Содержание

Системы налогообложения, их особенности , преимущества, недостатки

Налоговое регулирование деятельности предприятий, роль налогов в формировании затрат

Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Налоговое регулирование — это, прежде всего, меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы уменьшает трудовую активность.

Налоговое регулирование предприятий является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка.

Характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями:

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю и сумму НДС.

Объект налогообложения — Выручка от реализации. Налоговый период – квартал, Источник уплаты – выручка.

Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.

Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации

Объект налогообложения — налогооблагаемая прибыль. Налоговый период – год, Источник уплаты – финансовый результат.

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года — 24 %), из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество организаций — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Объект налогообложения — среднегодовая стоимость иущества. Налоговый период – год, Источник уплаты- расходы.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 %

Системы налогообложения, их особенности , преимущества, недостатки

Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Виды систем налогообложения:

1. Общая система налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами (13%); налог на добавленную стоимость (18%,10%,0%); страховые взносы и прочие налоги. Общая система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

Преимущества

1) Практически нет ограничений по видам деятельности

2) Вы являетесь платильщиком НДС, а следовательно выгодным партнером для предприятий, платильщиков НДС

3) Отсутствуют ограничения на объем выручки организации

4) Отсутствуют ограничения на размеры рабочих площадей

5) Отсутствуют ограничения на количество работников

6) Отсутствуют ограничения на размер имущества на балансе кампании

7) В случае если организация получает убыток — она не платит налог на прибыль

Недостатки

1) Большой объем уплачиваемых налогов

2) Обязанность первичную документацию в течении четырех лет

3) Обязанность вести полный бухучет

4) Высокий уровень внимания со стороны налоговой и правоохранительных органов

2. Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Преимущества упрощенной системы налогообложения (УСН)

1. Освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию. Это упрощает саму процедуру ведения бухгалтерского учета компании.

2. Упрощенное ведение налогового учета. В книге доходов и расходов необходимо отражать только те хозяйственные операции, которые влияют на формирование расчетной базы.

3. Дополнительный плюс упрощенной системы налогообложения для ИП – освобождение от уплаты НДФЛ, касающегося доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

4. Собственник обладает возможностью выбора объекта, по которому рассчитывается налог, – «доходы» или «доходы минус расходы».

5. Налоговым периодом, в соответствии с НК РФ признается календарный год, поэтому декларации подаются 1 раз в год. Это является экономией времени и сил, поскольку общение с уполномоченными органами минимально.

Недостатки

1.Ограничения по видам деятельности.

2.Невозможность открытия представительств или филиалов. Данный фактор является препятствием для компаний, которые планируют в перспективе расширение бизнеса.

3.Невключение всех расходов в перечень при расчете уменьшения налоговой базы («доходы минус расходы»).

4.Переход компании с УСН на общий режим налогообложения и наоборот не позволяет включения убытков прошлых лет при расчета единого налога или налога на прибыль.

5.Наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога

3. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности.

Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

Преимущества

1.Освобождение от уплаты ряда налогов, а именно:

для организаций – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество; для индивидуальных предпринимателей – налог на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налог на имущество. Страховые взносы, напомним, уплачиваются, однако сумма ЕНВД уменьшается на их величину.

2.Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (если говорить о том, что предприятие не совмещает с общим режимом налогообложения).

3.Учет фактического периода работы.

4.Упрощенная форма отчетности плательщиков ЕНВД, а именно – налоговая декларация.

Недостатки

1.Обязательный характер налога и обязанность налогоплательщика перейти на этот режим налогообложения без права выбора системы налогообложения.

2.Незначительная роль налоговой ставки. Ставка налога закреплена законодательно и не может изменяться.

3.Предприятие, переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером, так как не является плательщиком НДС

4.Ограничение круга лиц, которые могут применять ЕНВД

5.Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков.

6.Если работодатель арендует значительную торговую площадь для розничной торговли, то, соответственно, и сумма ЕНВД будет большой .

4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Преимущества

•замещение совокупности налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество) на один (ЕСХН), вследствие чего облегчается налоговая нагрузка на малые и средние предприятия;

•отвлечение из оборота денежных средств, расходуемых на оплату авансовых платежей и налогов, возникает в 2 раз реже;

•основные средства, приобретённые в период применения ЕСХН, списываются единовременно с момента их ввода в эксплуатацию;

•нет обязанности выписывать счета-фактуры, вести журнал полученных и выданных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж, по причине освобождения от уплаты НДС;

•Авансы от покупателей, включены в доход (кассовый метод учета)

Недостатки

•предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме.

•доходы учитываются по кассовому методу, следовательно, предприятиям на режиме ЕСХН не выгодно использовать отсрочку платежа, в результате чего, покупатели могут выбрать другую компанию для сотрудничества;

•перечень расходов, признаваемых при ЕСХН , более ограничен, чем при ОСН.

•компания, применяющая ЕСХН, не имеет права предъявить к вычету из бюджета НДС.

5. Патентная система налогообложения (ПСН). Эту систему налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели в отношении определённых видов деятельности. Предполагает собой получение патента, заменяющего собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определённый срок.

Достоинством патентной системы является :

1) уплата единого налога за выданный предпринимателю патент. При этом сумма налога не находится в зависимости от доходов предпринимателя.

2) также отсутствие необходимости в ведении строгого бухгалтерского учета.

3) отсутствие необходимости в сдачи налоговой декларации

Недостатки ПСН

•Уплата патента не зависит от реального размера прибыли ИП и может оказаться даже выше нее.

•Используя ПСН, предприниматель не обладает правом на вычет сумм страховых взносов, уплаченных им.

•Для нескольких видов деятельности требуется получение нескольких патентов.

•Еще одним значимым недостатком являются строгие лимиты при использовании патента. В частности, ИП должен обладать совокупным доходом не более 60 миллионов рублей в год, а численность наемных работников не должна превышать 15 человек.

•ПСН доступна для применения только индивидуальными предпринимателями и не может быть использована организациями.

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком.

Преимущества и недостатки общей системы налогообложения

Текущая редакция законодательства, регулирующая налогообложение, предлагает для предпринимателей и организаций несколько вариантов пополнения государственной казны. Для стимуляции малого бизнеса был создан ряд специальных режимов, а по умолчанию всем юридическим лицам предлагается ОСНО – общая система налогообложения.

Деление форм отчислений на категории «для малого бизнеса» и «для больших компаний» носит условный характер. ОСНО отпугивает начинающих предпринимателей сложностями в ведении бухгалтерии. Также эта форма налогообложения обязывает физическое лицо регулярно вносить все виды взносов:

  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество (только для юр. лиц);
  • страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд медицинского страхования.

Важно: в зависимости от выбранных сфер деятельности (и соответствующих им коды ОКПО) возможно взимание с предпринимателей и предприятий дополнительных взносов в местные бюджеты.

Также в компетенции региональных и местных собраний находится возможность отменить сборы для определенных категорий ИП и компаний.

Как перейти на ОСНО?

Если компания или индивидуальный предприниматель при регистрации в органах ИФНС не приложили к списку документов заявление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то они обязаны производить выплаты в соответствии с нормами, которые предусмотрены для ОСНо.

Если же процедура уже произведена, то инициатором перехода ИП на ОСНО может стать как Федеральная налоговая служба, так и сам предприниматель. В первом случае это возможно из-за выявления несоответствий между заявленными видами (или объемами) деятельности реальным. Такая ситуация случается из-за ряда специфических ограничений, которые накладывает любой специальный режим налогообложения на:

  • среднегодовую численность наемных работников;
  • объемы дохода ИП или предприятия;
  • суммарную стоимость имущества;
  • специфику деятельности компании;
  • размеры арендуемых или находящихся в собственности помещений для торговли или другой хозяйственной деятельности.

Если же индивидуального предпринимателя привлекли преимущества и не оттолкнули особенности ОСНО, то он может изменить систему обложения по собственному желанию. Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий:

  1. Написать и подать по месту регистрации прошение об отказе от упрощенной системы (до 15 января отчетного года).
  2. Приложить полную отчетность по установленной законодательством форме для УСН.
  3. Добавить в пакет документов квитанцию о последнем переводе на счет Федеральной налоговой службы.
  4. Подать в ИФНС свидетельство налогоплательщика.

Если документация принята в органах ИФНС, то перевод состоится с начала следующего отчетного года (с 1 января). Также компания или ИП подвергнутся ряду обязательных процедур, необходимых для создания отчетности по ОСНО:

  • регистрация плательщика НДС;
  • определение оценочной стоимости основных средств;
  • учет всех переходных торговых сделок и так далее.

Основные отчисления: НДС и налог на выручку

В контексте отчетности любая из форм УСН мало напоминает ОСНО. Ключевое отличие этих систем – налог на добавленную стоимость (НДС), который вынуждены платить облагающиеся по общей системе, и от которого освобождены выбравшие одну из специальных форм. Для работающих в сфере торговли компаний больше подойдет общая система налогообложения.

Еще один вопрос, давно мучающий начинающих предпринимателей — на основе какой суммы вычисляется налоги. В случае упрощенных систем обложения пополнение казны происходит в зависимости от выручки. Текущее налоговое законодательство не включает в себя никаких смягчающих условий для компаний, терпящих убыток – придется производить выплаты вне зависимости от доходности предприятия или компании.

Для ОСНО же характерен расчет выплат в процентном отношении к фактической прибыли – разница доходов и документально подтвержденных расходов при ведении деятельности.

При отсутствии положительного баланса ИП освобождается от обложения и может рассчитывать на снижение налога в следующем отчетном периоде. В таком случае на первое место выходит качество ведения бухгалтерии, которое заключается в умении оформить максимальную долю трат в соответствии с законодательством и сделать бизнес максимально рентабельным с точки зрения налоговых выплат.

Интересно: ввоз любого товара на территорию РФ требует выплат НДС в обязательном порядке.

Налоговая отчетность ОСНО

Наиболее свежие изменения в налоговом законодательстве позволили ИП и другим представителям малого бизнеса работать только с упрощенной системой отчетности, не прибегая к общей. Это нововведение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от сферы деятельности и режима обложения налогами.

Так что для представляющих малый бизнес компаний и ИП объемы подаваемой отчетности для этой категории примерно равны. Общими для обеих систем налогообложения являются такие документы:

  1. Форма 1 (баланс компании).
  2. Форма 2 (документ, содержащий информацию о финансовых показателях деятельности).
  3. Отчет в сокращенном виде (по каждой из статей).

Дополнительно налоговые органы и учреждения по сбору статистики потребуют:

  1. Декларации по налогу на прибыль (каждый квартал).
  2. Декларации по налогу на добавленную стоимость (аналогично).
  3. Декларация по налогу на имущество (за календарный год).
  4. Справки по формах 2-НДФЛ и 3-НДФЛ (раз в год, последняя – только для представителей малого бизнеса).
  5. Отчетность по транспортному, земельному и водному налогах (при выборе соответствующих кодов ОКПО).

Плюсы и минусы ОСНО

При переходе на ОСНО наиболее важным считаются, как экономические выгоды компании, так и простота создания отчетности и ведения бухгалтерии. Последний критерий предельно важен, ведь от того, насколько правильно подсчитаны доходы и расходы ИП на ОСНО, зависит репутация компании. Если органы ИФНС найдут признаки умышленного сокращения прибыли компании — ей грозят штрафные санкции. Поэтому выбор системы налогообложения является крайне важным решением, от которого напрямую зависит успешность ведения предпринимательской деятельности в дальнейшем.

Вопрос о переходе физического лица или ИП на ОСНО носит индивидуальный характер и непосредственно зависит от того, критичны ли минусы этой формы налогообложения. К ним относятся:

  • сложность ведения бухгалтерского учета;
  • особые требования к хранению документации и отчетности;
  • большое количество статей налогообложения;
  • возможные дополнительные отчисления в бюджеты регионов и субъектов РФ.

К плюсам же причисляются:

  • отсутствие ограничений на прибыль;
  • возможность найма любого доступного количества сотрудников, аренды любого количества помещений для деятельности (в т. ч. торговли);
  • возможность документально подтвердить убытки от деятельности и не платить налог;
  • опция снижения ставки для предприятий, терпевших убыток в предыдущем отчетном периоде.

Специальные налоговые режимы более выгодны компаниям, которые зависят от сотрудничества с другими юридическими лицами и занимаются оказанием различных услуг или продажей товаров в промышленных масштабах. В остальных же случаях ОСНО – достойная альтернатива для большого количества предпринимателей.

История

Идея применения прогрессивного налогообложения существует долгое время. Одним из ранних известных текстов, в котором обсуждается справедливость применения прогрессивного налогообложения, является сочинение Франческо Гвиччардини «La Decima Scalata», написанное в начале 16 века. Экономисты Кеннет Шиви и Дэвид Стасейвидж, исследовавшие историю дебатов вокруг прогрессивного налогообложения на протяжении нескольких веков, указывают на три вида аргументов, используемых в спорах о способах налогообложения: равный подход («equal treatment»), возможность платить («ability to pay») и компенсационный аргумент («compensatory argument»). Компенсационный аргумент, который применялся после начала мировых войн, позволил наиболее сильно увеличить прогрессивность налогообложения в первой половине 20 века.

  • Максимальная ставка налога на доход в США с 1913 по 2009

Впервые прогрессивное налогообложение на доход было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом Младшим в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов.

Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии была проведена реформа налогообложения (также называемая «Реформа Микеля» по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62 % (для годового дохода 900 ÷ 1050 марок) и увеличивался до 4 % (для годового дохода более 100 000 марок).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге». Лишь Декретом от 23 ноября 1922 года (опубликован 16 ноября) налогообложение было реформировано.

Примеры

Для лучшего понимания прогрессивного налогообложения рассмотрим основные формы налогообложения, сформировавшиеся на начало XX века и сравним их.

  • налог равный — каждый налогоплательщик платит одинаковую сумму налога, независимо от уровня дохода. В данном случае видно, что здесь не учитывается платежеспособность плательщиков. Крайняя простота взимания, возможность почти с точностью определить будущую сумму дохода служили оправданием существования равных налогов в средние века при отсутствии сносной финансовой администрации. Типичным равным налогом является подушный налог.
  • пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) — каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.
  • прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) — более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Обоснование

Надо заметить, что налогообложение — это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения, а финансисты, которые защищают их интересы, всегда ищут доводы против прогрессивного обложения.

Возможность платить

Аргумент от возможности платить использовался для увеличения налогов на богатых несколько столетий, по крайне мере с 16 века. В 1500 году управляющий совет Флоренции ввел прогрессивный налог на доход с земли, известный как decima scalata (ступенчатая десятина). Франческо Гвиччардини в сочинении «La Decima Scalata» представил спор между двумя воображаемыми ораторами. Сам автор был противником этого налога, но, как предполагается, в тексте он изложил полностью доводы сторонников прогрессивного налогообложения. В сочинении сторонник прогрессивного налога в споре указывает, что равенство налогов не состоит в том, что каждый человек должен платить одинаковый для всех процент, а в том, что выплаты должны в одинаковой степени создавать сложности для плательщиков.

В XVIII веке Жан-Жак Руссо, выступая за налог на роскошь, исходил также из идеи возможности платить:

«Если всё это тщательно собрать воедино, то мы обнаружим, что для того, чтобы обложение было справедливым и действительно пропорциональным, оно должно производиться не только в соответствии с размером имущества плательщиков, а на основе сложного соотношения различий в их положении и излишков их имуществ».

Адам Смит также защищал идею прогрессивного налогообложения, используя аргумент возможность платить:

«Предметы первой необходимости составляют главный расход бедняков. Им трудно доставать пищу, и большая часть их скромного дохода затрачивается на приобретение её. Предметы роскоши и суетности вызывают главный расход богатых, а великолепный дом ещё украшает и выставляет в наиболее выгодном свете все другие предметы роскоши и суетные украшения, которыми они обладают. Поэтому налог на наёмную плату должен, по общему правилу, ложиться наибольшей тяжестью на богатых, и в такого рода неравномерности нет, пожалуй, ничего особенно несправедливого. Отнюдь не несправедливо, чтобы богатые участвовали в государственных расходах не только пропорционально своему доходу, но и несколько бóльшей долей».

Аргумент возможность платить наиболее часто применяется при защите идеи прогрессивного налогообложения. Он указывается в качестве основного, в том числе в современных книгах и справочниках.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, то есть дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица. Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т. п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога сообразно иерархии потребностей человека.

— Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.

Однако наиболее эффективной с точки зрения усиления прогрессивности налогов себя показала в истории не идея возможности платить, а компенсационный аргумент.

Компенсационный аргумент

Компенсационная теория подразумевает, что налоги на богатых должны компенсировать разницу в привилегиях, получаемых богатыми от государства. Например, налоги, собираемые государством, можно разделить на две группы по степени нагрузки на классы: налоги на бедных и налоги на богатых. Различие возникает из-за того, что доля доходов, расходуемых на потребление, у бедного и среднего класса значительно больше, чем у богатых. Уже в 19 веке Джон Стюарт Милль указывал, что косвенные налоги (налоги на товары и услуги, акцизы, пошлины) особенно падают на бедных и средний класс, поэтому справедливой будет прогрессивная система налогов на доходы, которая будет компенсировать эту регрессивность косвенных налогов.

Компенсационный аргумент позволил значительно увеличить прогрессивность налогообложения во время мировых войн. Бедный и средний класс проливали свою кровь на войне, в то время как богатые не призывались на военную службу, а те, кто был связан с военным комплексом, получили возможность заработать на возросших военных заказах. В результате возникла идея компенсации разницы между бедными и богатыми — «воинская повинность для богатства» («conscription of wealth»). В результате в этот период средняя по 20 западным странам максимальная ставка на доходы превысила 60 %.

Виды прогрессий

Простая поразрядная

Это самый простой вид прогрессии. В данном случае шкала совокупного дохода (налоговая база) делится на разряды. Каждому разряду соответствуют определённые высший и низший уровень доходов. И каждому разряду соответствует определённая твердая налоговая сумма. Подобный вид прогрессии был характерен для многих стран на начальном этапе ввода подоходного налога.

Недостатком данного вида налогообложения является скачкообразное изменение уровня налога на стыке разрядов. Два мало различающихся дохода, попадающие по обе стороны от границы соседних разрядов, приводят к значительной разнице в налоге. Например при совокупном доходе 1000 рублей налог составляет 31 рубль, а при совокупном доходе 1001 рубль — налог 45 рублей. См. таблицу. Второй недостаток — при данной форме прогрессии возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога остаётся в собственности сумма меньше, чем у владельца более низкого дохода.

Таблица налогообложения. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года.

Разряд Полугодовая сумма доходов
в золотых рублях
Налог
в золотых рублях
1 свыше 150 до 200 2
2 свыше 200 до 250 3,5
3 свыше 250 до 325 5
4 свыше 325 до 400 8
5 свыше 400 до 500 11
6 свыше 500 до 650 15
7 свыше 650 до 800 21
8 свыше 800 до 1000 31
9 свыше 1000 до 1250 45
10 свыше 1250 до 1600 70
11 свыше 1600 до 2000 105
12 свыше 2000 до 2500 155
13 свыше 2500 до 3000 230
14 свыше 3000 до 3500 315
15 свыше 3500 до 4000 415
16 свыше 4000 480

плюс 60 рублей на каждые 500 рублей сверх 4000 рублей

Относительная поразрядная

Данный вид прогрессии также предполагает деление налогооблагаемой базы на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога в процентной форме. Ставка налога применяется ко всей налогооблагаемой базе. Внутри разряда сохраняется пропорциональное обложение, однако при переходе к следующему разряду, также как при простой поразрядной прогрессии, происходит скачок налога. Возможна также ситуация, когда после уплаты налога в распоряжении налогоплательщика с более высоким доходом останется меньше средств, чем у налогоплательщика с более низким доходом.

Одноступенчатая (с необлагаемым минимумом)

Данный вид прогрессии (прогрессивного налогообложения) имеет всего одну налоговую ставку. Кроме того введена граница (минимальный доход, не облагаемый налогом), ниже которой доход, не облагается налогом (0 %), а выше которой облагается, независимо от дальнейшего роста. См. график. Сама налоговая ставка фиксирована и не прогрессивна, но с учётом границы мы имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом дохода. Эффективная налоговая ставка показывает реальную ставку налогообложения, которой подвергся объект. Иногда данное налогообложение называют налогообложением со скрытой прогрессией.

Здесь всего одна налоговая ставка (нет начальной, нет максимальной) и равна например в Латвии — 24 %, а в Литве — 15 %.

Одноступенчатая прогрессия:
налоговая ставка 40 % и кривая эффективной налоговой ставки

Страны, использующие одноступенчатое прогрессивное налогообложения физических лиц.

Страна Прогрессия Необлагаемый минимум Налоговая
ставка
Латвия (2014) одноступенчатая 900 € 24 %
Литва (2014) одноступенчатая 1.633 € 15 %
Эстония (2018) одноступенчатая 500 € 21 %
Румыния одноступенчатая 250 RON (55 €) 16 %
Чехия (2013) одноступенчатая 24.840 CZK (909 €) 15 %

Размер налога N и эффективную налоговую ставку S и можно вычислить по формулам:

N = S 1 ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})}
S = N / D {\displaystyle S=N/D}
S 1 {\displaystyle S_{1}} — налоговая ставка
D {\displaystyle D} — совокупный годовой доход, подвергаемый налогообложению
D 1 {\displaystyle D_{1}} — доход, не облагаемый налогом

Пример для Латвии в 2014 году (налоговая ставка — 24 %, необлагаемый минимум — 900 €):

При годовом доходе, равном 5000 €
сумма налога составляет: N = 0,24 × (5000 − 900) = 984 €
эффективная налоговая ставка: S = 984 : 5000 × 100 % = 19,68 %

При годовом доходе, равном 10000 €,
сумма налога составляет: N = 0,24 × (10000 − 900) = 2184 €
эффективная налоговая ставка: S = 2184 : 10000 × 100 % = 21,84 %

Надо отметить, что основной рост эффективной налоговой ставки происходит в очень узком диапазоне, в зоне низких доходов, в непосредственной близости от границы дохода, необлагаемого налогом. Поэтому многие экономисты считают данный вид налогообложения «условно-прогрессивным» и рассматривают как пропорциональное налогообложение.

Начиная с 2018 года в Латвии применяется многоступенчатая налогообложение. Если сумма доходов за год не превышает 20004 евро, тогда ставка налога 20 %. Если сумма доходов превышает 20004 евро, но не превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 23 %. Если сумма доходов за год превышает 55 000 евро, тогда ставка налога 31,4 %.

Многоступенчатая

Налоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок. — одноступенчатая, — трёхступенчатая, — шестиступенчатая.

В этом случае доход делится на части (ступени) налогообложения. Каждой ступени соответствует своя фиксированная налоговая ставка. Налоговая ставка каждой следующей ступени растёт ступенчато с ростом облагаемого дохода. Число ступеней может быть минимальным — две (как в Польше) или три (как в Австрии) и доходить до необходимого максимума (18 в Люксембурге). Особенность многоступенчатой прогрессии (налогообложения) в том, что при делении на ступени, повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом (!), а только на ту часть, которая превысила нижнюю границу данной ступени. Окончательный налог определяется как сумма налогов каждой отдельной ступени. Здесь мы так же имеем реальное увеличение эффективной налоговой ставки с ростом облагаемого дохода, причём кривая эффективной налоговой ставки имеет небольшую волнообразность, которая уменьшается по мере увеличения количества ступеней.

Предположим, совокупный годовой доход, разделён на несколько частей (ступеней), в пределах которых действуют следующие налоговые ставки:

  • ступень 1 с налоговой ставкой S1, действующей в диапазоне доходов от D1 до D2
  • ступень 2 с налоговой ставкой S2, действующей в диапазоне доходов от D2 до D3
  • ступень 3 с налоговой ставкой S3, действующей в диапазоне доходов от D3 до D4 и т. д.

Тогда размер налога N вычисляется по формуле:

N = S 1 ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{1}(D-D_{1})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 1

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D − D 2 ) {\displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D-D_{2})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 2

N = S 1 ( D 2 − D 1 ) + S 2 ( D 3 − D 2 ) + S 3 ( D − D 3 ) {\displaystyle N=S_{1}(D_{2}-D_{1})+S_{2}(D_{3}-D_{2})+S_{3}(D-D_{3})} если совокупный годовой доход D {\displaystyle D} находится в ступени 3, и т. д.

Общая формула для вычисления налога N выглядит так:

N = S n ( D − D n ) + ∑ i = 1 n − 1 S i ( D i + 1 − D i ) {\displaystyle N=S_{n}(D-D_{n})+\sum _{i=1}^{n-1}S_{i}(D_{i+1}-D_{i})} n {\displaystyle n} — номер ступени налогообложения
S n {\displaystyle S_{n}} — налоговая ставка, действующая в данной ступени n {\displaystyle n}
D n {\displaystyle D_{n}} — нижняя граница дохода ступени налогообложения n {\displaystyle n}
Ставки подоходного налога, действующие в России, на доходы, полученные с 01.01.1998

Размер облагаемого дохода Ставка налога
До 20 000 руб. 12 %
От 20 000 до 40 000 руб. 15 %
От 40 000 до 60 000 руб. 20 %
От 60 000 до 80 000 руб. 25 %
От 80 000 до 100 000 руб. 30 %
От 100 000 руб. и больше 35 %

Пример:

При годовом доходе, равном 30 000 руб.
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 10000 × 0,15 = 3900 руб.
эффективная налоговая ставка: S = 3900 : 30000 × 100 % = 13 %

При годовом доходе, равном 70 000 руб.
сумма налога составляет: N = 20000 × 0,12 + 20000 × 0,15 + 20000 × 0,20 + 10000 × 0,25 = 11900 руб.
эффективная налоговая ставка: S = 11900 : 70000 × 100 % = 17 %

Достоинства многоступенчатой модели налогообложения:

  • наглядность (всю модель налогообложения можно представить в виде простой таблицы)
  • простота (каждый в состоянии сам рассчитать налог)
  • гибкость (возможность изменения налоговых ставок в каждом ступени отдельно, для каждой группы налогоплательщиков)
  • возможность индексации уровня дохода, не облагаемого налогом (если введён)

Недостатки:

  • более сложная по сравнению с пропорциональным налогообложением
  • при индексации уровня дохода, в том числе и дохода, не облагаемого налогом, приходится (чтобы не упал налоговый сбор) увеличивать налоговые ставки или расширять границы ступеней налогообложения.

Линейная

Сравнение многоступенчатой и линейной прогрессий: эффективная налоговая ставка обеих прогрессий графически совпадает друг с другом

В данном случае налоговая ставка возрастает линейно, без скачков. Благодаря равномерному росту налоговой ставки эффективная налоговая ставка растёт тоже равномерно.

Как правило, в многоступенчатой и линейной прогрессиях максимальная налоговая ставка в несколько раз превышает начальную налоговую ставку. Из-за этого рост эффективной налоговой ставки в области низких доходов значительно медленней, чем при одноступенчатой прогрессии.

Размер налога N в зоне роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D − D 1 ) {\displaystyle N=S_{min}\cdot X\cdot (D-D_{1})}

Размер налога N после окончания роста налоговой ставки вычисляется по формуле:

N = S m i n ⋅ X ⋅ ( D 2 − D 1 ) + S m a x ⋅ ( D − D 2 ) {\displaystyle N=S_{min}\cdot X\cdot (D_{2}-D_{1})+S_{max}\cdot (D-D_{2})}

где X {\displaystyle X} — коэффициент роста

Недостатком данного способа налогообложения является его относительная сложность, что препятствует широкому внедрению во многих странах.

Комбинированная

В этом случае доход делится на отдельные части, в пределах которых используется одна из указанных выше моделей налогообложения. Типичным примером комбинированной модели является система налогообложения физических лиц в Германии. См. ниже.

Кривая, описываемая формулой

Налоговая ставка в данной модели растёт с ростом дохода и описывается формулой многочлена (полинома).

Формула налоговой ставки имеет вид:
S = s 0 + s 1 D 1 + s 2 D 2 + ⋯ + s n D n {\displaystyle S=s_{0}+s_{1}D^{1}+s_{2}D^{2}+\dots +s_{n}D^{n}} где:

s i {\displaystyle s_{i}} — фиксированные коэффициенты, D {\displaystyle D} — совокупный годовой доход

Используя современную вычислительную технику, можно вывести формулу для кривой налоговой ставки любого уровня сложности, с любыми характеристиками. И как следствие, эти достоинства оборачиваются недостатками, сводя на нет возможность обсуждения обществом налоговых ставок, так как при этом требуется более глубокий уровень математических познаний.

Обзор по странам

Подоходный налог в Германии

Основная статья: Налогообложение в ГерманииНалоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок для одного субъекта и для супружеской пары. (Налоговая ставка 45 % не указана)

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

  • зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
  • зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
  • зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
  • зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
  • зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.

Подоходный налог в США

Основная статья: Налогообложение в США

В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Ставки федерального подоходного налога и соответствующая кривая эффективной налоговой ставки в США для супружеской пары, 2013 год.

Федеральный налог на доходы физических лиц в США, 2014

0Налоговая0
ставка
Налогооблагаемый годовой доход в долларах США
для одного субъекта для супружеской пары для родителя-одиночки
10 % 0 — 009 075 0 0 — 018 150 0 0 — 012 950 0
15 % 9076 — 036 900 0 18 151 — 073 800 0 12 951 — 049 400 0
25 % 36901 — 089 350 0 73 801—148 850 0 49 401—127 550 0
28 % 89 351—186 350 0 148 851—226 850 0 127 551—206 600 0
33 % 186 351—405 100 0 226 851—405 100 0 206 601—405 100 0
35 % 405 101—406 750 0 405 101—457 600 0 405 101—432 200 0
39,6 % от 406 751 0 от 457 601 0 от 432 201 0

Подоходный налог в других странах

Некоторые страны, использующие прогрессивное налогообложение доходов физических лиц.

Страна Прогрессия (модель
налогообложения)
Необлагаемый
годовой минимум
Налоговые ставки Годовой доход, когда
начинает дейст. макс. ставка
Австралия (2014) 4-ступенчатая 18.200 AUD0 19; 32,5; 37; 45 %0 180.000 AUD 0
Австрия (2018) 5-ступенчатая 11.000 €0 25; 35; 42; 48; 50 %0 90.000 € 0
Бельгия (2014) 5-ступенчатая 8.680 €0 25; 30; 40; 45; 50 %0 37.750 € 0
Великобритания 3-ступенчатая 10.600 £0 20, 40, 45 %0 150.000 £ 0
Германия (2014) комбинированная
5 зон
8.354 €0 14÷24; 24÷42; 42; 45 %0
+ 5,5 % налог солидарности0
250.730 € 0
Греция (2014) 8-ступенчатая 12.000 €0 18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 %0 100.000 € 0
Израиль (2014) 7-ступенчатая 0 NIS0 10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 %0 811.560 NIS 0
Испания (2014) 7-ступенчатая 0 €0 Федеральные + региональные
≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 %0
300.000 € 0
Италия (2014) 5-ступенчатая 0 €0 23; 27; 38; 41; 43 %0 75.000 € 0
Канада (2014) 4-ступенчатая 0 $0 Федерал.: 15; 22; 26; 29 %0
+ региональные от 5 до 21 %0
136.270 $ 0
Китай (2014) 7-ступенч.(на зарплату)
5-ступенч. (на ИПД)
0 ¥0
0 ¥0
3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 %0
5; 10; 20; 30; 35 %0
960.000 ¥0
1.200.000 ¥0
Люксембург (2014) 18-ступенчатая 11.265 €0 8 % ÷ 40 %0 100.000 € 0
Нидерланды (2014) 4-ступенчатая 0 €0 5,1; 10,85; 42; 52 %0 56.532 € 0
Новая Зеландия(2013) 5-ступенчатая 0 $0 10,5; 17,5; 30; 33; 45 %0 70.000 $ 0
Польша (2014) 2-ступенчатая 0 €0 18; 32 %0 85.528 PLN (19.906 €) 0
Словакия (2013) 2-ступенчатая 0 €0 19; 25 %0 34.402 € 0
Кипр (2014) 4-ступенчатая 19.500 €0 20; 25; 30; 35 %0 60.000 € 0
Финляндия 4-ступенчатая 13.099 €0 25,6, ?, ?, 49,1 %0 64.500 € 0
Франция (2014) 7-ступенчатая 6.011 €0 5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 %0 500.000 € 0
США (2014) 7-ступенчатая 0 $0 федеральные: 0
10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 %0
+ региональные до 11 %0
для одного — 406.751 $
для суп. пары — 457.601 $
родителя-од. — 432.201 $
Швейцария (2014) 10-ступенч. (для одного)
14-ступенч. (для суп. пары)
14.500 CHF0
28.300 CHF0
0,77 0,88 2,64 2,97…11,50 %0
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 …11,50 %0
755.200 CHF 0
895.900 CHF 0
ЮАР (2013) 6-ступенчатая 0 ZAR0 18; 25; 30; 35; 38; 40 %0 617.000 ZAR 0

> См. также

  • Подоходный налог
  • Распределение (экономика)
  • Список стран по уровню налогообложения физических лиц

Примечания

  1. Эффективная ставка налога — реальная ставка налога, рассчитываемая как отношение фактически уплаченной суммы налогов к величине налогооблагаемой базы.
  2. 1 2 Scheve, Kenneth F.,. Taxing the rich : a history of fiscal fairness in the United States and Europe. — Princeton. — 1 online resource (xv, 266 pages) с. — ISBN 1400880378, 9781400880379.
  3. A tax to beat Napoleon
  4. Водовозов В. В.,. Микель, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. «История финансовой мысли и политики налогов» В. М. Пушкарева, ИНФРА-М, 1996
  6. Journal of Economic Perspectives — Volume 21, Number 1 — Winter 2007, How Progressive is the U.S. Federal Tax System? A Historical and International Perspective (PDF; 203 kB)
  7. Применение закона о подоходном налоге в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа
  8. Жан-Жак Руссо. О политической экономии.
  9. Smith, Adam, 1723-1790. Исследование о природе и причинах богатства народов. — Ėksmo, 2009. — ISBN 9785699183890, 5699183892.
  10. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 года, Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
  11. Ставки налогов в Латвии, 2014.
  12. Ставки налогов в Литве, 2014.
  13. Не облагаемый налогом доход с 1 января 2018.
  14. Налоги в Чехии. 2013.
  15. Более распространенные налоги в Латвии.
  16. Введение прогрессивной ставки НДФЛ.
  17. 1 2 The 2014 Tax Brackets. Ставки подоходного налога и зоны налогообложения. (англ.)
  18. Individual income tax rates. Архивная копия от 11 апреля 2014 на Wayback Machine Ставки подоходного налога в Австралии, 2014 (англ.)
  19. Steuersätze und Steuerabsetzbeträge. Ставки подоходного налога в Австрии, 2014 (нем.)
  20. Belgium income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Бельгии, 2014 (англ.)
  21. Income Tax rates and Personal Allowances — GOV.UK. www.gov.uk. Дата обращения 11 октября 2015.
  22. Einkommensteuertarif, 2014 Ставки подоходного налога в Германии, 2014 (нем.)
  23. Greece Income Tax Rates for 2014 Ставки подоходного налога в Греции, 2014 (англ.)
  24. Israel income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Израиле, 2014 (англ.)
  25. Spain income tax for 2014 Ставки подоходного налога в Испании, 2014 (англ.)
  26. Italian income tax for 2014 Архивная копия от 13 апреля 2014 на Wayback Machine Ставки подоходного налога в Италии, 2014 (англ.)
  27. Canadian income tax rates for Individuals Ставки подоходного налога в Канаде, 2014 (англ.)
  28. Налоговая система Китайской Народной Республики
  29. Personal Income Tax in Luxembourg Ставки подоходного налога в Люксембурге, 2014 (англ.)
  30. Netherlands income Tax Ставки подоходного налога в Нидерландах, 2014 (англ.)
  31. Income tax rates for individuals Архивировано 17 апреля 2014 года. Ставки подоходного налога в Новой Зеландии (англ.)
  32. Ставки подоходного налога в Польше
  33. Инвестиции в Словакии 2,2MB, стр. 53
  34. Налоги в цифрах и фактах. Кипр — 2014. 844KB, стр. 5
  35. French Income Tax Rates Ставки подоходного налога во Франции (англ.)
  36. Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer Налоги в Швейцарии. 314KB, стр. 23 (нем.)
  37. Individuals and special trusts Подоходный налог в ЮАР. (англ.)

Почему в России не вводят прогрессивный налог?

  • 16
  • 8
В большинстве развитых стран мира действует прогрессивный налог на доходы физических лиц. Это самый простой и оптимальный способ, если не борьбы с бедностью, то снижения её масштабов. Но, сколько бы в России о нем ни говорили, а воз и ныне там. Почему так происходит?

Суть прогрессивного налога проста и понятна даже ребенку. Маленькие доходы за месяц облагаются по низкой ставке, а более высокие – по высокой. В результате суммарно налогов в бюджет поступает столько же, но при этом бедные чувствуют себя комфортнее, и у них остаются дополнительные средства для собственных накоплений.

Прогрессивная ставка налога действует в большинстве стран мира – во многих государствах Европы, США, Канаде и даже в Китае. Кстати, китайцы и вовсе решили для бедных сделать гигантскую поблажку. Если работник будет получать менее 9 тысяч долларов в год, он вообще не будет платить подоходный налог, что должно оказать поддержку наиболее бедным гражданам. Кроме того, китайцы сдвигают планку и для более обеспеченных граждан. Об этой реформе можно прочитать .
А если в целом, то страны с плоской шкалой налогообложения, как в России, стоит ещё поискать. Это страны бывшего Советского лагеря, страны Прибалтики, Венгрия, Румыния, Украина, Монголия, а также другие, преимущественно развивающиеся страны.

В России разговоры о введении прогрессивной ставки ведутся часто, но безрезультатно. Законопроекты выдвигали ЛДПР, Справедливая Россия, но их не принимали даже к рассмотрению. Ближе всех к цели подошел проект КПРФ – он хотя бы попал на рассмотрение. Однако позже Госдума отклонила и его.

Суть была в следующем: для тех, чей доход не превышает 100 тысяч рублей в год, ставка по замыслу авторов должна быть равна 5%. Если доход выше, то должно взиматься 5 тысяч рублей плюс 13% с того, что превышает 100 тысяч. И так – до годового дохода в 3 млн. Если же доход выше трех млн в год, то гражданину придется поделиться с государством суммой 382 тысячи рублей плюс 18% с части дохода, превышающей 3 млн в год. Для обладателей годового дохода более 10 млн уготована ставка 25% с суммы, превышающей 10 млн, и плюс то, что набежало на 10 млн – 1,642 млн рублей налога.

16.05.2019 Читали 4 мин

Почему же так происходит? Я вижу в этом пять причин.

1. Первая банальна и, как говорится, лежит на поверхности. Просто сами же депутаты, получая более высокую зарплату (около 400 тысяч рублей в месяц) в любом случае будут попадать под более высокую ставку налога. Этот факт исключать нельзя, ведь они как раз и принимают решение о принятии прогрессивной ставки.

2. Вторая причина не столь очевидна, но куда более серьезна – это те, кто формирует наш белый легальный сектор экономики, который и платит большую часть средств в бюджет. Дело вот в чем. На данный момент львиная доля занятых в экономике это госслужащие, бюджетники, силовики, военные и работники госпредприятий. Точной цифры, сколько всего их, сейчас нет. В 2013 году “Комсомольская правда” насчитала их 33,6 млн человек, из которых 22,5 млн человек – работники предприятий с госучастием вроде РЖД или Почты России. Подавляющее большинство, а это миллионы человек, сидят на низких зарплатах в 15-20 тысяч рублей. Государство – для них главный работодатель, которому не выгодно увеличивать им зарплаты, поскольку это его расходы. Но важно то, что эти зарплаты белые, и отчисления с них идут в полном объеме. А тем временем почти вся оставшаяся коммерция работает в серую или в черную, и пенсионные отчисления и НДФЛ там или платятся по минимуму или не платятся вообще.
Таким образом, если государство введет прогрессивный налог или тем более прогрессивную ставку страховых взносов, оно лишится большей части поступлений, которую как раз и формируют платежи от мало зарабатывающих бюджетников.

3. В тех странах, где работает прогрессивная ставка налога, основная налоговая нагрузка ложится на плечи богатых. Однако, в этих государствах, как правило, невысокая коррупция, и власти могут вполне эффективно справляться с теневым сектором и неплательщиками. В нашем случае введение прогрессивного налога чревато тем, что богатые будут с легкостью уклоняться от уплаты повышенных налогов в ущерб бюджету.

4. Некоторые территории обеднеют. Более обеспеченные граждане, так сказать, распределены по территории России неравномерно. В основном, все они живут в Москве. А тем временем подоходный налог платится в бюджеты регионов. Если ставка будет прогрессивной, платежи в некоторых особенно бедных областях страны упадут в разы.

5. Прогрессивный налог труднее администрировать. Прогрессивная ставка потребует от граждан самостоятельно учитывать и рассчитывать налоги с доходов из разных источников, регулярно заполнять и подавать налоговую декларацию.
Возьмем простой пример. Мы работаем и получаем зарплату. Бухгалтер автоматически заносит все данные в систему, и с нас платится налог. При прогрессивной шкале налогообложения бухгалтер не может быть уверенным в том, что выплачиваемая им сумма за любой дополнительный заработок, гонорар за лекцию или статью, не перейдет в следующую степень шкалы. Поэтому любые нестыковки придется сверять в конце налогового года с помощью декларации. Во многих странах этот процесс автоматизирован, и декларации граждане сдают сами, отправляя по интернету. Но у нас пока такой возможности пока нет, и это может парализовать работу налоговых инспекций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *