Законопроекты 2020 года внесли изменения в отпуска для работников сферы государственной службы. В октябре этого года было принято распоряжение, касающееся сокращения сроков отдыха работников определенных областей деятельности.

Кроме того, представители власти предложили:

  • сократить длительность отпуска, положенного за ненормированный рабочий график;
  • изменить порядок расчета отпускных госслужащим, положенных по выслуге лет.

Содержание

Предоставление отпуска

Согласно российскому законодательству, госслужащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск, полагающийся за рабочий стаж.

Оба отпуска могут суммироваться или же предоставляться частями. При дроблении отпуска одна его часть не может быть менее двух недель (ст. 125 ТК РФ). Кроме того, чиновник может брать неоплачиваемый отпуск продолжительностью не более года.

Отпуска государственным служащим предоставляются по следующим правилам:

  1. Первый отпуск после устройства на службу дается по истечении 11 месяцев трудовой деятельности в госоргане. Исключение составляют лишь беременные женщины и служащие, переведенные из одного госоргана в другой.
  2. По договоренности с руководством отпуск чиновник может взять заранее.
  3. Ежегодный оплачиваемый отпуск может быть перенесен или удлинен в том случае, если человек временно нетрудоспособен.
  4. При согласии чиновника, его отпуск может быть передвинут на другой трудовой год. Одну часть отпуска (сроком более 6 дней) при этом нужно использовать не позже, чем в период 1 года с момента наступления права на него. Другую часть можно присоединить к отдыху следующего рабочего года. Однако, руководство не имеет право не предоставлять отдых чиновнику на протяжении двух лет подряд.
  5. Отпуск не может быть компенсирован материальной выплатой, за исключением варианта с увольнением сотрудника.
  6. Дополнительный отпуск дается сверх официального.
  7. С согласия государственного работника, он может быть досрочно отозван с отдыха. Непредвиденный отзыв оформляется в виде приказа, в котором оговариваются условия предоставления части неиспользованного периода отдыха.
  8. При предоставлении чиновнику отпуска без сохранения заработка, за ним оставляют его рабочую должность.

С начала 2020 года действовали следующие правила, касающиеся длительности отдыха чиновников:

  1. Госслужащие на высших и главных постах отдыхали 35 дней (с поправками – 30).
  2. Прочим работникам госслужбы полагалось 30 дней.

Вне действия поправок, сокращающих длительность периода отдыха, остались отпуска представителей государства, занятых работой в особо трудных и вредящих здоровью трудовых условиях.

Дополнительные дни отпуска получают следующие категории граждан:

  • сотрудники на крайнем севере – 24 дня;
  • работники, трудящиеся в условиях, близких к северным – 16 дней;
  • сотрудники, занятые деятельностью на севере и получающие надбавку по районному коэффициенту – 8 дней.

Законодательство

Отпускные для госслужащих регулируются Федеральным Законом № 79 «О государственной гражданской службе РФ». Осенью 2020 года поправки о сокращении длительности отпусков были внесены именно в этот закон.

По идее законодателей, изменения этого года должны навести порядок в продолжительности отпусков государственных служащих. Кроме того, экономятся средства из госбюджета. Новый принцип расчета отпускного периода вступит в силу в марте 2020 года.

Результат реорганизаций – кардинальная смена условий работы госслужащих.

Начальство или его представитель будут обязаны проинформировать работников о новых условиях не позднее, чем за 30 дней.

В том случае, если сотрудник откажется принимать введенный порядок, руководство вправе его уволить со службы.

Изменения 2020 года

Законопроект определил основные показатели, влияющие на длительность отпуска для госслужащих:

  • должность сотрудника;
  • рабочий график;
  • рабочий стаж.

Согласно принятому в последних числах октября закону, должны быть воплощены в жизнь следующие изменения:

  1. Длительность отдыха государственных служащих (ст. 115 ТК РФ) – 30 дней.
  2. Отпуск, положенный за ненормированный рабочий режим ограничивается 3 днями.
  3. Изменяется порядок расчета дополнительно предоставляемого отпуска за рабочий стаж. Сейчас от 1 года добавляется 1 день, от 5 – 5 дней, от 10 – 7 дней, от 15 – 10 дней. Эта поправка допускает максимальную продолжительность отпуска не более 43 дней.

Год работы на государство исчисляется для сотрудника с момента трудоустройства. К примеру, если чиновник начал работать с мая 2020, то его следующий год на службе и начнется в мае 2020 года. До начала нового трудового года сотрудник отдыхает по старым правилам.

Узнайте, как посчитать сумму отпускных.

Учитывается ли мат.помощь при расчете отпускных? Смотрите .

Отпускные госслужащим

Законодательство определяет следующий порядок выплат отпускных для государственных служащих:

  • средства выдаются единоразово;
  • деньги начисляются и выплачиваются не позже, чем через 10 дней до того, как начнется период отдыха.

Отпуск чиновникам предоставляется в соответствии с графиком отпусков. Однако, чиновник может взять незапланированный отдых по причине пребывания его супруги в декретном отпуске.

При таком варианте наниматель обязан пойти навстречу, скорректировав отпускной график.

Дополнительный неоплачиваемый отпуск можно оформить по заявлению при наличии уважительных причин. Руководитель лично рассматривает заявление, определяя степень уважительности.

Особенности оплаты

Выплаты по отпуску чиновникам перечисляются по Постановлению Правительства № 562. Этот нормативный акт действует с сентября 2007 года.

Денежная выплата на период оплачиваемого официального отпуска для госслужащих складывается из:

  • заработной платы, которая зависит от должности сотрудника;
  • оклада по классу службы;
  • дополнительных надбавок.

Надбавки обычно складываются из следующих составляющих:

  • выплат по выслуге лет;
  • дополнительного оклада за особые трудовые условия (например, в северных регионах);
  • выплат за использование в трудовой деятельности документов, относящихся к государственной тайне;
  • материальных поощрений, назначенных работнику в ближайший трудовой месяц;
  • премий, выданных в текущем периоде;
  • матпомощи для госслужащих.

Для некоторых представителей государственной службы в расчет надбавок включено и денежное содержание в форме единовременных выплат.

Как рассчитываются?

Порядок организации отпусков чиновников отличается от остальных лиц в связи с тем, что отдых тех, и других регулируют разные правоустанавливающие документы.

Согласно установленным правилам, расчет отпускных госслужащих производится по следующим правилам:

Размер отпускной выплаты = денежное содержание/29,3*количество дней отпуска.

Разберем начисление отпускных госслужащему на следующем примере. Официальный отпуск предоставляется сотруднику учреждения госслужбы в период с 01.10.2016 по 14.10.2016, на 2 недели. Отпускные при этом нужно выплатить до 21.09.2016 (за 10 дней).

Денежное содержание за месяц составило 30950,45 руб.

Эта сумма получилась из следующих составляющих:

  • 6900 руб. – оклад за должность;
  • 1590,40 руб. – оклад за чин по классу;
  • 696 руб. – надбавка 10% за рабочий стаж;
  • 8970 руб. – надбавка 130% за условия, в которых протекает служба;
  • 11300,05 руб. – материальное поощрение в текущем месяце;
  • 700 руб. – 1/12 матпомощи за год до отпуска;
  • 794 руб. – 1/12 от всех премий за год до отпуска.

Размер отпускной выплаты = 30950,45/29,3*14 = 14788,61 руб.

Страховые взносы с отпускных в 2020 году являются обязательными.

Вычитается ли подоходный налог с отпускных? Читайте .

Как насчитывают отпускные в 2020 году? Подробная информация в этой статье.

Дополнительные гарантии

Помимо выплаты отпускных, государство гарантирует начисление материальных средств сотрудникам госслужбы в периоды:

  • прохождения медосмотров/временной нетрудоспособности;
  • проф- и переподготовки, повышения квалификации, стажировки;
  • пребывания в командировках по службе;
  • отстранения от выполнения полномочий в связи с противоречием личного и служебного интересов;
  • служебных проверок.

Дополнительные материальные гарантии от государства чиновникам:

  • медстрахование, в том числе и на пенсии;
  • соцстрахование;
  • компенсация расходов на командировки;
  • возмещение транспортных расходов при переводе на другое рабочее место;
  • пенсионное возмещение.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:

  • от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • иными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также отраслевыми документами, например, приказами Генпрокуратуры РФ от 02.03.2015 № 95 «Об утверждении Положения о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации», ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации».

Соблюдение порядка предоставления отпусков

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Вышеперечисленные законы предусматривают, что ежегодный отпуск служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. 📌 Реклама Отключить

Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

На основании ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При этом в названном законе сказано, что для лиц, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности может устанавливаться законами субъектов РФ. Например, в Законе Нижегородской области от 30.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» говорится, что муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 35 календарных дней. Аналогичное положение содержится в Законе Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге».

📌 Реклама Отключить

Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:

  • ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

Наиболее часто наниматель сталкивается с предоставлением отпусков за выслугу лет, поэтому остановимся более подробно на данном виде отпуска. В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для государственного служащего исчисляется из следующего расчета: один календарный день за каждый год гражданской службы. 📌 Реклама Отключить

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.

Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.

📌 Реклама Отключить

Обращаем внимание читателей, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. При составлении графика следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает работодателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории работников в удобное для них время – например, женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235). Как отмечается в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 02.07.2014 по делу № 2-1729/2014, 33-533/2014, представитель нанимателя не вправе отказать женщине – гражданскому служащему, имеющему двух детей в возрасте до 12 лет, в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для нее время.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.

📌 Реклама Отключить

Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.

Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

📌 Реклама Отключить

Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.

Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск

Как уже было отмечено выше, законодательство РФ гарантирует гражданскому служащему за время нахождения в ежегодном отпуске сохранение замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).

Относительно периода нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих (далее – Правила № 562). Как следует из п. 5 названных правил, сохраняемое денежное содержание за время нахождения федерального гражданского служащего состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» — «г» п. 2 Правил № 562, к которым относятся:

📌 Реклама Отключить

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).

📌 Реклама Отключить

Для справки

Заметим, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих значение среднемесячного числа календарных дней (29,3) применяется для отпусков, предоставляемых с 22.07.2014, до указанной даты использовалось число 29,4 (Письмо Минтруда РФ от 31.10.2014 № 18-1/В-815).

Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.

📌 Реклама Отключить

Единовременная выплата гражданскому служащему субъекта РФ осуществляется аналогично один раз в год в соответствии с законами субъектов РФ (п. 12 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). В данном случае необходимо отметить, что законодательством субъектов РФ может быть установлен порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, отличный от установленного для федеральных гражданских служащих. Такая позиция подтверждается Определением ВС РФ от 15.02.2012 № 47-Г12-1. В данном определении рассматривалась законодательная база по одному из субъектов РФ – Оренбургской области. Вопросы организации государственной гражданской службы в обозначенном субъекте РФ регламентированы Законом Оренбургской области от 30.12.2005 № 2893/518-Ш-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области». В соответствии со ст. 42 указанного закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Понятие денежного содержания приведено в ст. 46 и включает в себя месячный оклад и дополнительные выплаты, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом порядок учета данных выплат при расчете денежного содержания на период отпуска раскрыт в Правилах исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных Указом Губернатора Оренбургской области от 26.11.2007 № 159-у. Исходя из п. 4 данных Правил при исчислении денежного содержания на период отпуска единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Определением ВС РФ № 47-Г12-1 поименованные нормы признаны соответствующими федеральному законодательству.

📌 Реклама Отключить

Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Как следует из ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Статьей6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», в частности, предусмотрено, что к дополнительным выплатам (в которые включаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты) относятся:

📌 Реклама Отключить

  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • материальная помощь.

В то же время на основании п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).

📌 Реклама Отключить

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.

Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).

📌 Реклама Отключить

Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Например, если отпуск предоставляется работнику с 01.09.2015, отпускные нужно выплатить не позднее 21.08.2015.

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

📌 Реклама Отключить

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

📌 Реклама Отключить

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы у данного нанимателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. 📌 Реклама Отключить

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).

📌 Реклама Отключить

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

* * *

Сформулируем основные выводы:

  1. Гражданский служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
  2. Отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает нанимателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории служащих в удобное для них время.
  3. При расчете денежного довольствия, выплачиваемого перед уходом в отпуск, следует учитывать нормы законодательства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов местного самоуправления и ведомственных отраслевых документов.
  4. Выплата отпускных производится в строго установленные сроки; если отпускные выплачены несвоевременно, у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки.
  5. Наниматель может требовать от гражданина при увольнении суммы излишне выплаченных отпускных только в добровольном порядке.

Источник: Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков. 📌 Реклама Отключить

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Дополнительные отпуска

За выслугу лет из расчета 1 календарный день за год (п. 5 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ) За ненормированный рабочий день – не менее 3 календарных дней за год (ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ) За работу во вредных и (или) опасных условиях службы не менее 7 календарных дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ) За работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня, в приравненных к ним местностях – 16 дней (п. 7 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ)

📌 Реклама Отключить

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

📌 Реклама Отключить

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности – 30 календарных дней. 📌 Реклама Отключить

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Стаж гражданской службы

От 1 года до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

15 лет и более

Отпуск за выслугу лет 1 календарный день 5 календарных дней 7 календарных дней 10 календарных дней

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска. 📌 Реклама Отключить

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

📌 Реклама Отключить

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016. 📌 Реклама Отключить

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

📌 Реклама Отключить

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

📌 Реклама Отключить

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

📌 Реклама Отключить

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

📌 Реклама Отключить

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

📌 Реклама Отключить

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

📌 Реклама Отключить

* * *

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится. 📌 Реклама Отключить «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отпуск и расчет отпускных госслужащим

Темы: КадрыОрганизация бизнесаОтпуск

В некоторых сферах профессиональной деятельности взаимоотношения между нанимателем и сотрудником, помимо ТК РФ, регламентируются и другими законодательными актами. Одной из отраслей, где существует такое дополнительное регулирование, является государственная гражданская служба. Федеральный закон № 79-ФЗ, например, предусматривает иные правила предоставления ежегодного отпуска и исчисления отпускных для госслужащих.

Отпуск госслужащих

Ежегодный оплачиваемый отдых государственных специалистов отличается от общепринятого порядка его исчисления и предоставления (ст. 46, закон № 79-ФЗ).

  • Во-первых, основная часть отпуска длиннее установленного ТК РФ на два дня. Вне зависимости от стажа госслужбы, работник имеет право на 30 календарных дней отдыха каждый год.
  • Во-вторых, стаж работы на государственных должностях «добавляет» к основной части отдыха дополнительные дни. При выслуге в один год общая продолжительность ежегодного трудового отпуска будет равна 31 календарному дню, а стаж госслужбы в 15 лет увеличивает его до 40 календарных дней.

Ненормированный рабочий день также добавляет к отпуску 3 дня.

К предусмотренной законом № 79-ФЗ продолжительности трудового отпуска, прибавляют дополнительные дни, указанные в ТК РФ или иных нормативных актах.

Например, работа в условиях повышенной опасности для здоровья или районах с неблагоприятными погодными условиями является основанием для увеличения продолжительности отдыха.

В-третьих, еще одной особенностью отпуска госслужащих становится то, что они ограничены в возможности переноса или получения оплаты за неиспользованные дни отдыха. Как и любой другой наемный работник, государственный сотрудник может разделить годовой отпуск на части, но если в рабочем году суммарная продолжительность отдыха была меньше 4 недель, то часть дней «теряется».

Перенести или взять компенсацию можно за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней.

Например, сотрудник использует только 20 дней отпуска из возможных 35. Перенести на следующий рабочий год он может только 7 дней, а 8 суток — «потеряются».

В-четвертых, госслужащие получают отпускные выплаты раньше, чем это предусмотрено в ТК РФ. Им обязаны насчитать и перечислить деньги за отпуск не менее чем за 10 дней до его начала.

В-пятых, сотрудники госорганов получают к отпуску дополнительную денежную помощь, размер которой зависит от статуса ведомства. Закон № 79-ФЗ устанавливает ее для федеральных служащих в размере двукратного месячного оклада, для местных органов власти регионы самостоятельно определяют суммы помощи к ежегодному отпуску для госслужащих.

Расчет отпускных выплат госслужащим

Порядок расчета отпускных госслужащим определяет Постановление Правительства РФ № 562. Сама формула расчета отпускных аналогична принятой в других профессиональных сферах методике:

Среднемесячное денежное содержание делят на 29,3 и умножают на количество дней отпуска.

При расчете денежного содержания, в него включают:

  • оклады по должности и чину;
  • надбавки за стаж, особые условия и гостайну;
  • премии;
  • матпомощь.

В расчет входят суммы разовых премий и материальной помощи от нанимателя в размере 1/12 от их суммы за год, предшествующий планируемому отпускному периоду.

Дополнительная материальная помощь выплачивается в двукратном размере ежемесячных окладов за должность и чин. Премиальные выплаты и надбавки в расчет суммы не включают.

Такую же методику расчета используют при исчислении компенсации за неиспользованные дни отпуска, например, при увольнении работника.

Пример расчёта отпуска и отпускных госслужащего

Примерный расчет размера отпускных выплат будет выглядеть следующим образом:

Госслужащему положен трудовой отпуск общей продолжительностью в 37 календарных дней.

Ежемесячные выплаты составят:

  • Оклад по должности — 10 000 рублей;
  • Оклад по чину — 10 000 рублей;
  • Надбавка к должностному окладу за стаж — 12 %;
  • Ежемесячная премия к общему окладу — 25 %.

За предыдущие 12 месяцев госслужащий дважды получал разовые премии за особые задачи в размере 20 000 рублей каждая, а также помощь к предыдущему отпуску — 20 000 рублей.

Среднемесячное содержание составит:

10 000 + 10 000+ 2 400 + 5 600 + 5000 = 33 000 рублей.

Отпускные за один день отдыха равны 33 000 / 29,3 = 1 126,28 рубля.

Общее денежное содержание за весь период отпуска — 41 672,36 рубля.

Дополнительно служащему положена матпомощь в размере двух месячных окладов по должности и чину — 20 000 рублей.

Общая сумма выплаты — 61 672,36 рубля.

Одной из категорий наемного персонала, ежегодный трудовой отдых которой регулируется кроме ТК РФ дополнительными законодательными актами, являются гражданские служащие различных министерств и ведомств. По закону, регламентирующему различные аспекты государственной службы, им положена увеличенная продолжительность отпускного периода и дополнительные денежные выплаты. Вместе с тем, госслужащие ограничены в возможности переноса отпуска или получения за неиспользованные дни доплат.

Методика расчета выплат аналогична общепринятому алгоритму, но среднемесячное содержание включает в себя больший перечень доходов, чем это предусмотрено для других категорий работников, не связанных с выполнением гособязанностей.

Куницкий Игорь Сергеевич

Отпуск госслужащих за выслугу лет: сколько дней в 2020 году

Приглашают на работу на госслужбу. Для себя я уже принял решение – приглашение приму, только глупый откажется от такого шанса сделать карьеру. Только вот попытка расспросить будущее начальство о некоторых особенностях будущей работы натыкаются на ответы следующего типа – начнешь работать, узнаешь.

Особенно меня интересует вопрос отпуска и будущей пенсии. Спросите почему не заработка – он и так хороший. А вот с указанными ранее пунктами много неясного в связи с последними дополнениями властей в соответствующие законы.

Кого относят к данной категории

Несмотря на наличие такого понятия, как госслужащий понятие самой госслужбы в законодательстве РФ отсутствует. Под ней просто подразумевается, что лицо, отнесенное к указанной категории, занимается общественно-полезной деятельностью на основании государственных поручений.

2019 год существенно изменил правовое и социальное положение государственной службы, что связано с повышением ее престижности и авторитетности. Но, как уже отмечалось выше, интересует не философско-правовой аспект, а более приземленные моменты работы на государственной службы, в частности, тонкости труда и отдыха.

Спектр профессий и должностей госслужбы остался прежним, а часть реформ направлена на достижение социального уравнения данных специалистов со всеми прочими трудящимися, а также унификации процедур предоставления отпусков по всей стране.

Законодательный аспект отпуска на госслужбе

Ранее таких работников относили к категории привилегированного сословия: зарплаты, чины, звания, должности, а также большие по времени отпуска.

Так, еще год назад работник прокуратуры, например, имел право на 35 дней отдыха против 28 дней стандартного бюджетника. В 2019 году законодатель изменил свое мнение по этому вопросу, сократив время отдыха до 30 суток.

Кроме основного времени для отдыха, закон оставляет право и на дополнительные дни:

  • За выслугу лет;
  • За ненормированный рабочий день;
  • За вредность условий труда;
  • За работу в регионах Крайнего Севера, а также приравненных к нему регионах.

Число дней дополнительных отпусков пересчитывается ежегодно.

Стоит отметить, что изменения по сокращению числа дней отдыха коснутся не всех. Ограничение в 30 дней предусмотрено для служащих со стажем до года, для прочих работников период отпуска гарантирован от 31 до 41 дня.

Порядок предоставления отпуска госслужащим

Порядок предоставления отпуска един. В конце года в каждом ведомстве составляется и утверждается общий график отпусков сотрудников, в соответствии с которым и начинается период отдыха.

  • О приближении времени отдыха сотрудник уведомляется письменно за две недели.
  • Из положенных 30 и более дней работник обязан использовать 28 обязательно, а за оставшееся время получит компенсационные выплаты или взять дополнительно днями.
  • Часто отпуск дается всего на две недели. Такое решение руководство законом не запрещено, а также давно стало негласным правилом и спецификой времен отдыха государственных служащих.

Корректировки графика по желанию сотрудников также допустимы. Так, руководство должно пойти навстречу работнику, если он выказывает желание поучить отпуск в период декрета супруги.

Особенности и правила предоставления дополнительных отпусков

Дополнительный оплачиваемый и не оплачиваемый отпуск – это установленная законом социальная гарантия для государственных служащих, связанная со спецификой их профессиональной деятельности. Условия предоставления сей социальной гарантии также обозначены в законе с указанием уважительных причин, в силу которых допускается его предоставление.

Неоплачиваемый отпуск

Так, неоплачиваемый отпуск предоставляется по заявлению самого работника с указанием причины его необходимости. При этом к категории существенных относят следующие:

  • Необходимость курортного лечения;
  • Общественные обязанности;
  • Сложившаяся ситуация в семье.

Также, ряд причин прописан в трудовом законодательстве, 2 части 128 статьи.

Оплачиваемый отпуск

На дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск имеют право те работники, которые заняты:

  • На вредных производствах или их работа связана с вредными условиями труда;
  • Их профессиональная деятельность имеет особенный характер;
  • проходят госслужбу в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях.

За выслугу лет

Сотрудники с большим стажем государственной службы в буквальном смысле заработали право на дополнительный отпуск, а справедливости ради и для ровного счета, законодатель ограничил его числом дней за отработанные годы.

Так, законодатель прописывает право получить дополнительные дни отдыха за следующее отработанное время:

  • свыше года, но не более 5 лет – 1 сутки;
  • более 5 и до 10 лет службы – 5 суток;
  • свыше 10 и до 15 лет – 7 суток;
  • более 15 лет – 10 суток.

Именно в силу дополнительных отпусков и складывается общая продолжительность времени отдыха для государственных служащих в 31 и 41 день. 30 основного отпуска + максимум 10 дополнительных за выслугу, вредность и специфику работы +1 день, итого – 41 день максимальный период отдыха.

К этому же периоду могут быть причислены еще 3 суток дополнительно за ненормированное рабочее время.

Завершая тему, стоит отметить, что некоторые из выше перечисленных правил сегодня применяются и в других отраслях профессиональной деятельности, включая коммерческие и частные предприятия, где эти моменты прописываются в трудовом договоре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *