Сущность и формы налогового контроля

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет;
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль;
  • камеральный и выездной налоговый контроль;
  • административно-налоговый контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Государственный налоговый учет

Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.

Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

  • учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;
  • учет объектов налогообложения.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

  1. количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
  2. точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
  3. иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
  4. виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
  5. размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
  6. характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;
  7. иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используется. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга) методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть:

  • хронометражное обследование;
  • создание налоговых постов.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении двух лет с 2005 по 2007 г.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

  • контрольная закупка;
  • рейдовая проверка;
  • инвентаризация.

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследования могут проводиться в целях:

  • сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;
  • изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;
  • анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.

Камеральный и выездной налоговый контроль

Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

  • выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
  • осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:

  • контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
  • отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:

  • получения объяснений налогоплательщика;
  • истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;
  • опроса свидетелей;
  • назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

  • осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • по месту нахождения организации;
  • по месту жительства физического лица.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

  • более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);
  • две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

    Указанные ограничения не распространяются на:

  • выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • повторные выездные налоговые проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

  1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  2. налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

  • инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • осмотр (обследование) помещений и территорий;
  • истребование документов;
  • выемку документов;
  • проведение опроса;
  • проведение экспертизы;
  • осуществление перевода.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации);
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Формы и виды налогового контроля

В настоящее время в финансово-правовой и экономической литературе, как правило, не производится разграничение между формой и методом налогового контроля (теория права отграничивает эти два понятия в контексте их значимости для регулирования общественных отношений), что позволяет авторам зачастую трактовать их как синонимы.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Ст. 64 НК определяет следующие формыналогового контроля:

— учет плательщиков (иных обязанных лиц);

— налоговые проверки;

— опрос плательщиков и других лиц;

— проверка данных учета и отчетности;

— осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);

— другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.

Важнейшим условием эффективности налогового контроля является учет налогоплательщиков, который регламентируется ст. 65-68 НК

Плательщики (в установленных случаях — иные обязанные лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

— по месту нахождения организации;

— по месту жительства физического лица.

Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине).

Постановка на учет организации (за исключением простого товарищества) или индивидуального предпринимателя производится по их заявлению в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на учет простого товарищества осуществляется в налоговом органе по месту нахождения этого товарищества не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о совместной деятельности.

Постановка на учет в налоговом органе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц производится в порядке, установленном для постановки на учет организации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления с приложением необходимых документов (сведений).

При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.

На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).

Сведения о плательщике (ином обязанном лице) с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной, если иное не установлено законодательством.

Налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любое физическое (в том числе должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица, либо другого плательщика (иного обязанного лица), необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает в силу участия в совершении операций. Целью вызова физического лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения налоговых и иных нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым плательщиком (иным обязанных лицом) нарушений.

Проверка данных учета и отчетности осуществляется посредством:

— изучения действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

— проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям;

— анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их соответствия установленным требованиям;

— сопоставление данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

— сопоставление записей, документов фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

— сличение в необходимых случаях имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, для соспоставления их с копиями.

Осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находится объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли) может осуществляться проверяющим для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для осуществления деятельности, документальным данным, представленным плательщиком (иным обязанным лицом).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 74 НК доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных законодательными актами, не допускается.

При проведении проверки налоговыми органами могут использоваться и иные формы налогового контроля (инвентаризация; досмотр физического лица — нарушителя законодательства о налогах и предпринимательстве; введение налогового поста; контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции; контрольный обмер выполненных работ; контрольные закупки товарно-материальных ценностей и др.).

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий зависит достижение конечного результата и эффективность контроля.

В зависимости от времени осуществления можно выделить следующие виды налогового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений налогового законодательства. Предварительный контроль призван помочь субъектам хозяйствования в организации учета и отчетности и не нацелен на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится налоговыми органами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиками, т.е. в процессе их ежедневной работы. Главная задача текущего контроля состоит в оперативном выявлении и пресечении нарушений налогового законодательства, устранении их причин.

Последующий (периодический) налоговый контроль осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период. Последующий контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

По источникам получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов налоговый контроль можно разделить на документальный и фактический.

Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в финансовых документах (отчетах, расчетах, приходно-расходных документах и др.).

Фактический контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

Порядок осуществления налогового контроля

Учёт налогоплательщиков

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, в ходе которых составляется решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете:

Организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

При проведении налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и устанавливать особенности учета иностранных организаций.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств и обязанности по уплате того или иного налога.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение, заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений сообщаемых органами. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения движимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается:

  • 1. Для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • 2. Для транспортных средств — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • 3. Для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет, решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

Глава 6. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль

Статья 38. Системы налоговых органов и иные органы, осуществляющие налоговый контроль в Российской Федерации

1. Органами, осуществляющими налоговый контроль в Российской Федерации, признаются органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и иных сборов.

2. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с актами налогового законодательства, иными федеральными законами.

3. Систему органов налоговой службы образуют Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Органы налоговой службы (должностные лица указанных органов) осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства (кроме вопросов, связанных с налогообложением в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации) и иные обязанности, установленные настоящим Кодексом .

4. Систему таможенных органов образуют Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации.

Таможенные органы (должностные лица указанных органов) осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, иные обязанности, установленные настоящим Кодексом.

5. Систему федеральных органов налоговой полиции образуют Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции.

Федеральные органы налоговой полиции в пределах своей компетенции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции и иных преступлений, совершаемых должностными лицами налоговых органов.

6. Полномочия органов, осуществляющих налоговый контроль в отношении сборов, определяются настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами, определяющими статус соответствующих органов.

7. Вышестоящим органом, осуществляющим налоговый контроль, или вышестоящим налоговым органом именуется соответствующий вышестоящий орган по отношению к органу, принимающему решение, совершающему действие (решение, действие, бездействие которого обжалуется) либо соответствующий иной вышестоящий орган.

Статья 39. Взаимодействие органов, осуществляющих налоговый контроль, между собой и с другими государственными органами

1. Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

2. Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и их органы, иные органы государственной власти и местного самоуправления выделяют своих должностных лиц для осуществления совместных налоговых проверок при реализации оперативных материалов, связанных с налоговыми правонарушениями и преступлениями, а также установления и проверки фактов о налоговых правонарушениях и преступлениях.

Решение о выделении своих должностных лиц одним налоговым органом принимается в течение пяти дней со дня поступления соответствующего запроса от другого налогового органа.

3. Органы налоговой службы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение налогового преступления, обязаны в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий федеральный орган налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

4. Федеральные органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами к обязанностям органов налоговой службы или таможенных органов, обязаны в течение трех дней направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решений.

5. При необходимости возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению федеральные органы налоговой полиции направляют соответствующие материалы в органы прокуратуры.

6. Федеральные органы налоговой полиции обеспечивают безопасность деятельности налоговых органов в соответствии с федеральными законами.

. Налоговые органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах по налоговым правонарушениям и преступлениям и принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими контрольных налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Статья 40. Нормативные правовые акты налоговых органов

1. Государственная налоговая служба Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации издают в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами, определяющими статус соответствующих органов, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения налогоплательщиками и соответствующими органами налоговой службы и таможенными органами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и должностными лицами этих органов.

Указанные нормативные правовые акты не могут противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам, определяющим статус соответствующих указанных органов, либо выходить за пределы содержания их норм.

2. Уполномоченные региональные и местные органы налоговой службы и таможенные органы издают в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства соответственно по региональным и местным налогам нормативные правовые акты, обязательные для исполнения налогоплательщиками и соответствующими налоговыми органами и должностными лицами этих органов.

Указанные нормативные правовые акты не могут противоречить настоящему Кодексу и иным принятым в соответствии с ним актам налогового законодательства либо выходить за пределы содержания их норм.

3. Нормативные правовые акты одного налогового органа не могут противоречить нормативным правовым актам вышестоящего налогового органа, принятого в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия нормативного правового акта одного налогового органа указанному нормативному правовому акту другого (вышестоящего) налогового органа применяются акты вышестоящего налогового органа.

4. Нормативные правовые акты Государственной налоговой службы Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов налоговой службы и таможенных органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях подлежат согласованию с соответствующими финансовыми органами.

5. Нормативные правовые акты налоговых органов подлежат регистрации в соответствии с федеральным законодательством.

Незарегистрированный нормативный акт, подлежащий в установленном порядке регистрации, признается недействующим и применению не подлежит.

6. Нормативные правовые акты налоговых органов вступают в силу в соответствии со статьей 3 настоящего Кодекса.

7. Признание зарегистрированного и опубликованного нормативного правового акта налогового органа противоречащим настоящему Кодексу осуществляется соответствующим вышестоящим налоговым органом, налоговым органом, принявшим этот нормативный правовой акт, Правительством Российской Федерации или судом.

Статья 41. Права налоговых органов, иных органов, осуществляющих налоговый контроль и должностных лиц этих органов

1. Налоговые органы в пределах своей компетенции имеют право:

1) получать от налогоплательщика необходимые для правильного исчисления и уплаты налогов документы (их копии) и иную информацию, касающиеся экономической деятельности налогоплательщика и объектов налогообложения.

Настоящее положение распространяется на иные органы, осуществляющие налоговый контроль;

2) доступа должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами на территорию (в помещение) налогоплательщика или иного обязанного лица и осмотра используемых для осуществления экономической деятельности территорий (помещений) налогоплательщика или иного обязанного лица либо осмотра объектов налогообложения;

3) осуществлять проверку соответствия остатков товарно-материальных ценностей, кассовой наличности и другого имущества данным учета объектов налогообложения на величину выявленной не оприходованной в установленном порядке денежной наличности, а также рыночной стоимости иного не отраженного в учете имущества. При этом не оприходованная в установленном порядке денежная наличность, а также стоимость иного не отраженного в учете имущества, за исключением основных средств и нематериальных активов, рассматриваются как сокрытый (заниженный) доход;

4) изымать при проведении налоговой проверки и при осуществлении производства по делу о нарушении налогового законодательства в порядке, установленных настоящим Кодексом, документы налогоплательщика и иные предметы, могущие служить вещественными доказательствами по делу о нарушении налогового законодательства, в случаях, когда есть достаточные основания предполагать, что эти документы или предметы будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены;

5) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию, относящиеся к налогоплательщикам, в связи с проведением налоговых проверок;

6) при наличии достаточных оснований не принимать во внимание в целях налогообложения формальную сторону сделки;

7) возбуждать ходатайства о лишении (отзыве) или приостановлении действия выданных организациям и физическим лицам лицензий на осуществление определенных видов деятельности;

8) предъявлять в суде или арбитражном суде иски:

а) о приостановлении начала ликвидации или реорганизации организации для проведения налоговой проверки этой организации;

б) о признании недействительной ликвидации организации и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

в) о ликвидации организации на основании признания регистрации организации недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям федерального законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

г) о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством;

9) бесплатно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, кредитных и иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо случаев, когда федеральными законами предусмотрен иной порядок предоставления такой информации;

10) проверять у физических лиц и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать этих лиц в совершении нарушения налогового законодательства;

11) бесплатно использовать возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения нарушений налогового законодательства и совершивших налоговые правонарушения лиц, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия или суда. Реализация указанного права осуществляется по письменному указанию руководителя (его первого заместителя) соответственно Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации или Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

12) принимать меры о взимании налога при наличии соответствующей задолженности, числящейся более 3-х месяцев, организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством дочерними (зависимыми) обществами (предприятиями), с основных обществ, когда на счета основных обществ поступает выручка за реализуемую продукцию дочерних (зависимых) обществ (предприятий) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской федерации.

2. Государственная налоговая служба Российской Федерации имеет право создавать налоговые посты в организациях, являющихся крупнейшими налогоплательщиками и имеющих существенную задолженность перед федеральным бюджетом, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, имеют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими статус соответствующего органа.

4. При непредставлении налогоплательщиком документов (сведений), необходимых для осуществления налогового контроля, налоговый орган вправе самостоятельно определить величину налогового обязательства налогоплательщика на основании имеющейся у него информации (в том числе информации о затратах налогоплательщика) или по аналогии с другими подобными налогоплательщиками.

Статья 42. Обязанности налоговых органов, иных органов, осуществляющих налоговый контроль и должностных лиц этих органов

1. Органы, осуществляющие налоговый контроль (должностные лица этих органов), обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) соблюдать налоговую тайну и правила хранения информации о налогоплательщиках;

3) бесплатно информировать налогоплательщиков по их запросам (за исключением соответствующей обязанности федеральных органов налоговой полиции) о действующих налогах, порядке и сроках их уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков и о соответствующих актах налогового законодательства в пределах своей компетенции;

4) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований в пределах своей компетенции;

5) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, иным участникам налоговых правоотношений и их представителям;

6) передавать (вручать) физическому лицу, организации или его представителю свои решения (сообщения) в установленные настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения (сообщения) или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или месту нахождения (месту управления) организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы (должностные лица этих органов) помимо исполнения обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в пределах своей компетенции обязаны:

1) проводить налоговые проверки по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом;

2) осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) осуществлять производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки административного правонарушения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;

4) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном законодательством порядке их проверку;

5) выплачивать по письменному распоряжению руководителей Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции вознаграждение любому физическому лицу, предоставившему информацию о нарушении иным лицом налогового законодательства, в размере до десяти процентов суммы налогов, предъявленных налоговым органом к уплате в результате использования этой информации, за счет средств соответствующего бюджета (внебюджетного фонда), но не более десяти тысяч рублей. Информация о таких выплатах и физических лицах, которым они производятся, составляет налоговую тайну.

3. Органы налоговой службы и таможенные органы (должностные лица этих органов) помимо исполнения обязанностей, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, в пределах своей компетенции обязаны:

1) вести учет налогоплательщиков и имущества, являющегося объектом налогообложения;

2) обеспечивать налогоплательщиков соответственно бланками налоговых или таможенных деклараций;

3) предъявлять требования об уплате налогов, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения — применять в установленном порядке меры по обеспечению исполнения этих требований об уплате налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также меры ответственности за налоговые правонарушения;

4) предъявлять в суде иски о применении налоговых санкций за совершенные налоговые правонарушения;

5) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных налогоплательщиками, налоговыми агентами или иными обязанными лицами сумм налогов, возврат излишне взысканных налоговыми органами сумм налогов, пеней, штрафов и начисленных процентов;

6) вести учет сумм налогов, поступивших в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, и составлять отчетность, по формам учета и отчетности, установленным соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

7) выдавать налогоплательщикам, состоящим на учете в органе налоговой службы и представляющим ежегодно декларацию о доходах, по их просьбе справки об отсутствии у них задолженности по налоговым платежам.

4. Государственная налоговая служба Российской Федерации обязана ежегодно опубликовывать для пользования Налоговый кодекс Российской Федерации с учетом внесенных в него в установленном порядке поправок.

5. Таможенные органы (должностные лица этих органов) несут обязанности налоговых органов (должностных лиц этих органов) в соответствии с настоящим Кодексом и с учетом особенностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенные органы (должностные лица этих органов) помимо осуществления обязанностей, предусмотренных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, обязаны осуществлять оперативно-розыскные мероприятия с целью предупреждения, выявления и пресечения налоговых и других преступлений, отнесенных федеральными законами к их ведению.

6. Федеральные органы налоговой полиции (должностные лица этих органов) помимо осуществления обязанностей, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, обязаны:

1) производить в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным уголовно-процессуальным законодательством и иными федеральными законами дознание и предварительное следствие по делам о нарушениях налогового законодательства, производство дознания и предварительного следствия по которым отнесено к их компетенции, в целях предупреждения, выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений

2) осуществлять в соответствии с федеральными законами оперативно-розыскные мероприятия;

3) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки административного правонарушения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;

4) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции и иных преступлений в налоговых органах в порядке, установленном федеральными законами;

5) участвовать в целях выполнения своих обязанностей совместно с другими налоговыми органами в проведении налоговых проверок и осуществлении иных форм налогового контроля.

7. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими статус соответствующего органа.

Статья 43. Ответственность налоговых органов, иных органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов

1. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, несут ответственность за ущерб, причиненный налогоплательщикам или иным обязанным лицам вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

2. Реальный ущерб, причиненный неправомерными действиями налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговый контроль, или должностными лицами этих органов, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств бюджета, из которого осуществляется финансирование органа, причинившего указанный ущерб.

Обязанность доказывания наличия состава и размеров причиненного ущерба лежит на налогоплательщике.

3. За неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица налоговых органов и иных органов, осуществляющих налоговый контроль, несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами.

Органы, осуществляющие налоговый контроль

Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в Российской Федерации относятся налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел

Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

Налоговые органы наделены следующими правами:

  • * требовать от налогоплательщика документы являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • * проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;
  • * приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • * осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
  • * требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение таких требований;
  • * взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • * предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
  • * требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
  • * вызывать свидетелей, располагающих информацией о налоговых правонарушениях;
  • * заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право заниматься отдельными видами деятельности; Перечислим некоторые обязанности налоговых органов:
  • * контроль за соблюдением законодательства о налогах;
  • * ведение учета налогоплательщиков;
  • * соблюдение налоговой тайны и правил хранения информации о налогоплательщиках;
  • * осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;
  • * направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, требования об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также неправомерных действий или бездействия работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года. На основании письменного решения начальника или заместителя начальника государственной налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете, документальная проверка может не проводиться в установленные сроки.

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, подлежат возмещению.

Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций. Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы распределяет обязанности между своими заместителями.

Федеральная налоговая служба РФ осуществляет контроль и надзор за:

соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

предоставлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно — кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

Федеральная налоговая служба РФ бесплатно информирует ( в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

Федеральная налоговая служба РФ осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

Федеральная налоговая служба РФ не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно — правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Основная и первостепенная задача Федеральной налоговой службы Российской Федерации — обеспечить максимальный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты, государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей всеми налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в любых сферах.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

  • предварительный;

  • текущий (оперативный);

  • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

  • налоговых органов;

  • таможенных органов;

  • органов внутренних дел;

  • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;

  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

О том, планируются ли выездные проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2018 году — список организаций».

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О способах подачи пояснений читайте в публикации «В какой форме представлять пояснения, если есть обязанность отчитываться электронно?».

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите .

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

  • «Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2017»;
  • «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)»;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *