Содержание

Что такое возмещение НДС?

НДС – один из косвенных федеральных налогов, играющих важную роль в формировании доходов российского бюджета. Он взимается на каждой стадии производства товара или услуги. Рассчитывается с разницы между ценой ее продажи потребителю и себестоимостью. По факту она закладывается в конечную цену и оплачивается потребителем. Он составляет от 0 до 18 процентов. В 2019 году НДС может вырасти до 20 процентов, соответствующий законопроект правительства рассматривается в Госдуме.

У предпринимателей в ряде случаев есть возможность вернуть перечисленные в бюджет деньги. Возмещение НДС происходит за счет налогового вычета: предприятие вправе уменьшить размер этого налога на размер вычета.

Полезные документы для скачивания

Налоговая декларация по НДССкачать в .xls НК РФ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬСкачать в .doc

Чтобы избежать ошибок и не точностей, которые могут привести к отказу возврата НДС, лучше поручить подготовку документов бухгалтеру имеющему опыт работы с возвратом или аутсорсинговой компании, в которой такой опыт обычно есть.

Возмещение НДС налогоплательщиком

Льгота положена не всем организациям и индивидуальным предпринимателям. Те, кто на нее претендуют, должны применять общую систему налогообложения (ОСНО), платить НДС и продавать товары или услуги, которые этим налогом облагаются.

Условия для получения возмещения НДС:

  • У организации не должно быть долгов по налогам;
  • Наличие счетов-фактур с указанием размера НДС;
  • Продукт, с которого платят налог, необходимо принять и описать с соблюдением всех необходимых требований (количество, артикул, стоимость и другие данные должны находиться в базе);
  • На счетах-фактурах должны стоять подписи начальника и главбуха;
  • Организация должна сдавать налоговую отчетность и быть зарегистрирвоана в ЕГРЮЛ.

Многие малые предприятия на специальных режимах, в том числе популярной упрощенной системе налогообложения (УСН), задаются вопросом: можно ли вернуть НДС? Законодательство, к сожалению, не предусматривает возможности возврата для таких организаций и ИП. Процедура регламентируется статьями 164 и 176 Налогового кодекса.

Может ли ИП работать с НДС читайте

Возмещение НДС по капитальным затратам

Возможно в двух случаях:

  1. В ситуации, когда результат вычетов выше рассчитанного уровня затрат, «входной» налог подлежит компенсации (п. 2 ст. 173 НК). Такой подход применяется, к примеру, в строительстве.
  2. Когда компания или предприниматель совершает операции, облагаемые по нулевой ставке. Например, возврат НДС при экспорте природного газа из России или его импорте.

Вот еще несколько операций, не облагающихся этим налогом (полный список в ст. 164 НК):

  • При оказании услуг по интернациональной доставке продукции всеми видами транспорта. Главное условие – место назначения товаров находится пределами России;
  • При загрузке, выгрузке, оприходовании, упаковке и транспортировке нефти и нефтепродуктов;
  • При оказании услуг по поставке электроэнергии из единой общероссийской электрической сети на территорию иностранных государств;
  • При проведении перевалки и сбережении товара, транспортируемого через границу России в морских и речных портах;
  • При сбыте или применении продукции в области космической деятельности.

Отличия между возмещением и возвратом НДС

Возмещение налога на добавленную стоимость проводят двумя способами – возврат и зачет.

В первом случае происходит перевод денег на счет юрлица или ИП при предоставлении отчетности и положительных итогах проверки. Налоговики дают поручение казначейству переводе средств. Возврат предоставляется, если у ИП или ООО нет долгов перед бюджетом (п.6 ст. 176 НК).

В случае зачета НДС эта сумма идет в счет погашения долгов по налогам либо будущих платежей. Причем закрыть возможно не только платежи по НДС, но и другим налогам, штрафам, пени (п.4 ст.176 НК). Процедура проводится проще, чем возврат.

Но все равно требует соблюдения следующих условий:

  1. Нужно быть резидентом России;
  2. Размер уплаченного налога превышает сумму к возврату из бюджета;
  3. Наличие у организации письменного заявления на осуществление зачета;
  4. Заявление подается не позднее, чем через три года с момента переплаты.

Виды зачета НДС

Средства, которые налоговая согласится вернуть, могут быть направлены на предстоящие платежи (еще не совершенные) по НДС или другим налогам и сборам. Этими же финансовыми ресурсами фирма может расплатиться по долгам перед налоговой.

В 2018 году налоговые органы будут особенно внимательно проверять сведения в декларациях и предоставленные данные. Поэтому нельзя исключать, что ФНС откажет в возврате или уменьшит сумму.

Порядок возмещения НДС

Вернуть деньги можно двумя способами: в рамках общего порядка и заявительного. В обоих вариантах есть свои особенности.

Общий порядок возмещения налога

Процедура проводится в четыре этапа и предполагает возврат или зачет (в зависимости о того, что вы попросили в заявлении) после проведения камеральной проверки.

  1. Подается декларация по НДС. Если результат вычетов больше начисленных налогов, разница может быть компенсирована в том или ином виде;
  2. Начало проверки. Налоговики инициируют «камералку» в отношении действительности выплаты (ст. 88 НК). Период расследования – до трех месяцев. При возникновении сомнений могут запросить у организации дополнительную документацию, подтверждающую законность операций и правильность заполнения документов. провести выездную проверку;
  3. По итогам составляют акт о выявленных нарушениях (если они обнаружатся). Можно оспорить выводы ИФНС, направив возражения;
  4. Если нарушений не выявлено, в течение семи дней принимается решение о компенсации.

Важно! Если инспекция отказала в возврате НДС, а нарушений нет или они незначительны, у компании есть право подать апелляцию. Если договориться со своей инспекцией по месту регистрации не выходит, жалуйтесь в вышестоящий орган – управление ФСН по субъекту РФ. Отказ в вышестоящем органе можно обжаловать в арбитражном суде.

Заявительный порядок возврата НДС

Предполагает зачет либо возврат до окончания проверки по вашему заявлению (ст. 176.1 НК). Этапы остаются такими же, как при обычном порядке.

Этой схемой могут воспользоваться не все организации, а только:

  • Налогоплательщики, которые выплатили не менее семи миллиардов рублей в казну за последние три года;
  • Бизнесмены или компании, которые предоставляют банковскую гарантию (банк обязуется выплатить зачтенные платежи, если ИФНС откажет в перечислении средств);
  • Представители регионов опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток.

В заявлении (подается в течение пяти дней после сдачи декларации) компания пишет, что обязуется вернуть сумму, перечисленную из бюджета при отрицательных итогах рассомтрения заявления на возврат налога. К нему также необходимо приложить гарантию банка-поручителя, либо договор поручительства. Написать заявление на возмещение НДС можно вместе с подачей декларации или сделать это позже.

Важно! Лучше заполнить его сразу, поскольку на принятие решения о возврате у налоговой есть 10 дней после подачи заявления (п. 6 ст. 176 НК). И только затем казначейству дадут поручение о перечислении денег.

За задержку с возвратом из бюджета НДС предусмотрены пени для налоговой службы. Это должно быть сделано в течение 12 рабочих дней с момента завершения проверки (7 дней на решение о возврате и 5 непосредственно на перечисление денег), если заявление на возмещение подавалось вместе с декларацией.

Незаконное возмещение НДС

Есть две противоположные ситуации, каждая из которых будет иметь для предпринимателя неприятные последствия.

Первая: если ООО совершает покупку у поставщика и собирается вернуть излишне уплаченный налог, а поставщик налоги не платит и имеет признаки фирмы-однодневки. В таком случае налоговые органы откажут покупателю в возврате НДС. Причина в непорядочности поставщика, которого признают неблагонадежным. В этом случае все операции с таким контрагентом могут признать фиктивными, а предпринимателя обвинить в попытке получить необоснованную выгоду. Отстаивать свою невиновность может потребоваться в суде.

Важно! Для того, чтобы без проблем вернуть НДС, проверяйте контрагентов через запрос данных в налоговой или с помощью специальных систем

Вторая: бизнесмен регистрирует ООО и продает свое имущество этой организации. Затем он подает декларацию и заявление на возврат НДС. Но налоговики отслеживают подобные схемы. Если фиктивность сделки будет доказана, то предпринимателю грозит ответственность по ст. 159 Уголовного кодекса (мошенничество).

Документы для скачивания:

КНД 1150058. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога ()

Платежное поручение ()

Возмещение НДС из бюджета

Как возместить НДС из бюджета? НДС – самый проблемный налог для большинства бизнесменов, работающих на общей системе. Однако иногда он может принести не только затраты и сложности с документооборотом, но и доход. Речь идет о возможности возместить налог из бюджета. Рассмотрим условия возмещения НДС и препятствия, с которыми может столкнуться бизнесмен при его возврате.

Кто и при каких условиях может возместить НДС

Вернуть НДС из бюджета может тот, кто его туда платит – это логично. Т.е. речь идет только о бизнесменах, которые работают на общей системе. Все «спецрежимники» и те, кто освобожден от НДС по иным причинам, лишены такой возможности.

Здесь важно отметить, что льготная налоговая ставка, в том числе и нулевая, не является освобождением. Поэтому все льготники могут возместить НДС на общих основаниях.

Общие условия для возмещения «вытекают» из принципа расчета НДС. При каждой реализации налогоплательщик выставляет счет-фактуру, в которой выделяется сумма налога, исходя из применяемой ставки.

При закупке товаров, услуг и т.п. бизнесмен получает «входящие» счета-фактуры с выделенным налогом. Разумеется, только в том случае, если поставщики тоже платят НДС. Поэтому, работая на общей системе налогообложения, нужно стараться подбирать поставщиков – плательщиков НДС.

Также НДС начисляется при получении авансов от покупателей, а возмещается — при перечислении предоплаты поставщикам.

По итогам квартала из всего начисленного налога вычитается весь возмещенный. В большинстве случаев эта разница будет положительной. Ведь налог начисляется на всю выручку, а вычитается только по части затрат – по тем из них, которые подтверждаются счетами-фактурами.

А, например, такая существенная статья расходов, как зарплата с начислениями «покрывается» выручкой, но, естественно, ни с какими «входящими» счетами-фактурами не связана. Это же относится и к закупкам от тех контрагентов, которые не платят НДС.

В каких же случаях все-таки возникает «отрицательный» налог? Основные варианты следующие:

  1. Разовые операции, связанные с существенным возмещением налога. Например, компания получила крупный заказ и единовременно закупила для его выполнения сырье и материалы. Аналогичная ситуация возникает при покупке дорогостоящих объектов основных средств (например, недвижимости). В этом случае в отдельном периоде сумма вычетов по НДС может превысить начисления.
  2. Применение льготных ставок 0% или 10%. Если бизнесмен реализует продукцию или услуги по сниженным ставкам, а закупки производит по «обычным», то это часто приводит к «отрицательному» НДС. В первую очередь это касается экспортеров, работающих по «нулевой» ставке.

Порядок возмещения НДС

Общий регламент возврата НДС приведен в ст. 176 НК РФ.

Прежде чем начать процедуру возмещения – нужно понять, что вы вообще имеете на это право. Определяется это при заполнении декларации. Но даже если по итогам расчетов получилось, что бюджет вам должен – не спешите сдавать отчет в налоговую инспекцию.

Любая декларация, поступившая в ИФНС, проходит камеральную проверку. Но если она предусматривает возврат налога – внимание инспекторов возрастает многократно.

Поэтому необходимо скрупулезно проверить все подтверждающие документы, в первую очередь – «входящие» счета-фактуры. Нужно быть готовым к тому, что налоговики проверят с помощью автоматизированной системы «АСК НДС-2» каждого вашего поставщика и покупателя. Поэтому все контрагенты, включенные в декларацию, должны быть «белыми», т.е. реально вести деятельность, сдавать отчетность и платить налоги.

Также налоговики в рамках камеральной проверки могут посылать дополнительные запросы и даже выходить «на местность» для осмотра помещений налогоплательщика. Не исключен и вызов руководства компании в ИФНС на комиссию.

Все эти меры направлены на то, чтобы максимально затруднить для бизнесмена процедуру возмещения. Поэтому для получения налога из бюджета одних правильно оформленных документов еще недостаточно. Необходима также настойчивость и крепкие нервы.

Но если все проблемы удалось решить – наступает этап возврата средств. О том, в какие сроки можно рассчитывать на получение денег – расскажем в следующем разделе.

Также надо помнить, что перед возвратом инспектора автоматически проведут зачет. Они «закроют» за счет переплаты сформировавшуюся ранее недоимку не только по НДС, но и по другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.

Кроме того, налогоплательщик может добровольно зачесть возмещаемую сумму в счет будущих платежей (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Сроки возврата НДС

При «стандартной» схеме возмещения НДС возможны следующие варианты

  1. При отсутствии признаков нарушений камеральная проверка длится до 2 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Далее налоговикам дается 7 дней на принятие решения и направление его в казначейство. Перечисление средств производится еще в течение 5 дней. Следовательно, при «беспроблемном» варианте от сдачи декларации до получения средств пройдет 2 месяца и 12 дней. Конечно, теоретически камеральная проверка может пройти и быстрее, но обычно чиновники «тянут» до последнего дня.
  2. Если у инспекторов в ходе проверки возникли подозрения, то ее срок может быть продлен до 3 месяцев. Следовательно, общий срок возмещения удлиняется до 3 месяцев и 12 дней.
  3. Если же подозрения подтвердились и выявлены нарушения, то возможны два варианта:

А. Нарушения «охватывают» весь возмещаемый налог. В этом случае возврат отменяется и говорить о сроках не имеет смысла.

Б. По результатам проверки в возмещении отказано только частично. Тогда сроки для возврата из бюджета будут зависеть еще и от положений ст. 100 и 101 НК РФ. Проверка при наличии нарушений может длиться до 3 месяцев. Далее 10 дней отводится налоговикам на составление акта. Акт в течение 5 дней должен быть направлен налогоплательщику. После этого бизнесмен может в течение месяца предоставлять возражения по акту. Еще через 10 дней – выносится решение, и через 5 дней после него казначейство перечисляет деньги.

В итоге срок для возврата налога затягивается до 5 месяцев.

(3 мес. + 10 дней + 5 дней + 1 мес. + 10 дней + 5 дней)

Нужно отметить, что даже если есть решение о возмещении, средства не будут возвращены налогоплательщику «автоматически». Необходимо еще написать соответствующее заявление, причем оно должно быть получено налоговиками до вынесения решения. В противном случае возврата денег придется ждать еще месяц (п. 11.1 ст. 176 и ст. 78 НК РФ).

При нарушении установленных сроков, бизнесмен имеет право получить не только сумму возмещенного налога, но и проценты за просрочку, рассчитанные из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Как можно возместить налог быстрее

Как было показано выше, возврат НДС из бюджета — весьма длительный процесс. Даже при самом благоприятном варианте он занимает почти 2,5 месяца.

Конечно, бизнесменам весьма невыгодно «замораживать» свои средства на несколько месяцев. Однако есть вариант, позволяющий существенно (в несколько раз) сократить этот срок. Это так называемый «заявительный» порядок возмещения, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ.

В этом случае деньги можно получить уже через 15 дней после сдачи декларации. На каждый из этапов (подача заявления, рассмотрение его в ИФНС и перечисление средств казначейством) закон отводит по 5 дней.

На ускоренный возврат НДС могут рассчитывать:

  1. Крупнейшие налогоплательщики с объемами налоговых платежей, превышающими 2 млрд руб. за 3 года.
  2. Те, кто предоставил поручительство или банковскую гарантию. Причем поручитель должен быть крупнейшим налогоплательщиком, а банк- гарант — соответствовать требованиям ст. 74.1 НК РФ по размеру капитала и другим базовым параметрам.
  3. Резиденты территорий опережающего экономического развития. Они могут получить эту льготу, если предоставят поручительство управляющей компании, уполномоченной Правительством РФ.

Ускоренное возмещение не отменяет камеральной проверки декларации, которая проводится «на общих основаниях». Если будет выявлено, что сумма налога (или его часть) возмещены необоснованно, то бизнесмен должен будет вернуть деньги в бюджет и заплатить пени, исходя из удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17. ст. 176.1 НК РФ).

Вывод

Закон предусматривает возможность возместить НДС из бюджета, если вычеты за налоговый период были больше, чем начисления.

Перед тем, как подавать документы на возврат, необходимо тщательно проверить все показатели и убедиться в «благонадежности» контрагентов.

В общем случае процедура возврата может длиться от 2,5 до 5 месяцев в зависимости от результатов камеральной проверки.

Однако в отдельных случаях возможен и ускоренный порядок – в течение 15 дней.

Возмещение НДС: условия и порядок возврата налога из бюджета

Профессиональное сопровождение процедуры возмещения НДС может помочь снизить риски и решить целый спектр практических задач:

  • подготовить налоговую декларацию;
  • обжаловать отказ в возмещении НДС;
  • найти способы получения банковской гарантии по возмещению НДС.


Одно из обязательных условий для возмещения НДС — наличие счетов-фактур с указанной стоимостью налога.
Узнать больше…

Консультация специалиста при подаче декларации об уплате НДС дает возможность разобраться во всех тонкостях начисления и возмещения налога, формах отчетности, особенностях заполнения документов.

Юридическое сопровождение налоговых споров может быть необходимо в ситуациях, когда получен отказ в возмещении НДС или возникли необоснованные требования погасить штрафы.
Узнать больше…

Чтобы исключить риски финансовых потерь и юридической ответственности, важно довериться опытным специалистам, принимающим решения в соответствии с действующим законодательством РФ.
Помощь специалистов…

Практически каждая компания, занимающаяся покупкой и продажей какого-либо товара, работы или услуги, сталкивается с необходимостью подачи декларации на уплату НДС. Но при этом существует и возможность воспользоваться правом на возмещение этого налога. В изложении Налогового кодекса Российской Федерации процедура кажется достаточно простой, но на практике в ней имеется ряд нюансов, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в возмещении НДС.

Какие организации имеют право на возмещение НДС

Основным нормативным документом, регулирующим процедуру возмещения НДС, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), в частности статья 176 («Порядок возмещения налога») и статья 164 («Налоговые ставки»). Для того чтобы получить право на возмещение НДС из бюджета, предприниматель или организация должны соблюсти несколько условий:

  • Быть плательщиками налога на добавленную стоимость. Применение ЕСХН, УСН и других налоговых режимов недопустимы.
  • Товар, работа или услуга, по которым предполагается вычет налога, должны быть приобретены для предпринимательской деятельности. Другими словами, нельзя за счет компании приобрести квартиру для проживания и получить возмещение НДС.
  • Обязательно наличие счетов-фактур с указанной суммой налога.
  • Товар, работа или услуга, на основании покупки которых планируется возмещение НДС, должны быть оприходованы.
  • В счете-фактуре должны быть оригинальные подписи руководителя и главного бухгалтера.
  • Сделка (поставка товара) должна быть реальной.
  • Продавец также должен быть реальным, зарегистрированным в ЕГРН и регулярно предоставляющим налоговую отчетность.

Согласно НК РФ, процедура возмещения НДС из бюджета производится в двух случаях:

  1. Если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму НДС (при необходимости увеличенную на суммы восстановленного налога), «входной» НДС подлежит возмещению (пункт 2 статьи 173 НК РФ). Такая ситуация может возникнуть у компаний и предпринимателей в тех ситуациях:
    • когда объемы реализованных ими товаров, работ, услуг ниже, чем объемы приобретенных;
    • когда при реализации товаров, работ, услуг применяется ставка НДС 10%, при этом приобретались товары, работы и услуги с применением ставки НДС 18%.

    Этот порядок регламентирован статьей 176 НК РФ.
    Например, некое фермерское хозяйство приобрело горюче-смазочные материалы для проведения уборочной кампании на сумму 1 000 000 рублей, в том числе НДС 18% — 152 542 рубля. В налоговой декларации фермер имеет право заявить к вычету 152 542 рубля. В этот же период хозяйство продало зерно также на сумму 1 000 000 рублей, при этом ставка НДС составила 10% (в соответствии со статьей 164 НК РФ) — 90 909 рублей. Эта сумма исчисляется к уплате в бюджет.
    Но по правилам вычета НДС эта сумма может быть уменьшена, поскольку хозяйство приобрело горюче-смазочных материалов на 152 542 рубля. Отсюда возникают основания для возмещения НДС в размере разницы между вычетом и суммой к уплате в бюджет. В данном случае она составляет 61 633 рубля, а причиной ее стала разница ставок НДС — 18% и 10%.

  2. Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые налогом по ставке 0%. Перечень таких операций определен статьей 164 НК РФ. В частности, к ним относятся:
    • услуги по транспортировке природного газа, вывозимого за пределы РФ или ввозимого на территорию РФ для переработки;
    • услуги по управлению общероссийской электрической сетью при поставке электроэнергии в иностранные государства;
    • услуги по международной перевозке товаров;
    • услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том числе в морских, речных портах;
    • услуги по перевозке и хранению товаров, перемещаемых через границу России;
    • услуги по перевозке экспортируемого товара железнодорожным и морским транспортом, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
    • услуги по перевозке пассажиров и багажа, в том случае если пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами РФ;
    • работы и услуги в области космической деятельности;
    • товары для официального использования международными организациями на территории РФ;
    • товары и услуги для официального или личного пользования дипломатическими представительствами или их персоналом;
    • топливо и горюче-смазочные материалы, вывезенные за пределы РФ для обеспечения эксплуатации морских и воздушных судов.

Важно!
Возмещение НДС не является автоматическим. Налоговые органы не рассчитывают сумму возврата самостоятельно, хозяйствующий субъект должен подать заявление и доказать обоснованность требования. С 31 марта 2017 года обновлены формы заявлений о возврате и о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи с вступлением в силу приказа ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182@ и отменой приказа ФНС России от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/90@.

Способы возмещения налога

Возмещение НДС может осуществляться двумя способами:

  1. Зачет — операция по погашению задолженности налогоплательщика, уплаты недоимки, пени или налоговых санкций. Налоговая инспекция сама засчитывает сумму налога, подлежащую возмещению в счет недоимок или штрафов, если у налогоплательщика имеется задолженность по федеральным налогам. При отсутствии задолженностей суммы перечисляются по просьбе налогоплательщика на его расчетный счет или направляются в счет уплаты предстоящих налогов. Погасить можно как платежи по НДС, так и любые другие федеральные налоги (пункт 4 статьи 176 НК РФ). Обратите внимание!
    ИФНС обязана самостоятельно произвести зачет суммы недоимки (задолженности) по НДС. Для этого не требуется никакого заявления. Однако, если вы хотите погасить пени, штрафы, задолженности по каким-либо другим федеральным налогам или направить сумму в счет будущих платежей по НДС, заявление следует подать.
  2. Возврат — операция по перечислению денежных средств на счет юридического лица на основании пакета документов, предоставляемого налогоплательщиком и направляемого налоговыми органами в Федеральное казначейство. Возврат может быть предоставлен только при отсутствии у компании или ИП задолженности перед бюджетом (пункт 6 статьи 176 НК РФ) и только по заявлению налогоплательщика.

Решение о способе возмещения принимается налоговыми органами одновременно с решением о возмещении суммы налога.

Порядок возмещения НДС из бюджета также регламентируется статьей 176 НК РФ и состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Подготовка декларации и документов, подтверждающих право на возмещение НДС

На этом этапе налогоплательщик заполняет налоговую декларацию по установленной форме, проверяет соответствие всех документов требованиям налоговых органов, наличие счет-фактур, кассовых и товарных чеков и подает пакет документов в налоговый орган.

Этап 2. Прохождение проверки в ИФНС

После предоставления налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Для этого проводится камеральная проверка (без выезда в проверяемую организацию) в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. Срок проведения проверки не должен превышать трех месяцев. Налоговые органы имеют право запросить дополнительную документацию для подтверждения легальности проведенных операций, полноты и правильности оформления документов. Если налогоплательщик отказывается предоставлять дополнительную информацию, налоговыми органами это будет расцениваться как нарушение законодательства и повлечет за собой штраф.

Внимание!
В процессе камеральной проверки расчетов НДС к возмещению ИФНС может истребовать у вас абсолютно любые документы, подтверждающие заявленные вычеты, включая не только счета-фактуры, первичные документы, но и книги покупок и продаж. Это связано с тем, что перечень таких документов, установленный в статье 172 НК РФ, является открытым. Декларации проверяются тщательно, и даже мелкие ошибки в счетах-фактурах станут поводом для отказа в возмещении НДС полностью или частично.

В зависимости от конкретной ситуации, например, когда обнаружены ошибки или противоречивые сведения в декларации, нет сопутствующих документов, представлена убыточная или уточненная декларация либо декларация с заявленными налоговыми льготами и т.д., в процессе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить те или иные дополнительные документы (пояснения), о которых говорится в:

  • Пунктах 3–9 статьи 88 НК РФ (документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации; обосновывающие размер убытка или уменьшение суммы налога; по которым применены налоговые льготы и подтверждающие право на эти льготы, правомерность вычетов по НДС; относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия).
  • Статье 165 НК РФ (документы, подтверждающие нулевую ставку НДС).
  • Подпункте 2 пункта 2, подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС).
  • Письме Минфина России от 13 октября 2015 года № 03-02-07/1/58461.
  • Письмах ФНС:
    • от 22 декабря 2016 года № ЕД-4-15/24737;
    • от 6 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19395.
    • от 27 ноября 2014 года № ЕД-4-15/24607;
    • от 16 сентября 2015 года № СД-4-15/16337;
    • от 10 августа 2015 года № СД-4-15/13914@.
  • Пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.
  • Постановлении Президиума ВАС от 15 марта 2012 года № 14951/11.

Обратите внимание!
Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ любые пояснения, которые требуются ИФНС при камеральной проверке декларации по НДС, подаются не на бумаге, а только в электронной форме по ТКС в утвержденном ФНС формате. В противном случае они будут считаться непредставленными.

Но бывают ли ситуации, когда налоговый орган не имеет права требовать документы или пояснения от налогоплательщика? Да, бывают: они возникают на следующий день после окончания камеральной проверки (т.е. спустя 3 месяца после ее начала), а также вследствие того, что у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять НДС, поскольку нет объекта налогообложения (товар или услуга реализованы за рубежом) или ставка 10% применяется не в качестве налоговых льгот. Почему? Эти правила распространяются не на отдельные категории налогоплательщиков, а на всех хозяйствующих субъектов. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 сентября 2015 года № 03-05-05-01/50668.

Кроме того, налоговый орган не имеет права оштрафовать за непредставление пояснений и документов:

  • ранее представленных в ИФНС для камеральной или выездной проверки (кроме подлинников, возвращенных обратно или утерянных налоговой инспекцией в результате форс-мажора);
  • не относящихся к проверяемой декларации;
  • которые налогоплательщик вообще не обязан составлять или иметь в наличии по действующему законодательству (наподобие объяснений низких зарплат или причин убытков, аналитических справок).

Аргументы в пользу этого представлены в постановлениях Президиума ВАС от 17 ноября 2009 года № 10349/09 и от 8 апреля 2008 года № 15333/07, а также подробно изложены в письмах Минфина от 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75 и ФНС от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Этап 3. Принятие решения и оформление акта

В течение 7 дней с момента завершения камеральной проверки налоговыми органами принимается решение о возмещении НДС, если в ходе проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Возмещение НДС при этом может быть полным или частичным.

Если были выявлены нарушения, то проверяющими составляется акт (статьи 100 и 101 НК РФ), который передается на рассмотрение руководителю налогового органа вместе с представленными налогоплательщиком возражениями. По результатам рассмотрения материалов выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства. Одновременно выносится и решение о возмещении НДС (полностью или частично) либо об отказе в возмещении НДС (пункт 3 статьи 176 НК РФ).

На заметку
Если у налоговой инспекции имеются возражения против возмещения части заявленной суммы НДС, в течение 7 рабочих дней после окончания камеральной проверки инспекция обязана принять решение о возмещении той части налога, относительно которой нарушений не имеется (пункт 2 статьи 176 НК РФ). В отношении оставшейся части составляется акт (пункт 3 статьи 176 НК РФ) и выносится соответствующее решение.

Налоговый орган сообщает о принятом решении налогоплательщику в письменной или электронной форме в течение 5 дней.

Этап 4. Возврат средств

После принятия положительного решения о возмещении НДС налоговый орган обязан не позднее чем на следующий день направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога. Федеральное казначейство, в свою очередь, в течение 5 дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику необходимые средства и уведомляет налоговые органы о дате возврата и суммах к перечислению.

Если заявление о возврате налога предоставлено в налоговый орган до вынесения решения о возмещении НДС, то ИФНС должна осуществить возврат в течение 3 месяцев и 12 рабочих дней со дня подачи декларации, а если после — то в течение 1 месяца со дня подачи заявления. Об этом говорится в пункте 6 статьи 78, а также в пунктах 8 и 11.1 статьи 176 НК РФ.

При несоблюдении указанного срока по правилам статьи 78 НК РФ начиная с 12-го рабочего дня на невозвращенную сумму начисляются проценты согласно ставке рефинансирования Банка России (с 27 марта 2017 года — 9,75%). При этом, если речь идет о несвоевременно проведенном зачете НДС, проценты на его сумму не начисляются.

При возмещении НДС ваш бухгалтер о произведенных операциях сделает, например, такие записи:

  1. Сумма НДС, подлежащая возмещению, зачтена в счет недоимки по налогу на прибыль:
    Проводка: Д 68 «Налог на прибыль» — К 68 «НДС»
  2. Сумма НДС, излишне уплаченная в бюджет, возвращена на расчетный счет:
    Проводка: Д 51 «Расчетный счет» — К 68 «НДС»
  3. Начислены проценты за несвоевременный возврат НДС:
    Проводка: Д 68 «Проценты» (76 «Расчеты с бюджетом») — К 91 «Прочие доходы и расходы»
  4. Получены проценты за несвоевременный возврат НДС:
    Проводка: Д 51 «Расчетный счет» — К 68 «Проценты» (76 «Расчеты с бюджетом»).

Следует не забывать, что суммы процентов за несвоевременный возврат НДС не могут быть учтены в доходах, о чем сказано в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Особенности заявительного порядка возмещения налога

Пунктами 7, 8 и 11 статьи 176.1 НК предусмотрен особый порядок возмещения НДС, называемый заявительным. Он представляет собой зачет или возврат налога, заявленного в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки.

При этом право на возмещение НДС с применением такого порядка имеют не все организации, а только те, которые указаны в пункте 2 статьи 176 НК:

  1. Крупные налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, предшествующих году подачи декларации, составляет не менее 7 000 000 000 рублей. При этом налогоплательщик вправе претендовать на заявительный порядок возмещения НДС только в том случае, если со дня создания организации до дня подачи декларации прошло не менее 3 лет.
  2. Налогоплательщики, которые вместе с налоговой декларацией предоставили действующую банковскую гарантию, на основании которой банк-гарант обязуется уплатить в бюджет за налогоплательщика выплаченные или зачтенные ему суммы в том случае, если налоговые органы по завершении проверки вынесут отрицательное решение по возмещению НДС.
  3. Налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, которые вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС предоставили договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ на основании закона «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации». Такой договор предусматривает обязательство управляющей компании, как и в предыдущем случае, уплатить за налогоплательщика суммы возмещенного НДС при отказе налогового органа после проверки выплатить организации эти суммы. Обязательство управляющей компании возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.
  4. Налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток при условии предоставления ими вместе с налоговой декларацией договора поручительства от управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ.
  5. Налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечивается поручительством в соответствии со статьей 74 НК РФ. Согласно этому поручительству поручитель обязан уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне начисленную последнему сумму налога в случае, если решение о возмещении НДС будет отрицательным. Обязательство поручителя также возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.

Для возмещения расходов по НДС в заявительном порядке налогоплательщик должен вместе с налоговой декларацией или в течение 5 дней после ее подачи направить в налоговый орган заявление вместе с банковской гарантией или договором поручительства. В заявлении должны быть указаны банковские реквизиты для возмещения, а также обязательство вернуть излишне полученную сумму.

Причины отказа в возмещении НДС

Отказ в возмещении НДС — достаточно распространенная проблема. Основные причины, по которым это происходит, можно разбить на несколько групп.

  1. Ошибки при заполнении документации, допущенные как при заполнении заявления, так и при оформлении других документов:
    • указание неправильного адреса компании, по которому она осуществляет свою хозяйственную деятельность;
    • ошибки в кодировках и реквизитах;
    • несоответствие количества и цены товара в счет-фактурах с данными, указанными в договоре на поставку;
    • внесение изменений и исправлений в документы после отгрузки товара;
    • отсутствие важной информации, например, кода валюты, в которой осуществляется учет товаров;
    • факсимильные подписи на документах;
    • часть текста в документах составлена на иностранном языке.
  2. Отсутствие необходимой документации, подтверждающей факт совершения купли-продажи.
  3. Нарушение федерального законодательства.
  4. Иные причины:
    • отсутствие подтверждения сделки от контрагента налогоплательщика;
    • перевод налогоплательщика в другую налоговую инспекцию из-за изменения юридического адреса;
    • наличие признаков фиктивности сделки;
    • сделка переквалифицирована в заемное обязательство (на основе действующего законодательства);
    • отсутствие в декларации объекта налогообложения;
    • определение момента возмещения НДС по полученным с опозданием счетам-фактурам;
    • возмещение НДС по ненормативным рекламным расходам.

На заметку
Если налогоплательщик не согласен с решением об отказе в возмещении, он имеет право обжаловать его в суде в срок не позднее 90 дней с момента вынесения решения.

Для минимизации рисков при подаче декларации на возмещение НДС, необходимо тщательно проверять не только правильность ее составления и наличие всех необходимых документов, но и добросовестность контрагентов, чтобы налоговые органы не смогли признать сделку фиктивной.

Помощь в организации процедуры возмещения НДС

Процедура по возмещению НДС — достаточно сложный процесс, и нередко для достижения положительного результата требуется помощь специалистов. Как и к кому обратиться, чтобы получить такую помощь, мы попросили рассказать Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя налоговой практики КСК групп:

«Нередко клиент, столкнувшись с необходимостью возмещения НДС, начинает искать способы решения этой проблемы, обращаясь к весьма сомнительным специалистам, которые гарантируют «совершенно безопасные» способы возмещения налога. На деле же оказывается, что эти способы отнюдь не безопасны, а, скорее, полулегальны или даже нелегальны и выявить их может даже самый поверхностный аудит. Какими в этом случае будут последствия? Самыми неприятными — от доначисления сумм НДС до возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество», предусматривающей лишение свободы сроком до 10 лет. Разве одни риски в такой ситуации способны перекрыть другие?

Процедура по возмещению НДС при участии компании КСК групп актуальна для наших клиентов на всех этапах: подготовки и подачи налоговой декларации, сопровождения налоговой проверки после подачи декларации и подачи апелляционной жалобы в вышестоящие налоговые органы в случае отрицательного решения.

Благодаря высокому профессиональному уровню наших специалистов большинство поданных заявлений на возмещение НДС рассматривается положительно.

Наши специалисты могут подключиться к делу на любом этапе его рассмотрения, при этом возможно привлечение нескольких юристов разной специализации. Известно, что налоговые органы не стремятся рассматривать заявления о возврате НДС в пользу налогоплательщиков, но мы имеем богатый опыт работы с необоснованными отказами в возмещении НДС и знаем проблему изнутри, поэтому выбираем наиболее эффективные пути ее решения.

Кстати, первичная консультация у нас — совершенно бесплатна».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших отечественных аудиторско-консалтинговых компаний. В рейтинге «Эксперт РА» по итогам 2015 года КСК групп занимает 3-е место в России именно в сфере налогового консалтинга.

Проверка декларации при возмещении

В ходе проверки у плательщика могут быть запрошены документы, подтверждающие право на принятие входного НДС к вычету (счета-фактуры, первичные документы, подтверждающие оприходование товаров и т.д.) (ст. 172 НК РФ). Кроме того, если в ходе перекрестной проверки данных вашей декларации и деклараций ваших контрагентов налоговики обнаружат какие-либо несоответствия, они вправе запросить и иные документы (к примеру, книгу продаж) (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).

С 4 сентября 2018 года камеральная проверка декларации по НДС не может длиться больше двух месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Ранее был установлен срок 3 месяца. Но если в ходе проверки налоговики обнаружат признаки, свидетельствующие о возможном нарушении налогового законодательства плательщиком, то камералка может быть продлена до 3 месяцев по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

Как и прежде, действует правило, что если до окончания проверки декларации будет представлена уточненка, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается проверка уже уточненной декларации.

Как вернуть НДС из бюджета, не дожидаясь окончания камеральной проверки

Для этих целей существует заявительный порядок возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ). Суть этого порядка заключается в том, что налог возвращается еще до конца камеральной проверки, а если по ее результатам принято решение об отказе в возмещении НДС, налогоплательщик обязан вернуть налог обратно в бюджет.

Право на возмещение НДС в заявительном порядке имеют, например:

  • компании, которые за три календарных года, предшествующих заявлению НДС к возмещению, пополнили бюджет не менее чем на 2 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). В расчет берутся уплаченные суммы НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ;
  • организации и ИП, представившие банковскую гарантию вместе с декларацией, в которой НДС заявлен к возмещению.

Чтобы воспользоваться таким своим правом необходимо подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 5 рабочих дней со дня подачи декларации по НДС (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Налоговики стараются пресечь любые попытки незаконного возмещения НДС из бюджета. Поэтому в ходе камеральной проверки, помимо тщательного изучения представленных налогоплательщиком документов, проводятся и иные контрольные мероприятия. Например, налоговики вправе провести осмотр помещений плательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Также инспекторы обязательно проводят встречные проверки его контрагентов (ст. 93.1 НК РФ). Вот почему добросовестному налогоплательщику стоит очень внимательно подойти к выбору контрагентов. Иначе можно не только лишиться вычетов по НДС, но и попасть под пристальное наблюдение налоговиков.

Стоит также отметить, что если результаты каких-либо контрольных мероприятий получены уже после завершения камеральной проверки и возмещения НДС из бюджета, и эти результаты свидетельствуют о незаконном возмещении, то налоговики проведут уже выездную проверку данного налогоплательщика (вопрос 3 Письма ФНС России от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693).

Зрим в корень

Добавленная стоимость представляет собой совокупность того, что конкретный производитель добавил к стоимости ресурсов, полученных извне. НДС представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости на всех стадиях производства, определяемой как разница между реализованными товарами (работами, услугами) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Выделение добавленной стоимости достигается механизмом исчисления данного налога, при котором в бюджет идет лишь разница между суммами налога, полученными от покупателей товаров (работ, услуг), получателей имущественных прав, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы НДС, предъявленные на основании счетов-фактур поставщиками товаров, работ услуг, правообладателями имущественных прав, на которые допускается уменьшение налогоплательщиками налога, подлежащего уплате в бюджет, в НК РФ определяются как «налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость». Таким образом, порядок расчета НДС позволяет налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на налоговые вычеты, предусмотренные п. 1 ст. 171 НК РФ. Если при этом сумма вычетов превышает сумму НДС к уплате, то разницу между ними налоговые органы обязаны возместить хозяйствующему субъекту за счет средств федерального бюджета на основании п. 1 ст. 176 НК РФ или, в случае заявительного порядка возмещения НДС, на основании ст. 176.1 НК РФ. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате или возмещению из бюджета, зависит не только от результатов финансово-хозяйственной деятельности самого налогоплательщика и исполнения им своих налоговых обязательств, но и от действий его контрагентов, предъявивших его в составе товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммы налога.

Данный порядок исчисления налога, косвенно ставящий возможность возмещения НДС из федерального бюджета в зависимость от действий поставщиков, но не содержащий прямого указания на это в положениях гл. 21 НК РФ, во многом и порождает многочисленные проблемы и противоречия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

«Странности» администрирования

Вопросы администрирования возмещения НДС на современном этапе тем более актуальны, поскольку наблюдается рост возмещения НДС в общем объеме поступлений НДС, а также рост заявленного к возмещению налога. Это связано с тем, что последние изменения, вносимые в законодательство, регулирующее НДС, направлены на либерализацию, уменьшение барьеров для применения вычетов, упрощение порядка возмещения налога, ограничение прав налоговых органов при контроле за порядком исчисления и уплаты налога, ужесточение ответственности налоговых органов за неправомерный отказ в возмещении НДС из бюджета. Данные действия законодателей призваны улучшить инвестиционный климат в стране. Так, с 2006 г. НДС принимается к вычету при наличии кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками, отменена необходимость оплаты товаров (работ, услуг), приобретенных по счету-фактуре. При осуществлении капитального строительства «входной» НДС принимается к вычету по мере предъявления подрядчиками счетов-фактур на выполненные строительно-монтажные работы, в то время как до 2006 г. при таких операциях сумму НДС можно было включить в состав вычетов и предъявить к возмещению из бюджета только после ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта и начала начисления амортизации. С 2010 г. на основании п. 11 ст. 171 НК РФ допускается отражать в составе налоговых вычетов сумму НДС по полученному в качестве взноса в уставный капитал имуществу на основании акта приема-передачи с выделенной суммой НДС при условии восстановления суммы налога передающей стороной. Также с 2011 г. допускается принимать к вычету покупателем НДС с суммы перечисленных денежных средств (авансовых платежей) под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), если такой порядок был предусмотрен договором.

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, учитывая длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога, Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» была введена ст. 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС. Заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересов бюджетной системы, призван обеспечить сохранение для отдельных категорий налогоплательщиков оборотных средств, так как зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, осуществляется до завершения камеральной налоговой проверки данной декларации.

В НК РФ обозначены основные условия, при выполнении которых налогоплательщик может применить налоговые вычеты и уменьшить исчисленный с объектов налогообложения НДС (реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав). В первую очередь это наличие счета-фактуры, оформленного должным образом в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, а также первичных документов, на основании которых осуществлялось принятие на учет товаров (работ, услуг). Другим важным условием является использование приобретаемых товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг, работ в операциях, облагаемых НДС.

Казалось бы, выполнение этих несложных условий позволяет налогоплательщику беспрепятственно применить налоговый вычет при исчислении НДС и в случае возникновения права на возмещение получить возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета. Однако при практическом применении гл. 21 НК РФ в части правомерности применения налоговых вычетов и возмещения НДС возникают противоречия, проблемные вопросы, которые приводят к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку формальное соблюдение условий применения налоговых вычетов, либеральные изменения, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, при наличии пробелов в законодательстве используются недобросовестными налогоплательщиками как способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Контратака на контрагентов

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

С целью наращивания налоговых вычетов и уменьшения платежей в бюджет налогоплательщиками используется и такой способ, как принятие к вычету НДС по авансовым платежам, перечисленным созданной самим налогоплательщиком фирме-«однодневке», от которой не предполагается получение ТМЦ.

Кроме того, отсутствие прямой законодательной нормы, связывающей право на возмещение НДС стороной, принимающей вклад в уставный капитал, с фактической уплатой восстановленной суммы НДС стороной, передающей имущество, также может способствовать созданию схемы получения необоснованной выгоды в виде двойного применения налоговых вычетов. Так, в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в уставный капитал, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС и отражает его к уплате в бюджет, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству. При этом налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставный капитал, предъявляет НДС к возмещению и претендует на получение средств из бюджета, источник для возврата которых не сформирован. Таким образом, данный пробел в законодательстве приводит к возможности злоупотребления налогоплательщиками своим правом на возмещение.

При этом эффективный правовой механизм, позволяющий налоговым органам исключать из состава налоговых вычетов суммы налога, предъявленные недобросовестными налогоплательщиками, в гл. 21 НК РФ отсутствует, в связи с чем многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу породили необходимость обобщения сложившейся судебной практики и вынесение Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В ходе проведения налоговых проверок налоговым органам рекомендовано во всех случаях при заявлении НДС к возмещению из бюджета устанавливать наличие таких обстоятельств, как:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиками хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком;
  • учет для целей налогообложения тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды.

Налоговые органы обязаны в ходе проверки сформировать доказательную базу, позволяющую установить, что налогоплательщик, заявивший возмещение из бюджета, знал о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Таким образом, либерализация законодательства для налогоплательщиков, с одной стороны, и необходимость предотвращения незаконного возмещения НДС налоговыми органами, с другой стороны, приводят к тому, что Федеральной налоговой службой ужесточаются контрольные мероприятия при проведении проверок деклараций с заявленными к возмещению суммами НДС.

Взаимосвязь возможности применения налоговых вычетов и действий контрагентов приводит к тому, что даже добросовестные налогоплательщики, не использующие преднамеренно какие-либо схемы незаконного возмещения НДС, могут оказаться в зоне риска, заключив договор с компанией, не исполняющей свои налоговые обязательства. При этом эффективные инструменты проверки добросовестности контрагентов у налогоплательщиков фактически отсутствуют, поскольку общедоступной является только информация, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ, а именно: о постановке налогоплательщика на учет, о его юридическом адресе и должностных лицах, о дате создания и т.п. Информация об объектах налогообложения, величине налоговой базы, суммах исчисленных и уплаченных налогов составляет налоговую тайну.

Таким образом, основной проблемой возмещения НДС является отсутствие в гл. 21 НК РФ четких механизмов, позволяющих однозначно подходить к различным вопросам порядка исчисления и уплаты НДС. Это приводит к тому, что, с одной стороны, создается почва для злоупотребления отдельными налогоплательщиками правом на возмещение НДС из бюджета, а с другой стороны, порядочные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски.

Недостижимость идеала

Подводя итоги, можно сказать, что многочисленные письма Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, огромное количество самых противоречивых комментариев экспертов, а также решений арбитражных судов различных инстанций по вопросу возмещения НДС свидетельствуют лишь об одном — этот вопрос и по сей день является наиболее проблемным в налоговом администрировании, а получить подтверждение возмещения налога из бюджета своевременно и без проблем сможет лишь идеальный налогоплательщик в идеальных условиях. Любая нестандартная ситуация или нетипичная хозяйственная операция, вероятнее всего, приведет к отказу в возмещении НДС и длительным разбирательствам в арбитражном суде, поскольку для нее либо вообще не найдется законодательной нормы в гл. 21 НК РФ, либо мнение налогоплательщика по ее применению не совпадет с мнением налогового органа. Практика применения гл. 21 НК РФ на протяжении 2001 — 2013 гг. с учетом ее неоднократных изменений показывает, что она все еще далека от идеала, не дает ответа на многие вопросы и требует тщательной доработки, поскольку как налогоплательщикам, так и налоговым органам в своей работе хотелось бы руководствоваться нормами НК РФ, а не быстро меняющейся в современных политических условиях арбитражной практикой.

Ю.Павлова

«Бейкер Тилли Русаудит»

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

Что такое (возврат) возмещение НДС, как возмещается НДС? Возврат НДС — это возвращение на расчетный счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. Вернуть ее можно, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат, ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС. На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются — что такое возврат НДС, основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже. Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ). Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

1. Порядок возмещения НДС

Подача в налоговый орган декларации по НДС

Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

Камеральная проверка

Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами, непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ).

Вынесение решения

Или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

  • о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возврат НДС на расчетный счет

Или зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение:

  • вернуть на расчётный счет;
  • зачесть.

Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление. Заявление подается по рекомендуемой ФНС форме.

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ). Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму. Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

2. Проблемы возмещения НДС (ошибки и пути решения)

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России «камнем преткновения», как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е. физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета. Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции. Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Нередко налоговые органы связывают право на возмещение НДС из бюджета с соблюдением законодательства о налогах и сборах контрагентами налогоплательщика. Однако, в большинстве случаев арбитражные суды не поддерживают правильность такого подхода. В качестве обоснования своей позиции суды отмечают, что каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо пользуется своими правами, в том числе правом учета расходов в целях налогообложения прибыли, получения налоговых вычетов по НДС. Налогоплательщик не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов. НК РФ не обусловливает права налогоплательщика на возмещение налога из бюджета представлением контрагентами его поставщиков в налоговый орган запрашиваемых документов или иной информации и уплатой ими в бюджет полученных сумм налога. Нарушение субпоставщиками законодательства о налогах и сборах не может служить основанием для отказа в получении возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% (Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/15868-10, ФАС Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-833/09-С2).

Отсутствие документов

Например, одной из причин отказа налоговых органов в возмещении НДС являлось отсутствие у налогоплательщика ТТН как документа, подтверждающего факт принятия на учет в соответствии с требованиями ст. 172 НК РФ товара, приобретенного у поставщика. Арбитражные суды различных федеральных округов не раз подтверждали правомерность отказа в возмещении НДС по данному основанию. Однако, ВАС РФ в Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10 опроверг правильность такого подхода и сделал вывод о том, что непредставление налоговому органу ТТН не является основанием для отказа в возмещении НДС, если факт принятия на учет товара подтверждается товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Налоговые органы затягивают возврат НДС

По закону на возврат НДС в общей сложности отводится 12 дней: 7 рабочих дней на то, чтобы инспекторы приняли решение о возмещении налога, и 5 рабочих дней непосредственно на перечисление денег из Федерального казначейства (п. 2 и 8 ст. 176 Налогового кодекса РФ). Отсчитывают данный срок со дня завершения камеральной проверки. То есть когда истекли 3 месяца после того, как организация представила декларацию по НДС в инспекцию.

Если же в названные 12 дней ревизоры не уложились и деньги на счет так и не поступили, за каждый последующий день инспекторы обязаны уже насчитать проценты за просрочку. И перечислить их вместе с задержанной суммой НДС. В пункте 10 статьи 176 кодекса об этом четко сказано. Формула для расчета будет такой: проценты за просрочку возврата НДС = Сумма НДС к возврату * Количество дней просрочки * Ставка рефинансирования (действующая в период просрочки) / 365.

При возмещении НДС обратите внимание:

  1. Правильность учета НДС и отражения его к вычету. НДС принимается к вычету при одновременном выполнении трех условий: товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету; есть в наличии счет-фактура;
  2. Правильность оформления первичных документов (требования к оформлению счет-фактуры установлены ст. 169 Налогового кодекса РФ);
  3. Наличия полного пакета документов, необходимого для возмещения НДС и подтверждения нулевой ставки при экспорте (ст. 165 НК РФ);
  4. Поставщиками должны выступать реально действующие и существующие организации. Застраховаться от «нечестных» поставщиков может помочь проверка контрагента. Большинство сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц, являются открытыми и общедоступными.

Таким образом, налогоплательщик вправе получить в регистрирующем (налоговом) органе информацию об интересующем его юридическом лице. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о юридическом лице составляет не более 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса.

В случае получения от налогового органа справки об отсутствии предполагаемого контрагента в государственном реестре налогоплательщик получает возможность отказаться от заключения сделки и избавить себя не только от проблем с возмещением НДС, но и от претензий к налоговым вычетам и расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

Однако, возможны случаи, когда предполагаемый контрагент, даже будучи созданным с нарушением закона, вполне может пройти государственную регистрацию, в связи с чем, налоговый орган подтвердит наличие его в государственном реестре юридических лиц. Недостоверность же сведений об этом контрагенте может быть выявлена позже, в ходе встречной проверки. Однако даже при таком, не самом лучшем раскладе, факт предварительного обращения налогоплательщика за информацией из государственного реестра поможет защитить его от налоговых санкций, поскольку такое обращение будет прямо указывать на отсутствие в действиях налогоплательщика вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Знание законодательной базы, регулирующей процедуры возмещения НДС существенно поможет организации в защите своих интересов как в налоговом органе, так и в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *