Диспозитивные нормы

Смотреть что такое «Диспозитивные нормы» в других словарях:

  • ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — (от позднелат. dispositivus распоряжающийся) нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание … Юридическая энциклопедия

  • ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — Нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — (от поздне лат. dispositivus распоряжающийся) нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание … Энциклопедический словарь экономики и права

  • НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ — ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

  • НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ — нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них … Юридический словарь

  • НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ — (см. ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • НОРМЫ ПРАВА — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… … Российская энциклопедия по охране труда

  • нормы права диспозитивные — нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них … Большой юридический словарь

  • ПРАВА НОРМЫ ДИСПОЗИТИВНЫЕ — ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

  • ПРАВА НОРМЫ ДИСПОЗИТИВНЫЕ — (см. ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Императивный и диспозитивный метод управления. Методы, способы, типы правового регулирования

Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

— совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

Рис. 1. Метод правового регулирования

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Рис. 2. Средства правового регулирования

Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

Диспозитивный метод отличается от императивного своим координационным характером.

В рамках данного метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения. Как правило, этот метод связан с такой формой юридического факта, как договор, в котором находят отражения согласованные сторонами их взаимные нравы, обязанности и ответственности. Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно. Естественно, что такой метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, и в том числе гражданского права.

Диспозитивный метод правового регулирования — способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;

предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Императивный метод правового регулирования

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями — с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

В теории фундаментальной юридической науки для разделения на отрасли используются такие категории, как предмет и метод правового регулирования. С их определения начинается знакомство с любой сферой общественных отношений. Какое место в этой системе занимает императивный метод? Что позволяет определить? Как и для чего используются императивные и диспозитивные методы регулирования? Об этом подробнее ниже.

Теоретические основания

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

Его можно обобщенно представить как некую сумму практически однородных отношений в социуме, которые координирует какая-либо из норм права. Он охватывает те отношения, которые формируются в одной сфере. Если отобразить при помощи структуры нормы права, то это диспозиции, которые устанавливают соотвествующие права и обязанности.

Предмет отвечает на вопрос о том, что регулируется. И здесь можно в качестве примера привести гражданское право. Предметом регулирования этой отрасли являются вещественные и невещественные отношения.

Следует отметить, что предмет являет собой условное выделение некоторого ограниченного круга социальных отношений, которые имеют общие качественные характеристики. Именно на этой основе их обобщают и объединяют в такую нормативную общность, как отрасль. Каждая имеет свою относительно обобщённую сферу регулирования.

Запрет и обязывание

Императивный метод правового регулирования имеет в своём инструментарии такие способы влияния, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.

Что собой представляет запрет? Это обязанность, которая возлагается на субъекта. Следуя ей, он должен воздержаться от действий, обозначенных в предписании. То есть для реализации запрета субъект права бездействует.

Здесь отсутствует возможность иного поведения, и единственная его модель — бездействие. Как этот способ выражается в законе? При помощи таких слов, как “запрещено”, “недопустимо” и т. д. Иногда они не входят в нормы, в этом случае структура нормативного документа позволяет получить представление о запрещенной форме поведения.

Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.

Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут выполняться или нет. Они могут сообщать субъекту права о том, как он может поступить, чтобы это поведение было правомерным.

Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.

Если сравнивать императивный и диспозитивный методы правового регулирования, становится ясно, что способы их реализации формируют две противоположности. На первый приходятся запрет и обязывание одной из сторон, на второй — рекомендация и поощрение. В первом случае у стороны нет возможности выбирать, как ей поступить. Исполнение нормы, каким видит его императивный метод права, является неукоснительным. Диспозитивный метод отличается от предыдущего своей свободой и рекомендательным характером. Здесь основными способами являются поощрение правомерного поведения и рекомендации.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Методы правового регулирования

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    1. установление границ регулируемых отношений , что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    2. издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    3. наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью , позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    4. определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Правовой метод — известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:

    • императивный (административно-правовой) метод — базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве). Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
    • диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования — построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения . В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Методы правового регулирования по Н.И. Матузову

Помимо указанных выше (универсальных) методов Матузов выделяет:

    1. дозволение, обязывание и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло (по-моему, это способы императивного метода).
    2. метод субординации и властного приказа (адиминстративное право), позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих — характерные черты указанного метода.
    3. метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.
    4. метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
    5. метод рекомендаций , обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы — не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. (Т.В. Кашанина).

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание и
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:

    • общедозволительный и
    • разрешительный.
Императивный метод Диспозитивный метод
1. По основаниям и порядку возникновения, изменения и прекращения правоотношений
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе нормы права, а не по взаимному соглашению субъектов Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на договорной основе
2. По правовому положению субъектов правоотношений
Субъекты правоотношений находятся, как правило, в отношениях «власти-подчине­ния». Они имеют неодинаковый объем прав и обязанностей, который точно определен нормами права Субъекты правоотношений не находятся в отношениях «власти-подчинения». Их правовое положение характеризуется равенством сторон и возможностью самостоятельно, по взаимному соглашению, определять объем своих прав и обязанностей
3. По видам санкций и порядку их применения
Санкции правовых норм имеют карательный характер Санкции правовых норм имеют правовосстановительный (компенсационный) характер

Кроме методов правового регулирования, выделяют также типы правового регулирования:

1. Общедозволительный . В его основе лежит общее дозволение, которое выражается следующей формулой: «разрешено все то, что не запрещено законом». Основан на преобладании дозволений и характерен для отраслей частного права. Он способствует проявлению самостоятельности, инициативности, активности.

2. Разрешительный (общезапретительный). В его основе лежит общий запрет, который можно выразить следующей формулой: «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Основан на преобладании запретов и обязываний и характерен для публично-правовых отношений.

Выбор типа правового регулирования зависит от содержания регулируемых общественных отношений, а также некоторых других факторов, которые заставляют субъекта правотворчества избрать в целях повышения эффективности правового регулирования общественных отношений наиболее адекватный им тип правового регулирования.

В теории государства и права в научный оборот вошло также понятие правовой режим. Этим термином обозначается специфика правового регулирования определенной сферы общественных отношений. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов и типов правового регулирования.

Система законодательства

Система законодательства – это совокупность законов и подзаконных нормативных правовых актов, являющихся внешней формой выражения права.

Понятия система законодательства и система источников права не тождественны. В систему источника права, кроме нормативных правовых актов, входят и иные признаваемые государством источники. Таким образом, система законодательства и система источников права соотносятся как часть и целое.

Понятия система права и система законодательства также не тождественны. Если система права характеризует внутреннее строение права, то система законодательства характеризует внешнюю форму его выражения (табл. 2).

Таблица 2

Отличия системы права и системы законодательства

Система права Система законодательства
Характеризует внутреннее строение права Характеризует форму внешнего выражения права
Имеет объективный характер, так как обусловлена объективно существующими общественными отношениями Имеет во многом субъективный характер, так как она определяется волей субъекта правотворчества
Выступает в качестве содержания Выступает в качестве формы
Первичным элементом является норма права Первичным элементом является нормативный правовой акт
Состоит из отраслей права, институтов права Состоит из отраслей законодательства (отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права)
Имеет только горизонтальное строение (отрасли права) Имеет как горизонтальное (отрасли законодательства), так и вертикальное строение: а) федеративное (федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации); б) иерархическое (законы и подзаконные нормативные правовые акты)

Виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы одной отрасли права (например, уголовное законодательство состоит из Уголовного Кодекса РФ, содержащего нормы уголовного права).

2. Внутриотраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих часть норм определенной отрасли права (например, законодательство об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях, кодексов субъектов РФ об административных правонарушениях, содержащих часть норм отрасли административного права).

3. Межотраслевое (комплексное) законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права (например, законодательство о государственной службе состоит их нормативных правовых актов, содержащих нормы административного, трудового и иных отраслей права).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *