Содержание

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат нормы права;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).


ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

В России активно идет процесс построения гражданского общества и правового государства, поэтому становится актуальным выяснение роли подзаконного правового акта в правовой системе РФ . В научной и учебной литературе подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права на основе закона . Сырых В. М. определяет подзаконный нормативный акт как «акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его положений» .

Подзаконный нормативный акт основываются на законе, в нем сосредоточены на дополнение, разъяснение, изменение положений, сформулированных в законе. Подзаконные акты могут быть приняты только с соблюдением установленной процедуры уполномоченным на то государственным органом, либо в пределах компетенции правотворческого органа они могут регулировать отдельные конкретные аспекты государственных и общественных отношений. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать определенным требованиям, предъявленным к их форме .

Следовательно, под подзаконным нормативным актом понимают нормативный акт, который издается в соответствии с законом, уполномоченным на то органом, направленный на исполнение и развитие положений закона и регулирующий отдельные конкретные стороны общественных отношений. Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны не противоречить его содержанию Конституции РФ, федеральным законам и другим нормативно-правовым актам . В зависимости от уровня государственного органа, который издает подзаконный акт, он должен обладает определённой компетенцией и не должен противоречить нормативно-правовым актам вышестоящих структур.

Однако встает вопрос: «Как соотносятся закон и подзаконный акт?». Соотношение закона и подзаконного акта базируется на верховенстве закона и тем самым сокращает сферу действия подзаконных актов . Существует общепринятая классификация видов подзаконных нормативных актов по юридической силе: Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами), Нормативные документы местных структур самоуправления и локальные нормативные акты.

Как отмечает А.Б. Венгеров, существует проблема соотношения закона и указа, он считает, что эта проблема имеет длительную историю, она возникла в монархических формах правления, при конституционной монархии, как, например, соотношение указа императора и парламента» . И сегодня в научной литературе нет однозначного подхода к соответствию закона и Указа президента.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Из ст.90 Конституции РФ можно выделить отличительные признаки нормативных указов Президента РФ: они не должны противоречить федеральным законам, однако имеют первенствующее значение по отношению к иным подзаконным актам. Они содержат нормы права, при помощи которых регулируют различные сферы общественной жизни, носят обязательный характер. Следовательно, Указ президента — это правовой акт главы государства, который через него реализует свои полномочия. Однако следует помнить о том, что в правовом государстве, каким является Россия, огромную роль играет принцип «верховенство закона». Это один из основных принципов правового государства, он означает не только обязательное исполнение закона, но и соответствие всех НПА актов закону .

В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ, между ними, несомненно, существует различие. Считается, что указ — акт, который распространяется на более широкий круг правоотношений, а распоряжение — документ определенного предписания. Обычно правотворческая деятельность президента РФ сопровождает наиболее важные вопросы управления государством. Указы президента обращены вопросам назначения на должность, присвоения звания и т. д.

Указы президента РФ часто являются правоприменительными актами, а отличие распоряжений Президента от указов относительно и это вопрос может рассматриваться в соответствии с каждым особенным случаем. Таким образом, можно сформировать понятие указа президента нормативного характера. Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, регулирующий различные сферы общественной жизни и носящий первенствующий характер по отношению к другим подзаконным актам, который включает в себя нормы права .

Постановления правительства РФ — следующий важный подзаконный акт, который регулирует правовую сферу общественной и государственной жизни. Главная цель издания таких подзаконных актов — это соблюдение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, все правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Исполнение данных подзаконных актов производиться только в пределах их полномочий и ведения России совместно с ее субъектами. В подзаконных актах правительства Росс можно выделить подзаконные федеральные акты. Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое значение (действуют только на лиц, работающих в данной отрасли). В связи с межотраслевой направленностью министерств (ведомств) эти акты могут быть перенаправлены нескольким министерствам и могут регулировать межотраслевые отношения.

В структуру подзаконных актов РФ входят акты федеральных министерств и ведомств, они издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут содержать: нормативные документы, регулирующие наиболее важные вопросы работы федеральных органов исполнительной власти.

По Конституции, местные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ). Однако следует отметить, что и в этом случае должен быть реализован принцип «верховенства закона». В рамках своих полномочий, территориальные власти издают: распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления, акты законодательных структур, нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.

Вся современная структура права и соотношений подзаконных нормативных актов и законов обеспечивает лидерство закона и определенным образом сокращает сферу непосредственного регулирования подзаконных актов. Если подзаконный акт издается с какими-либо нарушениями, это влечет за собой появление юридической коллизии, то есть, возникновение противоречий между подзаконными нормативными актами по одному и тому же вопросу.

Для устранения данной ситуации необходимо выполнить определенные действия:

  • если нормативные акты были изданы одним и тем же органом, тогда в силу вступает последний принятый акт
  • если акты были изданы разными органами, тогда в силу вступает тот, который был издан вышестоящим органом
  • если такая ситуация возникает между специальным актом и общим актом, тогда в силу вступает специальный акт.

Список литературы:

  1. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция, 2009. – 528с.
  2. Нравственные основы теории государства и права (международная научная конференция) // Государство и право. — 2005.- №8 -Т.1- С.87-103.
  3. Рубанцова Т.А. Проблемы формирования гражданского общества в России // Научные труды Российской академии юридических наук. — 2004. – № .8 — Т.1. — С.136.
  4. Рубанцова Т.А., Фомина Н.А. Проблема построения правового государства в России // Материалы IV международной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы». — Казань, 23-36 июня. 2016, — С.23-26.
  5. Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2007- 344с.

Подзаконные акты

В России основным, т.е. наиболее массовым источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В их число входят и имеют наивысшую после Конституции и законов РФ силу указы Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и иных органов муниципальных образований.

Указы Президента РФ являются главными подзаконными актами и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции). Основным видом подзаконных актов они признаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ст. 90 Конституции) и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу». Эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по их поводу нередко выражается озабоченность граждан и возникают земельные споры.

В 1990-е гг. указы Президента РФ играли доминирующую роль в регулировании земельных отношений, что объяснялось устарелостью некоторых частей земельного законодательства, необходимостью оперативного восполнения пробелов в нем. Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений создает представление об их роли в формировании земельного права в последнее десятилетие XX в., что дало повод ряду авторов говорить о возникновении «указного права».

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали следующие Указы Президента РФ: «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.1993 № 1767; «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 07.12.1993 № 2118; «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11.12.1993 № 2130*; «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14.02.1996 № 198′; «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от 07.06.1996 № 819″; «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16.05.1997 № 485.

В XXI в. роль Президента РФ как главы государства в регулировании земельных отношений повысилась, что связано не столько с изданием соответствующих указов как источников земельного права, сколько с активизацией и реализацией земельной политики, выстраиванием вертикали власти, инициированием, координацией и поддержкой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечением верховенства Конституции и законов РФ.

Акты Правительства РФ. Следующую ступень источников земельного права в иерархии подзаконных актов составляют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и реализации принципов земельных отношений, а именно:

Ø разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования земли, земельный налог, а также расходы на восстановление земель);

Ø управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на земельные участки, реализация прав собственника);

Ø осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение земельного правопорядка, земельных прав физических и юридических лиц);

Ø охрана собственности (всех форм собственности на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования землей).

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует приведенный ниже перечень постановлений Правительства РФ, принятых в последние годы:

Ø от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли»;

Ø от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;

Ø от 26.06.1999 № 694 «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»»;

Ø от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»;

Ø от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»;

Ø «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» от 06.04.2004 № 160;

Ø от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Президент РФ и Правительство РФ — субъекты законодательной инициативы. Как видно из приведенного перечня нормативных правовых актов, Президент РФ и Правительство РФ активно принимают оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка. Указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ составляют значительную и действенную часть источников земельного права.

Кроме того, являясь субъектами права законодательной инициативы, Президент РФ и Правительство РФ широко пользуются этим и вносят в Федеральное Собрание РФ подготовленные законопроекты. За последние годы почти три четверти принятых в Государственной Думе и одобренных в Совете Федерации законопроектов были внесены и рассмотрены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ стимулируют, организуют и координируют разработку федеральных законопроектов подчиненными им органами и учреждениями. Администрация Президента РФ, его Управление по внутренней политике и Государственно-правовое управление взаимодействуют с палатами и фракциями Федерального Собрания РФ, производят экспертизу законопроектов и координируют законопроектную деятельность в федеральных округах.

При Правительстве РФ в течение ряда лет существовала специальная Комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений (членом которой являлся автор учебника). В подведомственных органах исполнительной власти аппаратом Правительства РФ контролируется подготовка не только федеральных законопроектов, но и иных нормативных правовых актов: проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, проектов актов федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, которые должны разрабатываться во исполнение федеральных законов и актов Правительства РФ.

От подведомственных организаций Правительство РФ требует составления и утверждения плана подготовки и принятия проектов нормативных актов одновременно с разработкой и принятием закона или акта Правительства РФ для того чтобы требования указанных актов сразу после их вступления в силу были подкреплены соответствующими подзаконными актами и таким образом всесторонне исполнены.

В федеральных законах, принимаемых в последнее время, возрастает число вопросов, связанных с земельными отношениями, которые должны решаться актами Президента РФ и Правительства РФ, занимающими все большее место среди источников земельного права. Это способствует обеспечению стабильности земельного законодательства, отнесению к его ведению наиболее значимых аспектов общественных отношений в области использования и охраны земель. С расширением компетенции Президента РФ и Правительства РФ появляется возможность более оперативно влиять на регулирование земельных отношений, поскольку процедура подготовки, обсуждения и принятия правительственных актов менее длительна и сложна, чем процедура рассмотрения федеральных законов.

Ведомственные акты. К подзаконным актам относятся также приказы, инструкции, правила, наставления и другие нормативные акты, принимаемые федеральными и региональными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Согласно требованиям административной реформы, проводимой с 2004 г. федеральными законами и указами Президента РФ, министерства, федеральные службы, агентства, учреждения принимают ведомственные акты в пределах своей компетенции. Эти акты регулируют отношения внутри ведомства, однако почти каждое из ведомств обладает надведомственными, иногда — координационными функциями в области регулирования земельных отношений, чем и обусловливается значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти России входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: федеральные службы, федеральные агентства. Для реализации возложенных на них задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, являющиеся источниками земельного права и называемые ведомственными. Их принимают МПР России и федеральные агентства — водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Регистрация ведомственных источников права.С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и иных ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Ее цель упорядочение ведомственного правотворчества (создающего значительный массив источников права), установление законности и устранение дублирования в этой области. Государственная регистрация ведомственных источников права, в том числе земельного, возложена на Министерство юстиции РФ.

При государственной регистрации проводится проверка регистрируемого акта, в ходе которой изучается:

Ø полномочно ли данное министерство, иное ведомство издавать такой акт (обычно указанное полномочие вытекает из функций ведомства, предусмотренных положением о нем, либо из специального постановления Правительства РФ или закона РФ, уполномочивающих данное ведомство на принятие такого акта);

Ø не противоречит ли принимаемый акт нормативному правовому акту большей силы, т.е. вышестоящему по ранжированию акту (здесь вступает в действие упоминаемая выше иерархия, или пирамида, нормативных актов);

Ø не урегулирован ли данный вопрос другим, аналогичным по силе актом (в период отсутствия порядка в ведомственном правотворчестве различными ведомствами в ряде случаев принимались параллельные акты с одной и той же или близкой по значению нормой);

Ø как будут доводиться до всеобщего сведения акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции).

После введения государственной регистрации многие ведомственные нормативные акты в области регулирования земельных отношений не прошли указанный анализ. Они были возвращены на доработку и так и не вышли в свет.

Примерами ведомственных нормативных актов, затрагивающих земельные отношения, прошедших регистрацию, ставших источниками земельного права и опубликованных для всеобщего сведения, могут служить: Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных (утв. Минсельхозпродом России № 12-04/5 и ГТК России № 0123/8667 от 08.05.1997); приказ Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»; письмо Госстроя России от 20.03.2000 № НМ-1082/2 «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации прав на недвижимое имущество, градостроительных ограничений и сервитутов».

Локальные акты. Наибольшее количество источников земельного права составляют нормативные акты, которые принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях и устанавливают обязанности для неперсонифицированных граждан или предоставляют им права. Локальные акты могут быть:

а) рассчитаны на работающих в данной организации, т.е. обращены внутрь нее;

б) направлены вовне ее.

И те и другие носят общий характер, ориентированы на неоднократное число применений. Примером нормативного акта первого вида можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия, товарищества, общества, ассоциации); утвержденный в законном порядке и в соответствии с уставом план должен действовать, исполняться и применяться всеми гражданами и юридическими лицами, пока он не будет изменен, отменен или выполнен. Сюда же относятся внутриколхозные акты, например, правила вспашки зяби, одобренные на колхозном или ином полномочном собрании. Они носят общий характер потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни проводил предусмотренные ими работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.

Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они также принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т.п. и обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.

Не всегда возможно провести четкую границу между этими видами нормативных актов: правила внутреннего распорядка, например лесничества, обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться гражданами, обращающимися в лесничество по поводу лесных участков и лесопользования; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, обязательны и для работников этой организации.

Хотя нормативные акты организации находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, они тем не менее являются самыми массовыми источниками земельного права, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений.

> Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Нoрмативный правовой акт

Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Замечание

Регулирование общественных правоотношений в силу действующего законодательства не может осуществляться правовым актом в форме письма, в отсутствие регистрации соответствующего документа и официального его опубликования (см., напр., Решение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N ВКАПИ18-20 «О признании недействующим письма МВД РФ от 26.04.2007 N 1/3315, Минобороны РФ от 02.05.2007 N 180/4/1-483, ПФ РФ от 02.05.2007 N ГБ-25-26/4730 «О форме справки, выдаваемой гражданам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1»).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  1. законы;
  2. подзаконные акты.

Виды законов

  • Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов

  • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Приложение1

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральных конституционных законов;
  • — федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • — ненормативные акты общего характера;
  • — акты официального разъяснения;
  • — правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • — образцы деловых бумаг;
  • — комментарии законодательства;
  • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

  • Подзаконные нормативно-правовые акты

    Подзаконные нормативно-правовые акты — это акты, изданные на основе и во исполнение законов. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Все они представляют собой взаимосогласованную,…
    (Теория государства и права)

  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

    Более конкретно финансовые вопросы местных органов власти регулируются на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Указанные вопросы достаточно многообразны и включают аспекты, которые не могут быть однозначно определены на федеральном уровне. При недостаточности бюджетных средств для…
    (Муниципальное управление)

  • Отдельные нормативные предписания по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности могут содержаться в подзаконных нормативных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. Министерства и ведомства, для которых применение УПК РФ является основным видом деятельности, издают приказы,…
    (Уголовный процесс)
  • Законодательные акты и подзаконные акты субъектов РФ

    Статья 71 Конституции РФ относит вопросы информации и связи федерального уровня к ведению Российской Федерации. Однако субъектами РФ к настоящему времени принято множество нормативных правовых актов, которые можно назвать информационно-правовыми. Субъекты РФ постепенно включаются в процесс законодательного…
    (Информационное право)

  • Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты

    Подзаконный нормативно-правовой акт понимается как акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты принимает Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, иные…
    (Теория государства и права)

  • ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ

    Принимаемые на основании и во исполнение актов законодательства подзаконные акты в качестве одного из источников правового регулирования экономических отношений, структуры и деятельности экономических институтов публичной власти находят применение почти повсеместно. Однако масштабы их использования и…
    (Конституционная экономика в зарубежных странах)

  • НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Россия — федеративное государство. В ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономические отношения, вопросы войны и мира, природопользования, охраны окружающей среды. Каков объем полномочий субъектов РФ в этой сфере? В соответствии с Федеративным договором,…
    (Экологическое право)

  • Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, — 2014. №31-04 авг. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета, — 2005. № 1 — 12 янв. 3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004…
    (Организационно-правовые основы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах)

  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

    Нормативно-правовой акт занимает важное место среди многочисленных форм (источников) права. Под нормативно-правовыми актами понимают официальный письменный документ, принятый уполномоченным государственным органом, в особом порядке и содержащий нормы права. В Российской Федерации нормативно-правовые…
    (Теория государства и права)

Указы и распоряжения

Документация правового характера, относящаяся к категории указов и распоряжений главы государства, обязательна к исполнению на всей территории России. Она должны быть составлена в пределах президентских полномочий, сфера которых предусмотрена конституционными нормами. При помощи указов реализуются элементы правового статуса руководителя. Их издание актуально в ситуациях, когда в правовых источниках присутствуют недоработки, позволяющие двусмысленно оценивать ситуацию.

Некоторые виды указов не относятся к нормативно-правовой категории, поскольку они могут быть приняты по вопросам управления, таких как назначение на должность, присвоение звания или лишение полномочий. Такие указы носят характер правоприменительных актов, которые по характеристикам схожи на распоряжения.

Закон и подзаконный акт. Общая информация

Отличительными признаками президентских указов являются:

  • общеобязательный характер;
  • регулирование отдельной сферы общественной жизни населения;
  • наличие нормы права;
  • приоритетное отношение к конкретному подзаконному акту;
  • отсутствие противоречий с содержимым федеральных законов.

Президентские указы классифицируются в зависимости от характера полномочий его издателя. Документы могут быть оформлены не только в пределах собственных возможностей, но и с делегированным участием представителей парламента. Некоторая документация должна быть одобрена и утверждена Федерационным советом.

Распоряжения предназначены для частного назначения. Они не относятся к категории нормативно-правовых актов, поскольку принимаются в экстренных ситуациях, касающихся необходимости организации решения текущих и процедурных вопросов государственного управления. В их компетенции мероприятия по созданию рабочих комиссий и выделению средств из резервных фондов регионам. Документы адресуются узкому кругу исполнителей и относятся к категории правоприменительных актов.

Правовая иерархия

Каждый субъект государства имеет собственную законодательную систему, формирующуюся в соответствии с базовыми правовыми законами государства и коммерческих структур. Однако в нормативно-правовом источнике не установлена законодательная иерархия, позволяющая грамотно построить правовую государственную структуру. По этой причине она формируется по аналогии вертикальной структуры федерального законодательства. Отдельные субъекты имеют ее определенную структуру, на параметры которой оказывает влияние совокупность факторов, характерных для конкретного региона, что выражается в наименованиях нормативно-правовых источников, их перечне, порядке принятия и внесения в них изменений.

На федеральном уровне выделяется несколько иерархических категорий:

  • законы, утверждение которых требуется на референдуме;
  • кодифицированные и некодифицированные источники.

Рассмотрев примеры подзаконных актов можно понять их характерную особенность, выраженную в детерминации параметрами внутри иерархической структуры власти отдельного субъекта. Практически всегда вместе с базовыми законами принимаются нормативные или правоприменительные подзаконные акты. Нормативные источники могут регламентировать внутриорганизационную деятельность или общественные отношения между субъектами права. В структуру высшего органа управления обычно включаются действующие президиумы или советы, которые наделяются правом принимать подзаконные документы.

Законодательная иерархия

По важности все документы располагаются в соответствии с иерархическим уровнем их издателя. Правительственные нормативны акты субъектов, всегда располагаются ниже актов глав этих субъектов. Если они имеют нормативный характер, то актуально издание постановлений. В ситуациях, когда необходимо решить или урегулировать текущие вопросы в кадровой, организационной или оперативной сфере, издаются распоряжения. Руководители субъектов вправе принять решение об отмене второстепенных документов в случае, если их иерархия обуславливает такую компетенцию.

В некоторых ситуациях ведомства издают нормативно-правовые документы, которые являются обязательными для исполнения гражданами, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организациями, которые находятся вне подчинения издавшего органа. Документ может быть также издан несколькими органами. При этом обязательно проведение совместных работ уполномоченными представителями органов по согласованию отдельных положения с целью недопущения элементов противоречий в документе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *