Какие инструменты применяет государство для проведения бюджетно-налоговой политики?

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения. Цели фискальной политики государства совпадают с целями монетарной политики, это: экономический рост, полная занятость, стабильность цен.
Для проведения фискальной политики государство может использовать два инструмента: изменение государственных расходов и изменение ставок налогообложения. Во время спада требуется стимулирующая политика, т. е. увеличение фактического ВВП страны. Во время экономического бума нужна сдерживающая политика, т. е. сокращение фактического ВВП страны.
Рассмотрим в качестве примера, как проводится стимулирующая политика. Государство может увеличить расходы на товары и услуги: повысить пенсии, социальные пособия; может увеличить расходы на государственное строительство жилья, школ, больниц, дорог; может финансировать национальные проекты по развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наукоемких производств и др. Снижение ставок налогов приведет к тому, что доход, остающийся в распоряжении людей, и чистая прибыль фирм возрастут. Соответственно, расходы потребителей и инвестиции фирм будут выше. В целом, рост государственных расходов и снижение налогов приведет к увеличению ВВП.

Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам. Так, прогрессивная система повышает ставку налога для высокооплачиваемых граждан, снижая тем самым реальный доход этой группы населения; при этом ставка налога для малообеспеченных граждан ниже, что повышает их реальный доход. Таким образом, достигается уменьшение степени неравенства в обществе. Регрессивная система налогообложения оказывает противоположное действие на распределение доходов отдельных групп населения. Пропорциональная система налогообложения не изменяет соотношение уровней доходов отдельных групп населения.
Обратимся к примеру задания.
Задание. Определите, какой вид налоговой системы принят в данной таблице: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная?

Ошибочно считать представленную шкалу пропорциональной: в первых трех строках ставка налога постоянная – 10 %, но в четвертой строке появляется «ступенька»: с малообеспеченных взимают лишь 5 %. В целом, шкала становится прогрессивной.
Ответ: прогрессивная.

Налоговое регулирование

Влияние налогов на процесс воспроизводства осуществляется в ходе государственного налогового регулирования.

Налоговое регулирование — система специальных мер в области налогообложения, направленных на целенаправленное воздействие

государства на рыночную экономику и ее сегменты в соответствии с принятой правительством социально-экономической и налоговой политикой.

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли и сферы влияния, но и экономику в целом во всем многообразии ее форм.

В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы и инструменты налогового регулирования:

  • • изменение видового состава и структуры системы налоговых платежей, замена одних форм и способов налогообложения другими;
  • • расширение (сужение) объектов налогообложения;
  • • изменение порядка исчисления налоговых баз;
  • • изменение и дифференциация ставок налогов;
  • • реструктуризация, отмена действующих и введение новых налоговых льгот и преференций (налоговых освобождений, налоговых вычетов и налоговых кредитов);
  • • ужесточение налоговых санкций и др.

Государственное налоговое регулирование осуществляется по следующим направлениям.

  • 1. Налоги активно участвуют в процессе формирования и распределения ВВП и национального дохода страны. По расчетам Минфина России, налоги, сборы и другие обязательные платежи бюджета расширенного Правительства РФ составляли в структуре ВВП в 2010 г. около 32%!. В некоторых странах доля налогов в ВВП приближается к 50%. Поэтому налоги вольно или невольно не могут не влиять на воспроизводственный процесс. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются их фискальная и регулирующая функции. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на рыночную экономику, темпы роста и структуру ВВП.
  • 2. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству

контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход и прибыль являются основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

  • 3. Налоги выступают центральным звеном государственных программ антицикличного развития экономики. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, что затрудняет их применение в качестве антицикличного регулятора. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Поэтому многие страны в целях выравнивания темпов экономического роста используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.
  • 4. Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно- технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем предприятиям, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.
  • 5. Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны. С его помощью стимулируется экономический рост в слаборазвитых регионах и территориях путем установления более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, создания специальных зон с более низкими налогами и т.д. В России преимущественно используются традиционные методы территориального выравнивания на основе межбюджетного регулирования (установления нормативов отчислений от поступлений регулирующих налогов в нижестоящие бюджеты и формирования за счет налогов фондов выравнивания бюджетной обеспеченности территорий), что не исключает применение льготных налоговых режимов в отдельных территориях страны (Калиниградская область, Сколково и др.).
  • 6. Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы организаций, инвестирующих средства в названные области, как правило, исключаются из доходов при налогообложении прибыли. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, за счет которых выплачиваются пенсии и пособия. Регулярные экологические платежи в бюджет и повышенные налоговые ставки за сверхнормативное потребление природных ресурсов, налоговые скидки (вычеты) «на истощение недр» — важнейшие инструменты регулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
  • 7. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения. Это происходит путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров (работ, услуг), наличные сбережения и потребление.
  • Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 годи на плановый период 2013 и 2014 годов: URL: www.minfm.ru

12. Налоговое регулирование

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов — сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: 1. отсрочка налогового платежа,представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности 2. инвестиционный налоговый кредит, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

3. налоговые каникулы, предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги

4. налоговая амнистия, называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. 5. налоговые вычеты, могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6. выбор и установление налоговых ставок, является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания 7. международные договоры об избежании двойного налогообложения-направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов.

13.Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

— прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

— перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

— налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ.- общие налоги.

4. По объекту обложения:

— имущественные;- рентные;- с выручки;

— налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

— экономические налоги;- расчетные.

6. По налоговым ставкам:

— прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

— общеобязательные;- специальные.

8. По целевой направленности:

— абстрактные;- конкретные.

9. По способу выражения:

— налично-денежные;- безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

— налоги на доходы;- налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

— индивидуальные;- включаемые в себестоимость;

— за счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;

— с выручки.

12. По способу обложения и взимания:

— кадастровые;- декларационные;- у источника.

II. Административно-правовой признак.

По праву использования платежей:

— собственные;- регулирующие.

2. По структурно-административному признаку:

— федеральные;- региональные;- местные.

3. По способу перечисления:

— автоматически;- самостоятельно;- по поручению.

III. Пространственно-временной признак.

По периодичности:

— срочные;- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

— у источника дохода;- у владельца собственника дохода;

— при расходовании средств.

Налоговое регулирование: цели, задачи, классификация

Налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов. Обобщены теоретические аспекты содержания налогового регулирования, выделены задачи и инструменты налогового регулирования в целях выявления основных направлений дальнейшего налогового регулирования государством.

Государственная налоговая политика имеет не только фискальные цели, но и регулирует экономику посредством налогов. Налоговая политика и налоговое регулирование соотносятся как целое и частное, а налоговое регулирование выступает отдельным, причем весьма важным, направлением налоговой политики. Объективной основой использования налогообложения в качестве одного из важнейших рычагов экономической политики государства служит присущая налогам регулирующая функция.

Существующие в научной литературе определения налогового регулирования в достаточной мере однородны и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия. Вот некоторые из них.

Налоговое регулирование – мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем:

  • изменения вида налогов;
  • изменения налоговых ставок;
  • установления налоговых льгот;
  • повышения или снижения общего уровня налогообложения;
  • отчислений в бюджет.

Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов.

Налоговое регулирование – комплекс мероприятий в налоговой сфере (изменение ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот, отмена определенных видов налогов и др.), с помощью которых государство влияет на процесс перераспределения национального дохода в интересах отдельных классов, социальных слоев, а также на инвестиции, научно-техническое развитие, экономический рост и др.

С позиций процессного подхода налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов.

Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс базируется на социальном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально-экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования.

Задачи налогового регулирования в рамках реализации государственной социально-экономической политики:

  • Регулирование спроса и предложения. Решение этой задачи обеспечивается изменением соотношения прямых и косвенных налогов, сдерживанием спроса на определенные группы товаров посредством введения специальных налогов (акцизов, налогов, взимаемых с продажи нефтепродуктов (Нидерланды), сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства (Украина) и т.п.).
  • Формирование рационального соотношения между накоплением и потреблением. Снижение налогового бремени, как правило, приводит к опережающему росту накопления. Эта же задача может быть решена и путем изменения структуры налогов в пользу налогов на потребление.
  • Воздействие на темпы инфляционных процессов. С одной стороны, налоги рассматриваются как средство изъятия излишней массы денежных средств, а с другой – изменение ставок косвенных налогов оказывает прямое воздействие на уровень цен.
  • Воздействие на формирование рациональной отраслевой структуры. Введение отраслевых налоговых льгот (например, пониженная ставка НДС на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой), а также специальных отраслевых налоговых режимов (единый земельный налог) приводит к уменьшению налоговых изъятий у предприятий, работающих в этих отраслях, что обеспечивает увеличение рентабельности и повышение на этой основе инвестиционной привлекательности этих отраслей а, в конечном счете – их ускоренное развитие.
  • Стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Это направление налогового регулирования стало особенно популярным в налоговых системах большинства развитых государств и затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Наиболее характерными инструментами, используемыми для налогового стимулирования инвестиционной деятельности, являются: налоговый инвестиционный кредит; прямые льготы инновационным предприятиям; особые методы начисления амортизации и налогообложения дивидендов, введение специальных режимов налогообложения (в рамках специальных экономических зон и технопарков) и т.п.
  • Ускоренное развитие депрессивных территорий. Решение этой задачи осуществляется за счет таких средств налогового регулирования, как введение специальных режимов налогообложения отдельных территорий, а также реализация региональной и муниципальной налоговой политики органами региональной власти и местного самоуправления (в компетенцию которых, как правило, входит не только введение и отмена большинства региональных и местных налогов, но и предоставление льгот по общегосударственным налогам и сборам, поступающим в региональные и местные бюджеты).
  • Повышение эффективной занятости и самозанятости населения. Здесь следует отметить введение упрощенных систем налогообложения (большинство стран СНГ используют различные варианты альтернативных систем налогообложения малого бизнеса) или специальных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства (большинство стран ЕС имеет подобные налоговые льготы в виде пониженной ставки корпоративного подоходного налога).
  • Стимулирование развития конкурентной среды, которое целесообразно осуществлять в рисковых с точки зрения антимонопольного законодательства сегментах рынка.
  • Насыщение рынка социально значимыми товарами и услугами. Эта задача обычно решается как путем введения специальных льгот для потребителей таких товаров (сниженная ставка или освобождение от НДС операций по поставке таких товаров), так и посредством введения льгот по прямым налогам для производителей соответствующих товаров.
  • Сдерживание роста объемов производства товаров, в увеличении потребления которых государство не заинтересовано. Наиболее характерным примером в этом плане является введение акцизов на вредные для потребления товары (табак, спиртное), повышающих конечную цену подакцизных товаров, что при высокой эластичности спроса отрицательно влияет на объемы их потребления. Следствием этого является усиление конкуренции и соответствующее ограничение производства подобных товаров.
  • Снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду путем экологически ориентированных налогов и сборов, налогового стимулирования использования природоохранных технологий, выпуска экологичной продукции, энергосбережения и использования альтернативных источников энергии.
  • Создание заинтересованности в развитии предпринимательской инициативы. Среди инструментов этого направления в отечественной и зарубежной практике налогообложения заслуживают внимания такие, как освобождение вновь созданных субъектов хозяйствования от налогообложения на определенный период (так называемые налоговые каникулы), введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, возможность применения кассового метода налогового учета по НДС для вновь созданных предприятий и др.
  • Стимулирование увеличения масштабов деятельности субъектов хозяйствования. Наиболее радикальным инструментом воздействия на налогоплательщиков в этом направлении является введение фиксированных налогов, налоговые обязательства по которым не связаны с конечными финансовыми результатами деятельности их плательщиков.
  • Стимулирование рационального использования ресурсов. В определенном смысле на решение этой задачи направлено само введение таких налогов и сборов, как водный и земельный налоги, сборы за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов, экологический налог.
  • Повышение экономической заинтересованности предприятий в инновационном развитии. Эта задача решается путем налогового стимулирования: повышения образовательного уровня работников предприятий; развития научной и научно-технической деятельности субъектов хозяйствования (как по индивидуальному, так и по корпоративному подоходным налогам); введение целевых льгот для инновационных проектов; средствами амортизационной политики и т.п.

Инструменты налогового регулирования:

  1. Общий уровень налогообложения как системный регулятор. Повышение налоговой нагрузки, как правило, является фактором, сдерживающим экономическую активность и процессы накопления, способствующим ускоренному развитию теневой экономики. Снижение уровня налоговой нагрузки чаще всего способствует оживлению всех экономических процессов и снижению уровня теневой экономики, однако сопровождается временным сокращением доходной части бюджета на период до соответствующего увеличения налоговых баз.
  2. Структура действующей в стране налоговой системы как системный регулятор. Изменение этой структуры может быть осуществлено двумя основными путями: во-первых, введением новых либо отменой применяемых налогов и сборов, а во-вторых, изменением соотношения эффективных налоговых ставок по разным группам налогов, что может быть реализовано путем скоординированного применения элементных инструментов налогового регулирования.

Важнейшими структурными показателями налоговой системы являются: соотношение прямых и косвенных налогов (уменьшение этого показателя в общем случае позволяет переносить центр тяжести налогообложения с производителя на потребителя и стимулировать накопления и инвестиции, а его увеличение снижает стимулы для производства и получения доходов, но снижает остроту проблемы переложения налогов); соотношение корпоративных и индивидуальных налогов (с помощью регулирования этого соотношения государство может существенным образом стимулировать деловую активность, влиять на структуру инвестиций и изменение объемов производства. Увеличение этого соотношения способствует росту реальных доходов населения и сокращению масштабов теневой экономики (за счет легализации выплаты доходов физическим лицам). При этом одновременно оказывается косвенное регулирующее влияние и на потребление за счет увеличения чистого дохода, который остается в распоряжении конечных потребителей. Вместе с тем чрезмерное увеличение налогового бремени для юридических лиц приводит к таким отрицательным последствиям, как повышение цен, уменьшение внутренних источников инвестирования и потеря конкурентных позиций производителями товаров (работ, услуг).

  1. Применение альтернативных систем налогообложения как системный регулятор. К таким системам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Как правило, альтернативные системы направлены на стимулирование развития отдельных секторов экономики и приоритетных форм предпринимательской деятельности. Альтернативность этих систем налогообложения в большинстве стран, использующих такой регулятор, обусловлена следующими обстоятельствами: переход на одну из этих систем налогообложения (при условии соблюдения установленных ограничений) обусловливается в большинстве случаев решением самого налогоплательщика; одна и та же деятельность, осуществляемая экономическим агентом, может облагаться налогом только по одной системе налогообложения – обычной или альтернативной; каждая из этих систем является альтернативой общей системе налогообложения, т.е. ограничивает соответствующий перечень налогов и сборов, которые являются обязательными к уплате. При этом выбор одной из этих систем освобождает плательщика от уплаты ряда наиболее фискально значимых налогов и сборов, которые предусмотрены общей системой.

  1. Специальные территориальные режимы налогообложения как комплексный регулятор. Данный регулятор включает в себя все многообразие специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ).

Использование таких инструментов может быть направлено на решение приоритетных задач экономического развития тех регионов, которые имеют существенный потенциал в соответствующей сфере (внешнеторговые, рекреационные зоны, зоны высоких технологий или технопарки) либо нацелено на выравнивание регионального развития за счет повышения инвестиционной привлекательности депрессивных регионов, что позволяет решить и присущие им социальные проблемы. Отличительными особенностями специальных режимов налогообложения, как комплексных инструментов налогового регулирования, являются следующие: в рамках каждого специального режима применяется комплекс взаимозависимых и применяемых одновременно налоговых льгот, которые касаются различных налогов и сборов. В большинстве случаев они касаются НДС, налога на прибыль, таможенных пошлин и некоторых разновидностей имущественных налогов (прежде всего земельного налога); специальные налоговые режимы вводятся на определенный соответствующим законодательным актом период; специальные режимы направлены на стимулирование развития регионов или областей с помощью создания соответствующих условий для интенсификации инвестиционной и инновационной (преимущественно в рамках технопарков) деятельности. Другие цели налогового стимулирования (например, стимулирование производства отдельных видов товаров, создание благоприятных условий для отдельных социальных групп плательщиков и др.), которые решаются путем применения элементных (локальных) инструментов, специальным налоговым режимам не присущи; для каждого специального налогового режима устанавливаются приоритетные виды и специальные условия осуществления предпринимательской деятельности (например, ограничивается минимальный объем инвестиций), что и обусловливает крут субъектов таких спецрежимов; для средств налогового регулирования этой группы характерным является сочетание собственно налоговых льгот с другими мерами неналогового регулирования предпринимательской деятельности.

  1. Специальные отраслевые режимы налогообложения как комплексный регулятор. Они, в сущности, представляют собой комплекс льгот, который вводится одновременно по нескольким разным налогам и сборам, и касаются субъектов хозяйствования одной отрасли или налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности.
  2. Инструменты, связанные с объектом и предметом налогообложения, как локальный регулятор. Изменение состава объекта или предмета налогообложения несомненно оказывает влияние на экономическое поведение налогоплательщиков. В результате выведения из состава объекта налогообложения отдельных видов деятельности или хозяйственных операций их осуществление становится для плательщика более рентабельным. Вполне понятно, что при прочих равных условиях налогоплательщик склонен к выбору такого варианта хозяйственного поведения, который обеспечивает минимальный объем налоговых потерь.
  3. Определение состава налогоплательщиков как локальный регулятор. Масштабы налогового регулирования и его эффективность определяются тем, насколько полно охвачены налогом потенциальные субъекты налогообложения. Следует различать установленный законодательством порядок определения субъектов налогообложения, который является встроенным в конструкцию налога инструментом, и освобождение от налогообложения отдельных соответствующих установленным критериям групп плательщиков, что может быть классифицировано как налоговая льгота.
  4. Инструменты, связанные с порядком исчисления налоговых обязательств, как локальный регулятор. Практически в каждом налоге и сборе содержатся локальные регулирующие механизмы, которые стимулируют или сдерживают определенные действия плательщиков с помощью специальных правил исчисления элементов налоговых баз и налоговых обязательств. К ним относятся: порядок и масштабы применения обычных цен; метод налогового учета; механизм уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму отрицательной налоговой базы прошлых налоговых периодов (механизм перенесения убытков); механизм корректировки (прироста или убыли) запасов, применяемый случае использования метода налогового учета «по первому из событий»; возможность уменьшения суммы подлежащего уплате налога на прибыль на сумму расходов по уплате других налогов.
  5. Налоговые льготы как локальный регулятор. В отличие от проанализированных выше локальных инструментов налогового регулирования, которые встроены в конструкцию соответствующего налога и являются составляющими общего порядка налогообложения, налоговые льготы представляют собой исключение из общего порядка. И этим исключением могут воспользоваться только отдельные группы плательщиков, соответствующие установленным критериям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванов Ю.Б., Тищенко А.Н. Современные проблемы налоговой политики. – Харьков: ИНЖЭК, 2006.
  2. Заяц Н.Е. Теория налогов: учебник. – Мн: БГЭУ, 2002.
  3. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
  4. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Иванов Ю.Б. Налогообложение: проблемы, теории и практики. – Харьков: ИНЖЭК, 2009.

Закрепленные и регулирующие налоги  
Порядок формирования региональных и местных бюджетов характеристика доходных источников, состав и порядок формирования расходных статей, понятие минимального бюджета, оценка доли закрепленных и регулирующих налогов, обоснование нормативов налогов и платежей, характеристика налогооблагаемой базы в зависимости от типа региона. Региональные и местные бюджетные и внебюджетные фонды. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов.  

Кроме того, различают такие критерии классификации налогов, как место поступления (закрепленные и регулирующие), уровень управления (федеральные, региональные и местные), цели использования (общие и целевые), сроки оплаты (регулярные и разовые).  
В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным относятся таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов. В соответствии с Законом об основах налоговой системы суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%.  
Регулирующими доходами для местных бюджетов являлись налог с оборота, подоходный налог с колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций, лесной налог, налоги с населения (подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР). В исключительных случаях, если общей суммы закрепленных и всех регулирующих доходов, поступающих на данной территории, для покрытия расходов местных бюджетов было недостаточно, предусматривалось предоставление средств из вышестоящего бюджета в виде дотации.  
В настоящее время одни налоги закреплены за определенными звеньями бюджетной системы, считаются собственными (закрепленные доходы), другие — только частично поступают в те или иные бюджеты (регулирующие доходы). С этой целью в Законе о бюджете устанавливаются нормы (квоты) налоговых отчислений от суммы регулирующих налогов или определяется процентное разграничение единой ставки налога, например, ставки налога на прибыль — 13% зачисляется в федеральный бюджет, а 22 (30)% — в бюджеты субъектов РФ. Доли налоговых поступлений в бюджеты различных уровней устанавливаются в зависимости от особенностей формируемого бюджета и бюджетно-налоговой политики вышестоящего бюджета. Метод процентных отчислений от доходов (налогов) — традиционный. Он применялся задолго до законодательного оформления российской налоговой системы в 1991 г. В 1995-1996 гг. он претерпел модификацию, но принципиально не изменился. Квотирование налоговых долей было сохранено и в бюджете на 1998 г.  

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В качестве регулирующих федеральных налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.  
Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах)  
Главный метод перераспределения национального дохода — налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.  
В общих положениях Закона сформулированы новые понятия минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов и регулирования финансовых отношений. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов.  
Закрепление на постоянной основе нормативов отчие/гений от регулирующих налогов в местные бюджеты возможно только при условии соблюдения данных требований Бюджетного кодекса РФ в отношении бюджетов субъектов РФ. Пока ежегодно, а то и в течение г., изменяются нормативы отчислений в региональные бюджеты, вопрос в отношении местных бюджетов остается открытым, а закрепление нормативов на долгосрочной основе в нормативных актах — декларативным.  
К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.  
Доходы М. б. складываются из собственных, закрепленных за ними, доходов и регулирующих поступлений. К собственным доходам. М. б. относятся местные налоги и сборы, го-  
В настоящее время в среднем по России бюджеты местных органов власти обеспечены собственными доходами не более чем на 30 %. Таким образом, большая часть расходов местного самоуправления осуществляется за счет дотаций со стороны государства. При этом большая часть собственных и передаваемых регулирующих доходов не закреплены на постоянной основе за местными бюджетами. Отсутствие исчерпывающего перечня регулирующих налогов, порядка, условий и сроков закрепления за местными бюджетами нормативов отчислений, достаточных для реализации полномочий, препятствует стабильной и эффективной работе органов самоуправления. В целях выполнения государством своих конституционных обязательств перед населением, необходимо установить обязательность формирования минимальных местных бюджетов на основе рассчитанных по единой методике социальным нормам и стандартам.  
Стабильность налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством в составе налогов, условиях их сбора, но и закреплением налогов за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Федеральные налоги в США представляют собой обособленную систему, самостоятельны также и налоговые системы штатов и муниципалитетов. В то же время действует и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных налогов зачисляется в бюджеты штатов, наиболее нуждающиеся в дополнительном привлечении доходов. Регулируются и доходы местных бюджетов. Наиболее централизованной считается налоговая система Японии, но и там за счет центральных налогов финансируется развитие административных единиц по четко отработанным правилам преимущественно в разрезе общенациональных программ развития. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства в унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных — отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях — каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.  
Закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и сборов субъектов РФ. Так, в соответствии со статьей 21 закона О федеральном бюджете на 2001 год доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2001 г. формировались за счет поступлений от следующих федеральных налогов и сборов  
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований). К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ другие собственные доходы местных бюджетов, закрепленные за ними на постоянной основе (доходы от приватизации, реализации и сдачи в аренду муниципального имущества, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, штрафы и пр.), а также доли федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе (размер этих долей опре-  

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа федеральных налогов — НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.  
ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ДОХОДЫ — доходы государственного бюджета СССР, к-рые полностью или частично (в твердых нормах) поступают в республиканские или местные бюджеты. За республиканскими бюджетами закрепляются отчисления от прибыли предприятий, подчиненных совнархозам, за исключением части, передаваемой в союзный бюджет, а также поступления нек-рых государственных доходов. За местными бюджетами закрепляются доходы от местных имуществ и предприятий (отчисления от прибыли местной пром-сти и др. отраслей х-ва, валовые доходы предприятий и организаций жилищного х-ва, не переведенных на хозяйственный расчет, доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, городских земельных участков, с.-х. и др. имуществ) местные налоги и сборы, государственные доходы, полностью переданные местным бюджетам (государственная пошлина, налог со зрелищ и др.). В порядке бюджетного регулирования отдельным бюджетам республик, краев, областей, городов и р-нов для полного покрытия их расходов, предусмотренных в соответствии с народнохозяйственным планом, предоставляются, кроме 3. д., отчисления от общесоюзных государственных доходов эти отчисления называются регулирующими доходами (см.)  
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ — средства, передававшиеся из вышестоящего звена бюджетной системы СССР нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов в виде отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов и других доходов для полного покрытия всех расходов, предусмотренных планом экономического и социального развития и бюджетом административно-территориальной единицы зачислялись в соответствующие бюджеты исходя из размеров (процентов) отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. Регулирующими доходами для государственных бюджетов союзных республик являлись налог с оборота, подоходный налог с населения, поступления по государственным внутренним выигрышным займам для государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов — налог с оборота, подоходный налог с населения, подоходный налог с колхозов, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, лесной доход и некоторые другие государственные доходы и налоги, определяемые бюджетным законодательством союзных республик.  
Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других доходных источников, а также. отчислений от регулирующих доходов. Виды доходов бюджетов субъектов РФ закреплены в БК РФ (ст. 55—57), налоговом и другом федеральном законодательстве.  
Нормы административного права призваны регулировать отношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежной системы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг . Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка, ведения кассовых операций, ст. 15.2 — за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.  
По принадлежности к звеньям бюджетной системы все налоги подразделяются на регулирующие и закрепленные.  
В-третьих, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере регулирующую и контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования. Необходимо отметить также, что органы местного самоуправления в соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путём закрепления федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ в числе доходов местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъекта РФ.  
В рамках законодательства органы власти субъектов Федерации могут устанавливать сборы и другие платежи, суммы которых подлежат зачислению в региональные и местные бюджеты, и их размеры получать закрепленные за данным бюджетом налоги и другие доходы, отчисления от регулирующих доходов, процентные и беспроцентные ссуды других бюджетов выпускать по решению законодательных органов власти займы на инвестиционные цели для размещения на своей территории использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков и т. п.  
Краткая характеристика бюджетной системы России принципы построения, структура, бюджетный процесс, виды бюджета, классификация доходных и расходных статей, защищенные статьи и секвестр, проблемы покрытия дефицита бюджета. Бюджетные и внебюджетные фонды характеристика, порядок формирования и расходования. Бюджетная реформа. Краткая характеристика налоговой системы цели и принципы построения, классификация налогов (прямые и косвенные, закрепленные, регулирующие, федеральные, региональные и местные). Основные модели построения налоговых систем (американская, немецкая, смешанная). Реформа налоговой системы налоговый кодекс. Система межбюджетных взаимоотношений. Традиционные каналы перераспределения бюджетных средств. Система трансфертов основные черты, методика исчисления, характеристика реального функционирования. Достоинства и недостатки системы трансфертов, направления совершенствования.  

Например, в ст. 13 Декларации 1789г. (Конституция Франции) говорится На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию . Этот принцип находит свое закрепление и в ст. 1 Конституции США Конгресс имеет право вводить и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие Соединенных Штатов… (ч. 8). В соответствии с данным принципом финансовые средства, получаемые от установленных государством налогов, могут использоваться только для целей государственной политики. Это положение конституции является основополагающим для любого финансового закона, регулирующего государственные расходы в стране.  
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие (разноуровневые) — поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. По характеру использования налогового платежа выделяют общие налоги (покрывают различные расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению,  
В дополнение и во изменение первых директив Совет принял еще ряд решений, но лишь после принятия в 1977 г. Шестой дирек-тивъ в развитии системы НДС произошли заметные изменения. Шестая директива, вобрав в себя опыт прошедших десяти лет, должна была заменить Вторую директиву и закрепить систему норм, определяющих единый механизм функционирования НДС на уровне государств-членов и ЕС. Основные задачи, поставленные перед Шестой директивой, были решены, и она по праву считается основополагающим актом Сообщества в системе правового регулирования НДС. Впоследствии Шестая директива неоднократно изменялась и дополнялась, так же как и закрепленная ею система общих правил функционирования налога на добавленную стоимость. Был принят целый ряд директив, подробно регулирующих различные вопросы, связанные с взиманием НДС4.  
Расширяются бюджетные права союзных республик. С1955 года доходы и расходы республик в соответствии с Законом О Государственном бюджете СССР стали предусматриваться только в общих объемах. Распределение их между республиканским и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957 году централизованного порядка взимания отчислений от прибыли значительно выросли закрепленные доходы бюджетов республик. Происходит совершенствование структуры государственного бюджета. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превысили темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении всего рассматриваемого периода он оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов.  

Регулирующие налоги

Смотреть что такое «Регулирующие налоги» в других словарях:

  • Регулирующие налоги — Налоги, по которым предусматривается нормативы отчислений в другие бюджеты. Нормативы отчислений устанавливаются в бюджете на очередной год. Это их отличает от закрепленных налогов. Примеры регулирующих налогов налог на доходы организаций, НДС,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

  • Регулирующие доходы бюджетов — (англ regulating incomes/revenues of budgets) в бюджетном законодательстве РФ федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты, субъектов РФ или м … Энциклопедия права

  • Регулирующие доходы бюджетов — в РФ федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным… … Финансовый словарь

  • Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год. Терминологический… … Финансовый словарь

  • Регулирующие доходы местного бюджета — Регулирующие доходы налоги и иные платежи, по которым законами устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года)… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ… … Официальная терминология

  • РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ — налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня устанавливаются на временнoй основе (в т.ч. на очередной финансовый год) нормативы отчислений (в %) в бюджеты нижестоящего… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Регулирующие доходы бюджетов — (англ regulating incomes/revenues of budgets) в бюджетном законодательстве РФ федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты, субъектов РФ или местные бюджеты на очередной … Большой юридический словарь

  • ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛГОВЫЕ ПОД БУДУЩИЕ НАЛОГИ — TAX ANTICIPATION OBLIGATIONSОблигации, выпускаемые правительственным органом с целью мобилизации ресурсов для покрытия текущих расходов прежде чем поступят налоги и пр. доходыПодобные облигации выпускаются штатами и муниципалитетами на короткий… … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • источники регулирующие доходы — Основа бюджетного регулирования; служат для частичного перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Механизм регулирования основан на отчислении части И.р.д. из одного уровня бюджетной системы в другой. Регулирование… … Справочник технического переводчика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *