прибыль, доходы от собственности и другие смешанные доходы, оплату труда, чистые (без дотаций) налоги производство и импорт (косвенные налоги), валовые накопления и чистый экспорт, составляя сумму потребленного ВВП1. Дальнейшее свое участие финансы проявляют при формировании и распределении чистого внутреннего (национального) продукта (ЧВП), который представляет собой сумму названных выше первичных доходов без амортизации (ВВП — А), а также при формировании и распределении национального дохода (НД) и личного дохода (ЛД).

Глава 2. Теория бюджетного устройства Российской Федерации

§ 9. Финансы в экономике



Вопрос 1. Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Почему государство вынуждено исполнять роль «общего кассира»?

Никто не сможет отказаться от денег, да никому это и в голову не придет, это в понимании обычного обывателя деньги, это ценность, наравне с благами, что он потребляет или средство сохранения нажитого непосильным трудом, а со стороны государства, это бумажка, средство обмена, которое упрощает обмен товарами в экономике, правда бумажка непростая, а заверенная на законодательном уровне, и гарантирующая обмен ее на товары и услуги.

Цена денег — как и экономическая стоимость чего бы то ни было — это феномен спроса и предложения. Стоимость деньгам придает их относительная нехватка в сравнении с полезностью (способностью удовлетворять человеческие потребности) . Полезность денег кроется в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Спрос на деньги в экономике зависит, таким образом, от общего объема сделок в любой момент времени плюс количества денег, которое люди и фирмы желают иметь в своем распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги стоимость, или покупательная способность, денежной единицы определяется денежным предложением.

Кредит – это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам. Кредит выгоден банкам, так как они получают за него проценты.

Государство вынужденно исполнять роль «общего кассира» по причине того, что просто так печатать деньги нельзя. Размер денежной эмиссии должен строго соответствовать макроэкономическим показателям экономики государства. Иначе неизбежны негативные последствия для всех. Если не помочь во время банкам, то произойдет обвал в экономике. Капитализм в России сложился не до конца и, при большой конкуренции из-за границы, регулирование и помощь со стороны «кассира» просто необходима.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Укажите способы взимания денег государством, о которых писал автор документа. Какие сферы финансовых отношений они характеризуют? Свойственны ли современному государству подобные отношения?

Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для большей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды.

В-третьих, иногда государство является… общим страховщиком… от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря.

В-четвёртых, иногда государство имеет исключительное право продажи определённых товаров и получения выгод, связанных с этим.

Вопрос 2. Автор называет финансовых посредников между государством и гражданами. Охарактеризуйте их функции и роль в перераспределении денег.

В некоторых странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актёрам и удерживая себе основную массу прибыли.

В некоторых странах государство страхует дома от огня, взимая небольшую ренту ежегодно с каждого дома.

В некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счёт.

В наше время применялись способы обложения путём взимания определённой части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий.

Вопрос 3. Опираясь на документ и знания обществоведческого курса, объясните, каким образом государство может исполнять роль «общего кассира», «общего кредитора» и «общего страховщика». Какие финансовые институты современного общества помогают государству в осуществлении этих функций?

Банковские организации, пенсионные фонды, страховые организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какую роль выполняют финансы в экономике?

Финансы (в широком смысле) — совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств. Это комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие объекты аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Например, при получении кредита в банке, осуществлении оплаты труда работника, перечислении платежей в бюджет, выплате страховых взносов возникают финансовые отношения с соответствующими организациями.

Финансы в экономике выступают экономическим инструментом распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Например, доход, получаемый в отраслях материального производства, частично остаётся на предприятиях (часть прибыли) и у их работников (заработная плата), частично поступает в бюджет (различные налоги). У государства сосредотачиваются денежные ресурсы, которые потом перераспределяются в непроизводственные отрасли хозяйства, на потребности управления и др.

Домашние хозяйства в целом получают больше, чем расходуют, и, как правило, являются владельцами сбережений. Фирмы и правительственные органы в среднем тратят больше, чем получают, и нуждаются в денежных средствах для расширения своей деятельности. Например, за счёт прибыли предприятия — внутреннего источника финансовых ресурсов — покрывается обычно около 70% потребности в денежных средствах. Остальные деньги фирмы вынуждены искать.

Вопрос 2. Как устроена банковская система страны?

Помощь домашним хозяйствам, фирмам, правительственным органам в получении необходимых денежных средств или выгодном использовании избыточных денег оказывают банки и другие финансовые институты. Они выступают посредниками между владельцами сбережений и заёмщиками.

Банковская система — совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.

Банк является финансовым учреждением, которое занимается привлечением свободных денег и последующим их предоставлением в кредит, осуществлением денежных расчётов между гражданами и организациями. Банк платит нам за принятый от нас вклад дополнительную сумму денег, либо мы платим банку за взятый кредит. Эти дополнительные суммы представляют собой процентные ставки, т. е. плату за использование денег. Она устанавливается в процентах к сумме вклада или кредита в расчёте на время использования денежных средств. Главный принцип деятельности банка — хранить деньги вкладчиков и отдавать большую их часть взаймы другим лицам, получая за это доход.

Современная банковская система во всех странах имеет двухуровневую организацию. Верхний уровень — это центральный банк, нижний уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации (инвестиционные и финансовые компании, страховые компании, пенсионные фонды и др.).

Вопрос 3. Зачем нужны коммерческие банки?

Другой уровень банковской системы — коммерческие банки. Их часто называют «рабочими лошадками» финансовой системы. В рыночной экономике коммерческий банк является деловым предприятием, организующим свой бизнес. Он непосредственно обслуживает предприятия, организации и население, продавая клиентам услуги (принимает вклады и выдаёт кредиты) с целью получения прибыли.

Коммерческие банки берут у заёмщиков за пользование деньгами большую плату (ставка процента выше), чем платят вкладчикам (ставка процента ниже). Разница между этими процентами и есть банковская прибыль. Вместе с тем коммерческие банки играют важную роль финансовых посредников в области перераспределения временно свободных денежных средств основных участников хозяйственной деятельности, осуществления платежей между ними.

Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные операции банка — это мобилизация денежных ресурсов: приём вкладов (депозитов); получение кредитов от других банков и центрального банка; выпуск собственных ценных бумаг. Эти полученные заёмные средства — основа деятельности коммерческого банка.

Активные операции банка — это размещение средств: предоставление различных по срокам и размерам кредитов. Вы уже знаете, что банки получают от заёмщиков плату за предоставленный кредит в виде процентов. Кредитные операции» являются наиболее доходной статьёй банковского бизнеса, но в то же время и рискованной. Существует возможность невозврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Такой риск заставляет коммерческие банки вести поиск эффективных методов оценки кредитоспособности заёмщиков.

Современные крупные коммерческие банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг, кроме уже названных: покупка и продажа ценных бумаг и валюты, хранение ценностей в сейфах и др.

Вопрос 4. Кого обслуживают различные финансовые институты?

Кроме коммерческих банков, с конца XIX в. получили развитие такие финансовые и кредитные институты (учреждения), как инвестиционные, страховые и финансовые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи и др. Их деятельность дополняет операции коммерческих банков. Финансово-кредитные учреждения накапливают свободные денежные средства и предоставляют их тем, кто нуждается в дополнительном капитале или финансовой помощи.

Пенсионные фонды создаются частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в эти фонды. Частные пенсионные фонды собирают часть заработной платы работников с обязательством в будущем выплачивать им пенсии. До их использования по прямому назначению собранные средства вкладывают в покупку ценных бумаг крупных корпораций, доход от которых идёт на увеличение пенсионного фонда.

Инвестиционные компании — финансово-кредитный институт, аккумулирующий денежные средства юридических и физических лиц через продажу им собственных ценных бумаг. Инвестиционная компания выступает посредником между заёмщиками и частным инвестором, выражая интересы последнего. Привлечённые средства компания размещает в своей стране или за рубежом путём покупки акций и облигаций предприятий. Важно, что разнообразный набор ценных бумаг позволяет этим компаниям уменьшить риск потери капитала и обеспечить стабильность и большую надёжность доходов вкладчиков, поскольку кризис или финансовые неурядицы затрагивают различные отрасли по-разному.

Страховые компании — организации, оказывающие страховые услуги. Они используют средства специальных страховых фондов (отчисления предприятий, граждан), предназначенные для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Например, если вы пострадали во время наводнения или пожара (уничтожено имущество или нанесён ущерб физическому здоровью), то вам, если вы застраховали имущество и здоровье, выплачивается сумма определённого размера.

Финансовые компании специализируются на предоставлении потребительского кредита и мелких ссуд индивидуальным заёмщикам. Например, вы можете приобрести товары длительного пользования (холодильник, стиральная машина, мебель), оформив через магазин их покупку в кредит.

Фондовые биржи, как вы знаете, специализируются на продаже и покупке ценных бумаг. Все сделки в этом учреждении заключаются методом открытого торга. Так, ценные бумаги приобретаются в ходе публичных торгов лицом, предложившим наивысшую цену. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов. Фондовые биржи активно участвуют в процессе переливания денежных средств в высокодоходные отрасли экономики, поддерживая их развитие.

В современной мировой экономике активно действуют межгосударственные финансово-кредитные институты: Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк экономического сотрудничества. Они занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле, оказывают необходимую помощь в стабилизации финансовой системы развивающихся стран и т. п.

Вопрос 5. Почему возникает инфляция?

По видам причин, вызывающих инфляцию, экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса проявляется, когда спрос превышает предложение, что ведёт к росту цен. Этот вид инфляции имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объёма товаров и услуг. Суть этого процесса можно объяснить одной фразой: «Слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Источниками избыточного спроса могут быть: дефицит госбюджета (часто он покрывается за счёт выпуска не обеспеченных товарами бумажных денег, т. е. за счёт использования «печатного станка»), что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда и другие факторы.

Инфляция издержек (предложения) возникает как следствие повышения издержек на единицу продукции. Причиной повышения уровня издержек производства может быть, например, рост цен на производственные ресурсы. Так, высокий темп прироста инфляции (25,5%) был отмечен в Великобритании в 1975 г. Он явился следствием «нефтяного шока» 1973 г. (резкое удорожание нефти в результате отказа арабских стран поставлять её западным странам, поддерживавшим Израиль).

Вопрос 6. Может ли инфляция положительно влиять на экономику?

Существует естественная инфляция, её уровень не более 5 % в год. Такая инфляция положительно влияет на экономику страны: увеличивается занятость населения, сокращается безработица, увеличиваются инвестиции. Она обусловлена естественным подорожанием товаров и услуг, за счёт улучшения их качества, изменения потребностей покупателей.

Вопрос 7. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

Инфляция — это здоровая реакция экономического организма на возникшее финансовое расстройство, попытка преодолеть его, достичь равновесного состояния между товарами и деньгами. В то же время теория указывает на такие негативные последствия инфляции, как перераспределение национального дохода и национального богатства, искажение системы налоговых ставок, снижение реальной заработной платы работников.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальную опасность для экономики: обесцениваются сбережения, у производителей теряется заинтересованность в создании качественных товаров, ухудшаются условия жизни преимущественно у представителей социальных групп, доходы которых формируются за счёт госбюджета (пенсионеров, служащих, студентов и др.). К примеру, инфляция может стать губительной для пенсионеров. Она «съедает» их сбережения, накопленные за всю жизнь, и сокращает покупательную способность их пенсий. Будучи на руку заёмщикам (например, получателям кредита), инфляция отпугивает кредиторов и инвесторов. Последние при высокой инфляции не стремятся давать деньги в долг или вкладывать в развитие производства, опасаясь, что их реальная стоимость упадёт.

Вопрос 8. Нужно ли бороться с инфляцией?

Для управления инфляцией и борьбы за снижение её уровня государству приходится вырабатывать антиинфляционную политику. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. Важным компонентом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой — введение жёстких ограничений на ежегодные приросты денежной массы. Ещё одна стратегическая задача антиинфляционного управления — сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К её решению можно двигаться двумя путями — увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

Комплекс антиинфляционных мероприятий государства может включать: стабилизацию и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, проведение мер по регулированию цен и доходов.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Что необходимо учитывать при выборе банка для размещения своих сбережений? Объясните, откуда банки берут деньги для оплаты процентов по вкладам.

1. Является ли банк участником системы страхования вкладов

2. Посмотреть годовые отчеты банка за прошлые периоды (они есть в банке и не являются коммерческой тайной).

3. Посмотреть предлагаемые условия по депозитам: слишком привлекательные (по сравнению с другими банками) должны насторожить.

4. Внимательно посмотреть условия депозитных договоров.

Вопрос 2. «В каждом королевстве, куда деньги начинают притекать в большем обилии, чем прежде, всё приобретает новый вид: труд и промышленность оживают, торговец становится более предприимчивым… Первоначально не происходит никаких изменений. Затем начнётся рост цен: сначала на один товар, затем на другой, пока, в конце концов, цены всех товаров не возрастут в такой же пропорции, что и количество металлических денег, имеющихся в королевстве». О каком процессе в денежном мире пишет английский философ и экономист Д. Юм (1711—1776)? Почему многие современные экономисты считают, что в последние 30 лет цивилизованные страны вступили в «век инфляции»? Как государство может влиять на уровень инфляции в стране? Каковы последствия длительной инфляции для экономики?

1. Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

2. Деньги в экономике имеют стоимость, или покупательную способность. Они стоят столько, сколько на них можно купить товаров и услуг в конкретный период времени.

3. Гос-во должно следить за изменением стоимости товаров и выпуск денежных средств.

4. Последствия длительной инфляции заключаются в социальных волнениях: митинги, революции и т. п. Падение государственной валюты относительно у. е, кризис в различных отраслях промышленности, безработица, дефицит продукции, в конечном итоге это может привести к смене власти, рост внутренних и внешних долгов страны.

Вопрос 3. Молодая семья хотела купить однокомнатную квартиру стоимостью 1 млн р., но располагала только половиной необходимой суммы. Семья приняла решение воспользоваться банковским займом и оформила кредит на сумму 500 тыс. р. на 3 года под 20% годовых. Подсчитайте, какую сумму семье придётся вернуть банку через 3 года.

20% от 500тыс руб — 100 тыс руб ( 500*20% / 100% = 100 )

100 тыс р * 3 года = 300 тыс руб составляет переплата по банковской процентной ставке

300тыс р + 500 тыс р =800 тыс руб они вернут в течении трех лет по займу в 500 тыс руб на 3 года под 20% годовых.

Вопрос 4. «С помощью продолжительной инфляции правительства могут конфисковать у своих граждан, тайно и незаметно, значительную часть их достатка», — писал Дж. Кейнс. Как вы относитесь к этому суждению? Объясните, каким образом происходит подобная конфискация. Кто проигрывает и кто выигрывает от инфляции? Как защитить свои доходы?

С каждым годом инфляция съедает накопленные деньги в виде уменьшения их покупательской способности, то есть при инфляции в 20 % через 5 лет деньги накопленные вами в течении всей предыдущей жизни обратятся в прах. Проигрываете вы, выигрывает правительство, кормит народ бреднями о повышении зарплаты, показывая заниженную инфляцию по статистике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *