Особенности проведения первого урока репетитором по математике

Индивидуальное преподавание — интересное и одновременно с этим тяжелое занятие. В отличие от школы хороший репетитор по математике выбирает методику для каждому конкретного ученика в зависимости от его уровня и поставленных родителями целей. Поэтому огромное значение преобретает диагностика состояния знаний, навыков и способностей учащегося. Как правило, она выполняется репетитором на первом же уроке. О нем и поговорим.

Казалось бы, какие здесь могут возникнуть сложности? Кажется, что репетитору и делать то ничего и не нужно. Достаточно дать задание и дело в шляпе. Ученик сидит решает, а репетитор просто наблюдает за происходящим. Но на практике не все так гладно и просто.

Распространены пробные уроки и полноценные занятия. И те и другие очень сложно планировать и проводить. Почему? Дело не только в том, что репетитор не знает ни навыков будущего ученика, ни его способностей, а в том, что родители придают первому знакомству с преподавателем слишком большое значение. Поэтому часто присутствуют на первых уроках, а иногда даже вмешиваются в обсуждение математических вопросов. Один раз мама Заранее неизвестно, во что они встрянут и какие представления имеют о том, что такое хороший репетитор по математике. Некоторые родители используют начальное занятие не для проверки ученика, а для проверки преподавателя. Конечно, кому захочется доверить подготовку к ЕГЭ по математике непрофессионалу?

Меня всегда удивляло требование провести первый урок не в учебном, а в ознакомительном ключе. «Нам нужно определиться с репетитором. Мы хотим встретиться, познакомиться и просто поговорить с вами», — в такой характер будущего урока будущего урока не редко обсуждается с родителями. Или так : «Мы проведем обычное занятия и определимся, заниматься с вами или нет». Я понимаю, что многие обеспокоены качеством обучения своего ребенка и не доверяют первому попашемуся репетитору математики такую ответственную работу, как подготовка к ЕГЭ. Однако оценка, которая дается репетитору ничего кроме эмоцинального наполнения не имеет. Несколько раз слышал от родителей Вы отзанимайтесь, а мне ребенок потом скажет, полнимает он вас или нет». Если расказывать тему на первом уроке, то вполне может что-то и не понять. Это абсолютно нормально, ибо объяснение может не уложиться в систему имеющихся у ребенка навыков. Дело не в самом факте непонимания, а в том, как репетитор по математкие его снимет. Если ребенок чтото не поймет, то я это увижу и предприму на ближайших уроках определнные шаги. Поэтому оценивать репетитора по первым часам знакомства — неразумно.

Первый урок, даже если он полностью учебный, репетитор обычно тратит на то, чтобы рассмотреть ученика. У последнего цели другие. Он изучает репетитора и для оценки качества объяснений ждет, когда ему, наконец, что-то начнут рассказывать. Но перед тем, как что-либо объяснить, нужно понять каков уровень знаний. Получается замкнутый круг. Ребенок не получает от репетитора по математике того, что хотелось бы, а вместо этого попадает в условия приближенные к экзамену. Психологически это очень тяжело, ибо никому не хочется показывать свои проблемы. Слабый ребенок начинает волноваться и только усложняет репетитору по математике диагностику. Кроме этого ученик может подумать, что репетитор по математике всегда таким образом ведет свои уроки. В результате он говорит маме, что ему не понравилось и мама отказывается от дальнейших встреч. Сами того не ведая, родители пропускают хорошего репетитора только потому, что он не показал себя вовремя.

Я часто сравниваю работу репетитора с работой врача, а первый урок с анализом крови. Молодой пациент пугается и отказывается от лечения.

Часто на первом уроке преподавателя мучают вопросами о прогнозах сдачи экзаменов или перспектив повышения успеваемости, на большинство из которых невозможно ответить однозначно. Например: «Как вы считаете, сколько занятий нужно, чтобы подготовиться к ЕГЭ?» Или спросят: «Сколько баллов мы наберем на экзамене?» Недавно я услышал такое «Ваши ученики хорошо сдают ЕГЭ?» Меня всегда удручали такие вопросы. Это все равно, что спросить у продавца в магазине: «У вас все продукты свежие?» Можно подумать, что Вам ответят «не все». Так и хочется сказать: «Нет, все мои ученики заваливают ЕГЭ, и вы обязательно попадете в их число»:) Эх, ответил бы так, но боюсь что юмор не оценят. Если репетитор по математике вздумает так пошутить – это дорого ему обойдется, ибо чувством юмора педантичные, чрезмерно подозрительные и дотошные родители не обладают.

Практика показывает, что эта категория учащихся оказывается наименее обучаемой, ибо в ней все внимание направлено на репетитора, а не на себя, Репетитор, словно официант в ресторане, должен обслужить клиента быстро и качественно. Так, чтобы самим работать по минимуму, а спросить с преподавателя по максимуму. С математикой такой номер не проходит. Нужно трудиться долго и упорно.

Смешанный урок (беседа + тест) ставит перед репетитором еще большие проблемы: трудно планировать занятие. Заранее неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы родители составили представление о репетиторе и меньше возможностей остается заполнить оставшуюся часть «занятия» каким то содержанием. Финансовая сторона тоже оказывается под вопросом, ибо полноценный урок не проводится.

При очной беседе, как правило, родители повторяют сказанное по телефону, а если репетитор по математике нанимается для подготовки к ЕГЭ, то обычно открывают обсуждение вариантов выбора учебного заведения, престижности того или иного ВУЗа и необходимого количества баллов. Причем реально оценить свои силы могут не все. Каких только запросов мне не доводилось слышать. Ребенок путается с решением обычного квадратного неравенства, а от репетитора по математике требуют не менее 75 баллов на ЕГЭ. Как тут поступить? Сказать, что это нереально – значит потерять ученика.

Гарантии репетитора по математике

Когда у репетитора спрашивают о гарантиях определенных результатов, то обычно или не понимают что такое обучение, или поднимают тему только потому, что больше не о чем поговорить. Репетитор по математике – это не мастерская по ремонту холодильников и не торговая фирма. Невозможно контролировать мышление другого человека. Никак. Можно создать оптимальные условия для его развития. Я гарантирую, что темы будут методически правильно выстроены, а объяснения понятны. Но гарантировать сдачу ЕГЭ по математике на тот или иной балл не может никто. Если Вам такое обещают, то в рекламных целях.

Как правило, я не охотно работаю с клиентами, которых интересуют гарантии. С ними очень сложно построить нормальную систему учебных отношений. Они крайне недоверчивы и чрезмерно требовательны в формальностях. В конечном итоге это сказывается и на отношении ребенка к репетитору и на желании заниматься. Помимо всего прочего, я заметил, что именно такие учащиеся намерены получить от занятий максимум, не прикладывая к этому особых умственных и физических усилий. И как правило ставят перед репетитором математики наиболее трудные и порой невыполнимые задачи.

Подозрительность родителей иногда поражает. Недавно пришел ко мне один ученик по рекомендации. Казалось бы, меня посоветовали, рассказали об уроках, ребенок поступил в МГУ. Что еще нужно? Но тем не мене на первом уроке (до тестирования!!!!) обсуждаются гарантии, мои результаты с последнего ЕГЭ. И не только мама, а сам школьник заявляет: «мне нужно с вами побеседовать, чтобы определиться». И начинает задавать вопросы. В таком случае я понимаю, что подготовке к ЕГЭ по математике интересует его в последнюю очередь. В школе тройка, а нужно 80 баллов. Что делать? Конечно, протестировать как можно больше репетиторов.

Даже если содержание первого уроак родители оставляют на усмотрение преподавателя, нужно понимать, что ребенок будет чувствовать определенный дискомфорт в случае проведения с ним жесткого тестирования. Что это такое? Это когда репетитор дает тест в виде контрольной работы и на протяжении всего занятия следит за каждым движением ученика и пытает его вопросами по всему курсу математики: «что такое синус угла?», «сформулируй теорему косинусов», «выпиши формулу разложения квадратного трехчлена на множители» и т. д. Безусловно, репетитор математики обязан выявить пробелы, но ребенок ждет другого и уж никак не захочет попасть на первом же уроке под пресс обстановки, близкой к экзамену.

Свои проблемы люди не охотно раскрывают перед другими. Особенно если их много. И после такого общения с репетитором ученик скажет маме, что ему не понравилось. К чему это приведет? Правильно, первый урок окажется последним. Именно поэтому я советую репетиторам математики чередовать на нем тестовые задания (разных уровней) с объяснениями. В начале дается комбинированная задача. Если она не получается, предлагаются ее элементы в отдельности. Если и с ними проблемы, то репетитор приступает к объяснению решения. По крайней мере будет понятно, на каком уровне они нужны. И репетитору польза и ребенку приятно. Особенно в начале сентября.

В заключении скажу, что договоренности с родителями по телефону вовсе не гарантируют то, что он будут выполнены. Ученик может забыть тетрадь, а родители могу неожиданно попросить провести только половину занятия. Урок иногда отменяется за полчаса до его начала. К сожалению, репетитор по математике всецело зависит от единственного ученика «в своем классе». Как тут не позавидовать школьным педагогам, у которых все и всегда проводится по плану.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике,Москва

Метки: Для родителей, Работа репетитора

Как начинающему репетитору по английскому провести первое занятие?

Olga Millich 3688 3 года назад Профессиональный репетитор английского, владелец студии английского языка OM-English (http://yunonaolga.wixsite.com/om-english), тренер преподавателей, автор и сценарист

Сначала выясните по телефону, что нужно клиенту. Если это ребенок, а вы договариваетесь с родителями, то расспросите какие цели стоят, какие проблемы насущны, нужно повышать успеваемость по школьной программе или нужно улучшать уровень помимо школы. Если это взрослый, выясните цели и проблемы, спросите, на чем заострить внимание.

Если клиент хочет подготовиться к экзамену (ОГЭ, ЕГЭ, Кембриджские экзамены и т.д.), то я часто за несколько дней до занятия высылаю срез данного экзамена по почте, чтобы, получив ответы, хотя бы приблизительно понять уровень. Но если ученик говорит, что уровень слабый, никакой подготовки к экзамену не было раньше, лучше никакого тестирования не проводить, а то можно еще до первого занятия демотивировать.

Задача состоит в том, чтобы с первого занятия ученик ушел с ответами на наболевшие за всю жизнь вопросы. Если он заявил, что проблемы с грамматикой, то можно сразу разобрать какую-нибудь грамматическую конструкцию. Например, Present Perfect, если уровень ученика позволяет. Обычно с этим временем непонимание у всех, чей уровень Pre-Intermediate или ниже. Часто проблемой ставят «языковой барьер». Тогда сразу можно практиковать простые диалоги и монологи.

Если цель — просто повысить уровень языка, то на первом занятии лучше всего заниматься в равной степени разными навыками: чтением, аудированием, говорением, грамматикой. Элемент шоу тоже не повредит — посмотреть диалог с youtube по теме, например, разобрать его и практиковать несколько раз, немного изменяя сценарий.

Подготовьтесь заранее — книги, копии, аудио, видео. Я часто готовлю материал на два разных уровня — полегче и посложнее, чтобы во время занятия быстро сориентироваться. Если ученик уходит с первого занятия, узнав что-то новое или получив новые ответы на старые вопросы, то он вернется, и сотрудничество, скорее всего, будет продолжительным.

И еще очень важный момент — нужно быстро установить контакт с учеником, расположить его к себе. Многие испытывают страх перед учителями, нервничают; наша задача — расслабить. Вода, чай, кофе, улыбка в помощь.

На первом занятии люди любят просить оценить уровень, просят указать точную дату, когда они заговорят, как принц Чарльз. Как с этим обращаться — целое искусство. Молчать нельзя, но и целиком брать на себя ответственность по поводу сроков и давать обещания тоже не нужно.

Уверенность в себе, тщательная подготовка к занятию с учетом пожеланий, искренний интерес к предмету и ученику — и все будет хорошо!

  1. Партнерство с авторитетным образовательным центром
    Партнером Инновационного образовательного центра «Мой университет»может стать любой владелец аккаунта в социальных сетях, блога, интернет-портала, с помощью которых сможет рассказывать коллегам об уникальных предложениях “Моего университета”. За каждого привлеченного специалиста, ставшего клиентом “Моего университета”, вы будете получать высокий ежемесячный доход . Еще один бонус для участников Партнерской программы — возможность пройти курсы повышения квалификации на выгодных условиях.
  2. Репетиторство по скайпу
    Биржа репетиторов http://rusrepetitors.ru/
    Репетиторство — обычный источник дополнительного заработка педагога. Мы же предлагаем вам перейти из оффлайн режима в онлайн. Преимущества очевидны: расширится круг учеников, нет необходимости принимать чужих людей у себя дома, не надо тратить время на дорогу к ученикам. И клиенты всё охотнее работают по скайпу, предпочитая учебу в комфортных домашних условиях. Занимаясь несколько часов в день, вы можете значительно увеличить свой заработок.
  3. Создание вебинаров

    Вебинар — новая удобная форма обучения. Если вы уже оценили ее преимущества и вам есть чем поделиться, то разместите ваши вебинары и задания на образовательном видеоканале «Мой университет». Вашей задачей будет проверка присланных практических заданий, ведение таблицы успеваемости и таблицы выпускников вебинара. За свой труд вы получите достойную оплату.
  4. Дополнительная квалификация
    Профессиональная переподготовка — ­­удобный, недорогой и, главное, быстрый способ освоить новую востребованную и высокооплачиваемую специальность. Пройти курсы профессиональной переподготовки можно в «Моем университете». По окончании обучения вы получите удостоверение, соответствующее всем требованиям государства.
  5. Копирайт, рерайт, перевод, редактура
    Самая популярная в России биржа копирайтинга и рерайтинга: https://text.ru/
    Интернет-рынок постоянно нуждается в грамотно написанных текстах, а любой педагог умеет красиво излагать свои мысли. Почему бы на этом не заработать? Заказчикам нужны разные тексты: информационные материалы, продающие тексты, новости и даже стихи. Учителя английского языка окажутся востребованными на бирже переводов. Владельцы сайтов будут рады помощи редактора, который напишет “вкусные” тексты без ошибок и тем самым сформирует положительный имидж компании.
  6. Создание и преподавание дистанционного учебного курса
    Станьте преподавателем «Моего университета» и проведите свой курс повышения квалификации или переподготовки по актуальной для педагогов теме, как это делают уже более 100 педагогов и получают проценты за каждого обучающегося.
  7. Написание рефератов и контрольных работ
    Вакансии для авторов студенческих работ https://www.diplomtime.com/author
    Студент пошел ленивый, но вам это только на руку! Молодые люди готовы отдать последние деньги, лишь бы не думать самим. Можно им помочь в выполнении самостоятельной или контрольной работы, написать курсовую или диплом.
  8. Ведение блога

    Блог-платформа для ведения онлайн-дневников https://www.livejournal.com
    Если вам не хочется писать на заказ, ведите блог, только пишите интересно и часто! Ежедневно рассказывайте случаи из школьной жизни, делитесь своими ноу-хау, активно общайтесь с аудиторией. Что это даст? Во-первых, вас заметят, возможно, пригласят для сотрудничества или участия в большом проекте. Во-вторых, если блог станет популярным, то вы сможете зарабатывать на рекламе. Пример успешного ведения видеоблога — канал учительницы из Кемерово Валерии Акуловой.
  9. Заработок на хобби
    Главная площадка для покупки и продажи handmade работ в России https://www.livemaster.ru/
    У каждого есть дело “для души” — садоводство, вышивание, вязание. Летом можно подарить себе праздник, занимаясь любимым делом, и заработать на этом. Поищите площадки для реализации своих шедевров и получайте деньги!
  10. Индустрия детского досуга
    Школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых http://iq007.ru/
    Можно подработать в детском лагере воспитателем или же по совместительству стать преподавателем детского развивающего центра. Сейчас в России обретают популярность школы скорочтения и развития интеллекта, владельцы которых заинтересованы в талантливых педагогах и платят им щедрее, чем государство.
  11. Проведение экскурсий

    Биржа Гидов http://luckyguide.ru/
    Летом особенно востребованной становится профессия экскурсовода, которая предполагает наличие уже имеющихся у учителей навыков: способность усваивать большой объем информации, преподавать ее в интересной форме, уметь вести за собой людей, навык публичных выступлений.

Итак, оказывается, педагог обладает знаниями и навыками, востребованными не только в школе, но и в “большом” мире, нужно только выбрать наиболее подходящее для себя направление деятельности. Желаем успехов в открытии новых горизонтов!

Учитель — это необязательно труд с 8 до 16, полные классы детей, проверка «домашки» и зарплата 15-20 тысяч. Учить других людей можно и проще, и выгоднее, работая репетитором.

Ниже IQReview разобрался с тем, насколько выгодна эта профессия, каковы ее плюсы и минусы, и что нужно для того, чтобы начать работать репетитором.

Кто может работать репетитором и что для этого требуется?

Для того чтобы работать репетитором, самое главное — это иметь глубокие знания в своем предмете (или предметах). Если вы будете досконально знать материал и уметь его объяснять — прочие факторы будут уже вторичны, хотя на первых порах могут и возникнуть проблемы с поиском клиентов. При этом работать учителем (об этой профессии можно почитать отдельно) вообще не обязательно.

Существенным плюсом для работы будет высшее образование.

  1. Педагогическое образование. Особенно этот пункт актуален для тех, кто планирует работать с детьми: родители часто выдвигают высокие требования к репетиторам, и желают найти не просто специалиста по предмету, а специалиста-педагога.

  2. Высшее специальное образование в своей области. К примеру, если вы планируете преподавать английский язык, существенным преимуществом будет наличие диплома переводчика.

Идеальное сочетание — это иметь 2 Зачем нужно высшее образование? Образование и работавысших образования: педагогическое и профильное, и при этом иметь опыт работы педагогом (или даже продолжать работать). У такого репетитора шансы быстро набрать клиентскую базу в разы возрастают.

Еще одним преимуществом является практический опыт работы. Если вы получили диплом педагога, но никогда не работали в школе — это частично уменьшит ваш вес как преподавателя. Хотя этот нюанс уже не такой существенный: даже выпускники высших учебных заведений, которые только-только окончили обучение и испытывают недостаток финансов, и те смогут найти клиентов. Разве что ставка для неопытного преподавателя будет ниже, чем у того, который имеет реальный опыт.

Прочие факторы (возраст, пол) второстепенны, и берутся во внимание нечасто.

На выезде, дома и в онлайне: о вариантах работы

Работа репетитором может быть организована тремя способами:

  1. У себя дома — ученик приходит к учителю.
  2. У себя дома, по скайпу.
  3. Дома у ученика.

Для большинства репетиторов работа у себя дома — это самый удобный и предпочтительный вариант: не нужно никуда ездить (а значит — экономятся время и силы, и можно брать больше учеников), и вдобавок, преподаватель защищен от возможных проблем (к примеру, если в доме, куда ходит репетитор, что-то пропадет — его могут заподозрить в первую очередь).

Из недостатков такой работы — необходимость обустроить рабочее место в домашних условиях. Как минимум — выделить комнату, где никто и ничего не будет мешать занятию, и обеспечить ученика нужной мебелью (стол и стул). Такой вариант не подойдет для студентов, живущих в общежитии, а также для тех, кто снимает комнату или живет с большим количеством родственников в небольшой квартире.

Работа репетитором по скайпу — вариант еще более удобный и для преподавателя, и для ученика, поскольку никому не нужно никуда ходить. Именно так сейчас все чаще и чаще предпочитают работать и репетиторы, и ученики.

Онлайн-обучение — способ, который идеален в плане экономии времени и сил. Вдобавок, если ваши ученики — это дети, то их родителям не придется беспокоиться о своем ребенке: он будет находиться дома, под присмотром.

Из минусов онлайн-репетиторства можно выделить возможные сложности при пояснении. Бывает, что в процессе учебы возникает необходимость что-то нарисовать на листке, чтобы проще объяснить материал. Если ученик сидит перед вами, и у него на столе лежит лист бумаги — проблем с этим не возникает. А вот если он общается с вами по скайпу — сделать это будет уже сложнее. Впрочем, если для общения вы используете не встроенную веб-камеру ноутбука, а камеру планшета, смартфона, или камеру с проводом — то и с этим проблем не возникнет.

Онлайн репетиторство

Репетиторство на дому у ученика — менее распространенный вариант обучения. Чаще всего таким образом работают молодые репетиторы, еще не имеющие хорошей клиентской базы, обычно — студенты и недавние выпускники.

Такой способ образования удобен для клиента, поскольку ему не нужно никуда ходить. Для репетитора этот вариант будет удобным, если ученик живет недалеко от его дома (или места работы).

Рекомендуем к прочтению: Переводчики – о том, как учить иностранные языки

Кто пользуется услугами репетиторов?

При слове «репетитор» у многих наверняка сразу возникает ассоциация: учитель, который подрабатывает тем, что учит детей. На самом же деле репетитор — это не обязательно учитель, а его клиенты — не обязательно дети.

Пользоваться услугами могут практически все.

  1. Взрослые. Репетиторов они могут нанимать как для собственного развития, так и для карьеры или для получения диплома (ведь не все поступают в высшие учебные заведения в 17-18 лет — есть и те, кто идет в институт гораздо позже).
  2. Студенты. Эта прослойка клиентов у репетиторов обычно самая небольшая. Бедные студенты не имеют средств на такие услуги. Те, кто средствами располагает, чаще предпочитают просто «покупать» зачеты, экзамены, курсовые и дипломы. Студентов, которые и хотят учиться, и имеют возможность платить репетитору — немного.
  3. Дети дошкольного возраста. Цель занятий в этом случае может быть как подготовка к школе по конкретным предметам, так и общеразвивающие занятия.

  4. Дети школьного возраста. Самая распространенная и самая прибыльная группа клиентов. Родители могут нанимать репетитора ребенку как для того, чтобы «подтянуть» его по какому-то предмету просто так, так и для того, чтобы добиться высшего балла на ЕГЭ и сдать вступительные экзамены.

Репетиторство для детей-школьников — хоть и самый прибыльный, но и самый проблемный вариант. Обычно в этом случае родители рассчитывают, что их ребенок получит высокую оценку (на контрольной, экзамене, ЕГЭ). Если вдруг ученик не получает балл, который был необходим — виноватым часто оказывается именно преподаватель.

Основные правила, которые стоит усвоить начинающему репетитору

Прежде чем приступать к работе, желательно усвоить и запомнить ряд правил.

Урок с репетитором

  1. Помните, что вы — на работе. Не все ученики могут быть вам приятны, не все ведут себя адекватно и вежливо (касается это как детей, так и взрослых), и с этим придется сталкиваться. В особо сложных случаях — не бойтесь отказываться от работы.
  2. Сразу узнавайте цель, которую ставит перед собой ученик, время, за которое требуется это сделать, и оценивайте реальность результата. Возможно, клиенту хочется, чтобы за месяц вы обучили двоечника-выпускника физике, и чтобы он на «отлично» сдал экзамен — естественно, так сделать не получится.
  3. Если целью занятий является подготовка школьника, особенно к какому-то конкретному испытанию (контрольной, экзамену, ЕГЭ), рекомендуется сразу объяснить родителям, что занятия с репетитором — не гарантия высшего балла. В большей степени все зависит именно от ученика. Также повлиять может и удача — не исключено и такое, что на контрольной выпадет самый сложный билет, по которому ваш ученик как раз «плавает».
  4. Поддерживайте общение с родителями ученика. Неважно, как именно проходят занятия — хорошо или плохо — лучше, чтобы об этом они узнавали от преподавателя. Ребенок может рассказать родителям свою точку зрения не всегда верно, не всегда объективно, поэтому регулярно рекомендуется созваниваться и общаться.
  5. Подбирайте длительность урока, исходя из возраста. Взрослый человек без проблем сможет заниматься час подряд, а вот маленький ребенок — вряд ли. Поэтому с дошкольниками и учениками начальных классов лучше заниматься по 45 минут. А если ученик не выдерживает (зевает, начинает отвлекаться или просто хуже усваивать материал) — урок можно сократить до получаса.
  6. Ведите график своих занятий, особенно если клиентов очень много, и они часто меняются. Если у вас 2-3 ученика, которые занимаются по стабильному графику — проблем не должно возникнуть. А вот если у вас с десяток учащихся — то лучше планировать свое расписание.
  7. Не стесняйтесь напоминать об оплате. Репетиторство — услуга, а значит — она должна оплачиваться. Если клиент почему-то не спешит давать оговоренную оплату, спокойно напомните ему об этом.
  8. Если вы уже работаете учителем, и планируете подрабатывать репетиторством — не спешите бросать основное место работы. Во-первых, эти занятия легко можно совмещать, а благодаря основному месту работы — находить учеников. Во-вторых, официальная работа педагогом позволяет иметь оплачиваемые отпуска и больничные, а также фиксированный и стабильный доход (пусть и небольшой). Репетитор при полной загрузке может получать в разы больше, чем педагог на ставке, однако клиентскую базу необходимо наработать, на что может уйти не один месяц, а то и не один год, в этом случае школьные часы будут весьма кстати.

Сколько можно заработать?

Для сравнения сразу приведем уровень зарплат учителей в России:

  • средняя зарплата преподавателей в Москве — около 30-35 тысяч рублей;
  • средняя зарплата преподавателей в северных регионах — около 50 тысяч;
  • средняя зарплата в других регионах — около 15-20 тысяч.

При этом преподаватель может получать дополнительные надбавки — за работу классным руководителем, за дополнительные часы, за выслугу. Иногда учителя преподают в нескольких учебных заведениях одновременно.

Отсюда, можно подсчитать, сколько учитель в среднем получает за 1 урок. Для примера возьмем, что в неделю у преподавателя выходит 25 уроков, а в месяц — 100. Тогда получится, что:

  • в регионах преподаватель получает примерно 200 рублей за 1 урок (если брать доход 20 тысяч);
  • в Москве преподаватель получает около 300-350 рублей за 1 урок.

Заработок репетитора получается существенно интереснее:

  • за 1 урок (1 час) по английскому языку расценки начинаются от 400-500, а в среднем составляют 600-700 рублей;
  • точные школьные науки обойдутся дешевле: репетиторы берут за них в среднем 300-350 рублей в регионах, и около 500 — в Москве;
  • подготовка по предметам к ЕГЭ обойдется примерно столько же: от 300 для регионов и от 500 — для Москвы.

Для примера подсчитаем: если у репетитора выходит 10 уроков в неделю при цене 500 рублей за 1, то за месяц он получит около 20 тысяч. То есть преподаватель, который подрабатывает всего по 10 часов в неделю репетитором, может ощутимо пополнять семейный бюджет.

Свой бизнес: услуги репетитора на дому

Практически любой преподаватель рано или поздно становится репетитором. Кто-то оказывает эти услуги в качестве дополнительного источника дохода при наличии основной работы, а кто-то превращает репетиторство в выгодный и успешный бизнес.

Хороший репетитор должен иметь соответствующее специальное образование и большой опыт преподавательской деятельности. Несмотря на то, что для работы в этой сфере нет строгих требований к специальному образованию, тем не менее, наличие такового значительно увеличивает вашу востребованность среди клиентов и, как следствие, уровень вашего дохода. Хотя стоит заметить, что многие родители, выбирающие преподавателя для своего ребенка, ориентируются, в первую очередь, на отзывы и рекомендации знакомых, а не на диплом и записи в трудовой книжке преподавателя.

Услуги хорошего репетитора пользуются большим спросом. По мере усложнения или, наоборот, упрощения школьной программы родители вынуждены обращаться за помощью к преподавателям вне школы, которые помогут их детям лучше понять школьные дисциплины, изучить интересующие их предметы более углубленно и подготовиться к многочисленным экзаменам.

Итак, основная целевая аудитория репетитора – это школьники, которые либо не справляются с учебой в школе, либо, напротив, хотят выйти за рамки традиционной программы; старшеклассники, которые обращаются за помощью к преподавателям при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам; студенты первых курсов высших учебных заведений.

Наибольшее количество репетиторов занимаются преподаванием иностранных языков (преимущественно английский и немецкий), русского и литературы, математики, физики, химии, биологии. Занятия можно проводить как у себя на дому, так и с выездом на дом к ученику.

В первом случае понадобится свободное помещение (комната), где никто из домочадцев не будет отвлекать вас от занятий.

Во втором случае в стоимость услуг репетитора закладываются расходы на дорогу. Конечно, выгоднее набирать учеников в том районе, где вы проживаете, в 5-10 минутах ходьбы от вашего дома. Последний вариант менее удобен, так как вы все равно тратите минимум полчаса вашего времени на дорогу.

Кроме того, все необходимые учебные и методические материалы вам придется носить с собой. Хорошо, если это небольшие книги. Однако зачастую для проведения занятий приходится использовать дополнительное оборудование (например, компьютер, проектор, магнитофон, доску) или объемные материалы (карты, постеры и т. д.). В таком случае возможен только вариант обучения у себя дома или же в специально арендуемом помещении на нейтральной территории.

Как и любой преподаватель, репетитор должен иметь заранее подготовленный план, в котором будет подробно и поэтапно расписана программа обучения и темы, которые изучаются на каждом занятии. Желательно, чтобы этот план был и у ваших учеников. Если у вас нет большого опыта преподавания и особых достижений в научной работе, то стоимость одного урока будет составлять около 250-500 рублей, в зависимости от региона, в котором вы проживаете.

Затем, когда вы приобретете достаточно большой опыт преподавательской деятельности и хорошую репутацию среди существующих и потенциальных клиентов, можно поднимать стоимость занятия. Длительность одного урока зависит от возраста ученика. Для малышей дошкольного и младшего школьного возраста это время не должно превышать 30-40 минут. Для подростков и взрослых учеников занятие может длиться 60-90 минут. Средняя протяженность одного урока составляет 40-60 минут (академический и астрономический час).

Если вы рассматриваете репетиторство не как временный или дополнительный источник дохода, а как свой основной заработок, следуйте простым правилам:

  1. Собирайте рекомендации у учеников (или их родителей), с которыми вы занимались.
  2. Постоянно занимайтесь самообразованием, принимайте участие в специализированных семинарах, посещайте курсы повышения квалификации. И не забывайте вешать лучшие дипломы и сертификаты в своем кабинете, чтобы с ними могли ознакомиться ваши клиенты.
  3. Уделите особое внимание составлению расписания работы. Безусловно, у репетитора, который проводит индивидуальные занятия, есть объективные ограничения по количеству учеников, которых он может взять. Для того чтобы оптимизировать ваше рабочее время и снизить количество «свободных» часов, планируйте занятия, исходя не только из возможностей ваших клиентов, но и собственного времени. В утренние часы занимаются те, кто учатся в школах во вторую смену. После обеда на занятия приходят ученики, которые посещают школу в первую смену. Вечерние часы подходят абитуриентам, студентам и работающим людям. Меньше всего клиентов – в обеденное время с 11-12 до 14-15 часов. Чтобы избежать простоя и потери денег, предлагайте своим клиентам скидки на занятия в этот период времени.
  4. Не экономьте на материалах. Независимо от вашей специализации, вряд ли вы сможете обойтись без компьютера и принтера. Они пригодятся для составления плана работы, договоров с клиентами, подготовки дополнительных учебных материалов и т. д. Кроме того, в зависимости от того, какой предмет вы преподаете, вам могут потребоваться определенные учебно-методические материалы, которые сейчас стоят довольно дорого. Если все ваши ученики находятся примерно на одном уровне и проходят одну и ту же программу, то можно обойтись одним комплектом пособий. Если вы преподаете, к примеру, иностранные языки ученикам с различным уровнем знаний, заранее учитывайте расходы на приобретение учебников, пособий и дисков для преподавателей, дополнительных материалов. Стоимость одного комплекта составляет от 1000 рублей и выше. Некоторые преподаватели, стремясь сэкономить на покупке дорогостоящих пособий, приобретают более простые учебники, что не самым лучшим образом сказывается на качестве обучения.

Учеников можно искать, используя традиционную рекламу (объявления в газетах, прямую почтовую рассылку), а также размещая объявления о своих услугах на местных интернет-порталах и форумах. Особенно эффективно размещение объявлений в учебных заведениях и на примыкающей к ним территории. Постепенно у репетитора формируется собственная клиентская база, и традиционные методы рекламы заменяет «сарафанное радио»: клиенты, приходящие по рекомендации ваших нынешних или бывших учеников.

На протяжении последних нескольких лет в нашей стране набирает популярность дистанционный способ обучения – через интернет. Работать таким образом можно, не выходя из дома. Занятия строятся так же, как и при традиционном общении преподавателя с учеником, но посредством специальной программы Skype с минимальным набором гарнитуры – видеокамера и наушники с микрофоном. Конечно, при таком формате работы есть определенные ограничения по подаче материала и использованию учебных пособий.

К примеру, согласно Закону о защите авторских прав, даже приобретя печатную версию учебного пособия, его владелец не имеет права сканировать/копировать и распространять эти материалы, если только иное не оговаривается отдельно. Есть преподаватели, которые не обращают внимания на эти запреты и отправляют своим ученикам материалы в электронном виде. Остальные рекомендуют студентам приобрести пособия в печатном виде и заниматься по ним.

При дистанционном обучении преподаватели размещают объявления о своих услугах на тематических ресурсах и на собственном сайте или в блоге. Как правило, первое занятие проводится бесплатно. Во время него преподаватель может оценить уровень знаний своего ученика, а последний – понять, комфортно ли ему заниматься с таким репетитором. Стоимость одного занятия по скайпу составляет от 200 рублей за один урок и выше (не считая подготовку к уроку, которая сама по себе может занять в первое время несколько часов).

Преимущества такой формы работы: проводить занятия можно практически в любое время (в том числе и поздно вечером, если это удобно преподавателю и студенту), клиенты занимаются в привычной обстановке у себя дома, оплата за занятия производится безналичным расчетом, нет территориального ограничения по поиску клиентов.

Однако есть и определенные недостатки: на подготовку к таким занятиям уходит, как правило, больше сил и времени, необходимо иметь хорошие навыки работы на компьютере, так как подготовка заданий и их проверка с анализом ошибок обычно проводятся в письменном виде, чтобы не тратить на это время во время занятия. При дистанционном обучении очень сложно собрать группу из нескольких учеников, поэтому в данном случае лучше работать с каждым из них индивидуально.

Если вы планируете работать самостоятельно, то достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Если в дальнейшем вы собираетесь открывать собственную школу, то вам будет необходимо зарегистрировать ее в качестве НОУ (негосударственное образовательное учреждение) и получить специальную лицензию на образовательную деятельность. Ее выдают в территориальных комитетах по образованию. Для получения лицензии придется подготовить ряд документов, которые подтвердят высокий уровень предоставляемых услуг. Только такое образовательное учреждение имеет право выдавать своим клиентам документы государственного образца.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *