Налоговое бремя

Налоговое бремя — это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

В широком смысле слова — бремя, налагаемое любым платежом А.В. Брызгалин дает следующее определение: На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:

Налоговое бремя на макроуровне:

общегосударственный уровень;

территориальный уровень.

Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

уровень организации, учреждения;

уровень физического лица (индивидуума).

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет.

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Основные направления применения налогового бремени:

Данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

Исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

Показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики и налоговые льготы.

Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

  • — отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;
  • — отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени — уменьшается. Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов вследствие чего, неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику.

При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов:

Принципа разумности. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие — государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

Не целесообразно, строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве. Так же нельзя без оглядки ссылаться на зарубежный опыт при осуществлении конкретных операций. Подобные ссылки не являются аргументом.

Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым, отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).

Суть налоговой нагрузки: законодательная база

Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:

  • в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
  • в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).

Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:

  1. Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
  2. Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на ЕНВД либо УСН.

Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).


Формулы и примеры расчетов

Наиболее простой вариант расчета – найти сумму всех налогов, разделить их на полученный доход за тот же самый период и умножить на 100, чтобы выразить в процентах:

(Сумма налогов/Сумма доходов)*100%

Подобная формула приводится в том же приказе (в словесном описании):

Под данными Росстата имеются в виду сведения из отчета о прибылях и убытках, которые рассчитаны без учета НДС. Также важно понимать, что в эту сумму входят все оплаченные НДФЛ, но не включаются взносы ни в один внебюджетный фонд. Таким образом, речь идет исключительно об уплаченных налогах.

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

ПРИМЕР

Предположим, что компания работает в сфере трубопроводного транспорта. За 2017 календарный год она перечислила налогов на общую сумму 2 млн рублей. В то же время общая величина дохода 100 млн рублей. Тогда (2/100)*100% = 2%, что ниже среднего значения по отрасли более, чем в 2 раза (в соответствии с Приказом ФНС 4,5%). У налоговой службы могут возникнуть вопросы, поэтому с высокой вероятностью она организует выездную проверку.

Расчет нагрузки по налогу на прибыль

Также налоговая служба разработала несколько формул расчета по конкретным налогам для индивидуального предпринимателя или коммерческих компаний. Они зависят от конкретной системы налогообложения – соответствующие рекомендации представлены в одном из писем.

Расчеты производятся по каждому налогу в отдельности, затем суммируются и соотносятся с объемом доходов за тот же период. Например, в случае налога на прибыль формула следующая:

Нагрузка = Нп/(Дреал+Двн)*100%

Нп – это величина налога на прибыль, которая определяется по декларации, Дреал – это доходы, полученные от реализации, а Двн – это внереализационные доходы (например, прибыли от прошлых лет, доходы от выявления излишков в результате инвентаризации и т.п.).

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

ПРИМЕР

Компания оказывает полиграфические услуги частным и юридическим лицам, за календарный год получила доходы в размере 49 млн рублей. Дополнительно за тот же период получены внереализационные доходы на сумму 1 млн рублей. Общая сумма налога на прибыль составила 2 млн. рублей. Тогда 2/(49+1)*100% = 4%. Если по подсчетам других налогов общий уровень нагрузки будет примерно таким же, налоговая инспекция также с высокой вероятностью проведет проверку (среднее значение по отрасли 9,2%).

Расчет нагрузки по НДС

При определении значения на основе НДС можно использовать 2 метода:

Нагрузка = (НДС/НБрф)*100%

или

Нагрузка = (НДС/НБобщ)*100%

Оба способа опираются на значение НДС, которое определяется по данным декларации. Однако налоговые базы используются разные: в первом случае база по рынку РФ (раздел 3), а во втором – сумма баз (разделы 3 и 4).

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

ПРИМЕР

Налоговая база компании составила 20 млн р, а налог НДС за тот же период – 2 млн р. Тогда (2/20)*100% = 10%.

Пример расчета для ИП

В этом случае нагрузка определяется по налогу на доходы, который и отражается все поступления предпринимателя как физического лица. Формула достаточно простая:

Нагрузка = (Нндфл/Дндфл)*100%

Здесь Нндфл – это налог НДФЛ, а Дндфл – доход предпринимателя, который обозначен в декларации 3-НДФЛ.

Расчет для УСН

При упрощенной системе достаточно определить УСН-налог по данным декларации и разделить это значение на доход по той же декларации, т.е.:

Нагрузка = (Нусн/Дусн)*100%

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

ПРИМЕР

Предприниматель работает не по обычной, а по упрощенной схеме налогообложения. Он получил доход 40 млн р, а сам налог составил 6%, т.е. 2,4 млн р. Именно столько составляет его налоговая нагрузка. Также ставка может определяться на уровне 15%, если она рассчитывается как разница между доходами и расходами. При этом ее могут снизить и до 1% (по решению региональной власти того или иного субъекта РФ).

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта Ранее мы приводили пример заявления о переходе на УСН, ознакомиться с правилами его заполнения вы можете .

Расчет для ЕСХН

Если предприниматель или компания работают в сфере сельского хозяйства, зачастую они платят единый налог 6%. В таком случае формула будет точно такой же – величина налога делится на величину доходов за тот же период. Например, фермер заработал за год 70 млн рублей, поэтому он должен оплатить только единый налог 6%, что в данном случае составит 4,2 млн р. Данная система применяется только в том случае, если величина доходов именно от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

Расчет для ОСНО

При общей системе предприниматель либо компания оплачивают не только НДФЛ, но также:

  • НДС (18% либо 20%);
  • налог на имущество физлица (до 2%, в зависимости от региона).

Формула расчета будет примерно такой же:

Нагрузка – (Нндс+Нп)/Выручка

Здесь Нндс – это налог НДС, а Нп – налог на прибыль в соответствии с декларацией. Под выручкой имеются в виду доходы, которые получены только по отчету о прибылях и убытках. Расчет производиться без учета НДС.

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

ПРИМЕР

Предприниматель уплатил налог НДС 2 млн р, а налог на прибыль – 10 млн р. При это его выручка за тот же период составила 120 млн р. Тогда (10+2)/120 = 0,1, т.е. 10% – это и будет его налоговой нагрузкой.

Как объяснить низкий показатель нагрузки

Как уже говорилось, слишком низкий показатель, который значительно меньше по сравнению со средними значениями, необязательно должен говорить о том, что предприятие незаконно скрывает часть своих доходов. Возникновение подобной ситуации может быть связано с несколькими объективными причинами:

  1. Неправильно определен вид экономической деятельности.
  2. Возникли временные (например, сезонные) проблемы по реализации товаров/услуг.
  3. Компания начала реализовывать инвестиционную модель развития, из-за чего довольно большой объем средств вкладывается в расширение производства, приобретение нового оборудования, недвижимости и т.п.
  4. В структуре торговли имеют место не только внутренние, но и внешние (экспортные) операции. Снижение выручки может быть связано в том числе и с курсовыми колебаниями валюты.
  5. Компания решила накопить запасы товаров длительного хранения (например, одежду), которые впоследствии реализовать по более выгодной цене.
  6. Изменение рыночной конъюнктуры, связанное с увеличением отпускных цен по решению поставщиков.

В соответствии с этими причинами ответственное лицо составляет пояснительную записку в адрес налоговой инспекции. Записка оформляется по результатам камеральной проверки и направляется непосредственно в налоговый орган, после чего рассматривается там до 3 календарных дней.

Непредоставление пояснений в ФНС не влечет никакой ответственности. Однако в интересах самого налогоплательщика разобраться с ситуацией и представить все необходимые документы, в том числе и пояснительную записку.

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта Ранее мы приводили пример ответа на требования налоговой о предоставлении пояснений, рекомендуем вам ознакомиться с нашим образцом .

Предельная нагрузка

Важно понимать, что понятия предельно допустимый уровень нагрузки как такового не существует. То есть законодательство устанавливает только средние значения по налоговым отчислениям по каждому виду деятельности, однако максимально возможные значения не фиксируются. Это означает, что плательщик должен самостоятельно следить за тем, насколько много налогов он платит, и при необходимости принять решение о переходе на другую систему налогообложения.

В ряде случаев предпринимателю выгоднее перейти на другие системы налогообложения – ЕНВД, УСН, ОСНО либо платить единый сельскохозяйственный налог. Однако переход возможен только по определенным видам деятельности и при соблюдении конкретных условий, которые могут отличаться в разных субъектах РФ.

Мнение эксперта Кочергин Сергей Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта Рекомендуем вам ознакомиться с предусмотренной законодательством ответственностью за уклонение от уплаты налогов, подробности .

Таким образом, плательщик может рассчитывать нагрузку по разным формулам, но налоговую инспекцию в первую очередь интересует, какой процент занимают налоги от получаемых доходов. При этом сама проверка организуется только в тех случаях, когда нагрузка явно ниже по сравнению со средним уровнем в данном виде деятельности.

Поделиться ссылкой:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

О том, как проводят выездную проверку, читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

для организаций на общем режиме налогообложения

Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

Уровень налоговой нагрузки может дифференцироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности компании, региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки компании является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (*за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения). В дальнейшем планируется реализовать возможность выбора масштаба деятельности организации.

Сервис предназначен для организаций в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности.

Расчет налоговой нагрузки в 2019 году

Калькулятор для Юридического лица Калькулятор для Индивидуального предпринимателя

Калькулятор для Юридического лица

Доходы Расходы В т.ч. зарплата В т.ч. расходы, необлагаемые НДС Ставка ОСС НС ФСС, %
Налоги и взносы ОСНО УСН 6% УСН 15%
1. Страховые взносы 60 400 руб. 60 400 руб. 60 400 руб.
1.1 В ПФР 44 000 руб. 44 000 руб. 44 000 руб.
1.2 В ФСС 5 800 руб. 5 800 руб. 5 800 руб.
1.3 В ФОМС 10 200 руб. 10 200 руб. 10 200 руб.
1.4 От несчастных случаев 400 руб. 400 руб. 400 руб.
2. НДС 122 034 руб.
2.1 НДС начисленный 152 542 руб.
2.2 НДС к вычету 30 508 руб.
3. Налог на прибыль 63 513 руб.
3.1 Налогооблагаемый доход 847 458 руб.
3.2 Налогооблагаемый расход 529 892 руб.
4. Налог УСН 30 000 руб. 65 940 руб.
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения 1 000 000 руб. 1 000 000 руб.
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) 60 000 руб.
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) 560 400 руб.
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) 30 000 руб.
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) 10 000 руб.
5. Итого к уплате 245 947 руб. 90 400 руб. 126 340 руб.
Налоговая нагрузка 24.59% 9.04% 12.63%
Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) 254 053 руб. 409 600 руб. 373 660 руб.
Калькулятор для Индивидуального предпринимателя

Доходы Расходы Зарплата работникам Расходы, необлагаемые НДС Ставка ОСС НС ФСС, %
Налоги и взносы ОСНО УСН 6% УСН 15%
1. Страховые взносы 99 785 руб. 99 785 руб. 99 785 руб.
1.1 В ПФР за работников 44 000 руб. 44 000 руб. 44 000 руб.
1.2 В ПФР за себя (фиксированные) 26 545 руб. 26 545 руб. 26 545 руб.
1.3 В ПФР за себя (дополнительно) 7 000 руб. 7 000 руб. 7 000 руб.
1.4 В ФСС за работников 5 800 руб. 5 800 руб. 5 800 руб.
1.5 В ФОМС за работников 10 200 руб. 10 200 руб. 10 200 руб.
1.6 В ФОМС за себя 5 840 руб. 5 840 руб. 5 840 руб.
1.7 От несчастных случаев 400 руб. 400 руб. 400 руб.
2. НДС 122 034 руб.
2.1 НДС начисленный 152 542 руб.
2.2 НДС К вычету 30 508 руб.
3. НДФЛ 36 164 руб.
3.1 Налогооблагаемый доход 847 458 руб.
3.2 Налогооблагаемый расход 569 277 руб.
4. Налог УСН 30 000 руб. 60 032 руб.
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения 1 000 000 руб. 1 000 000 руб.
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) 60 000 руб.
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) 599 785 руб.
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) 30 000 руб.
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) 10 000 руб.
5. Итого к уплате 257 983 руб. 129 785 руб. 159 817 руб.
Налоговая нагрузка 25.80% 12.98% 15.98%
6. Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) 242 017 руб. 370 215 руб. 340 183 руб.

Все индивидуальные предприниматели сталкиваются с обязанностью уплаты налогов. Размер налоговой базы предусмотрен законодательством, но её можно уменьшить определенными способами.

Расчет величины происходит самостоятельно или с помощью калькулятора — это необходимо по приказу ФНС во время их внеплановых проверок. Если нагрузка по налогу на прибыль будет слишком низкой, то в большинстве случаев возможно допущение ошибки в подсчетах. Чтобы этого избежать и был создан калькулятор.

Когда требуется рассчитать налоговую нагрузку?

В общую сумму входят все виды выплат, включая НДС, НДФЛ, страховые взносы, которые выражаются в виде определенного процента от всех доходов или в установленных величинах, выражающихся в рублях. Оценка совокупной налоговой нагрузки происходит по требованиям специализированных инспекций или по нужде налогоплательщика в таких ситуациях:

  1. Когда показатель нагрузки долгое время меньше средних выплат. Они зависят от вида деятельности, но если фискальная служба заподозрит перевод платежей не в полном размере, то будет направлена неожиданная проверка.
  2. Если сумма значительно превышает уровень налоговой нагрузки, то развитие организации находится под угрозой. Если вычеты показывают непосильные для компании обязательные платежи, то будет правильным переход на другие системы налогообложения – УСН или ЕНДВ.

Для того чтобы рассчитать нагрузку отдел бухгалтерии должен оценить сумму обязательных выплат государству и сравнить полученные показатели с общей прибылью. Результат выражается в процентах. Он сопоставляются со средними показателями Федеральной налоговой службы.

Нормальный показатель нагрузки

Эти значения актуальны в 2019 году. Они зависят от вида деятельности организации или ИП. Таким образом, нагрузка для торговых компаний составляет меньше 1%, а для производственных не более 3%. Бывает так, что на протяжении последних нескольких лет отмечается нарушение динамики изменения процентов, тогда необходимо проводить расчет налоговой нагрузки с помощью калькулятора.

Отклонения от нормы всегда невыгодны для налогоплательщиков, потому что при обнаружении ошибки выписываются штрафные санкции от государства. В случае обнаружения недочета компании необходимо выявить причины низкой нагрузки. Среди них может быть:

  • неправильно поставленный код типа деятельности;
  • проведение необходимых вложений;
  • временно проблемная реализация;
  • повышение затрат на оборудование или поставщиков;
  • совершения экспорта.

Эти аргументы предоставляются в Федеральную службу. Так компания оберегается от штрафных санкций. Для фискальных органов юридическое лицо подготавливает документы с пояснением причин, которые проходят рассмотрение на протяжении трех дней. В том случае, если организация уклоняется от предупреждений и предписаний фискальной службы, то она вправе предпринять более жестокие меры наказания. На выездной проверке она замораживает счет производства или открывает уголовное дело по факту невыплаты обязательных средств государству.

Принцип расчета налоговой нагрузки

Налоговое обременение является соотношением всех платежей, изымаемых с организаций к размеру полученных доходов за отчетный период.

Налоговая нагрузка формула расчета

Вычисления происходят по такой формуле:

  • Налоговая нагрузка = Сумма налогов, начисленных за календарный год / Сумма годовой выручки * 100%.

Размер всех налогов можно узнать в соответствующих декларациях. Существуют некоторые рекомендации для получения безошибочного результата.

  1. Ввозный налог на добавленную стоимость (НДС) исключается из общего расчета.
  2. Таможенная пошлина также не учитывается.
  3. В расчет включается все фискальные платежи, произведенные в расчетном периоде.
  4. Переведенные государству от компании страховые взносы.

Законодательство издало документы, регулирующие отношения между налогоплательщиками и государственными контролирующими органами. Регламент можно отыскать в приказе ФНС «О согласовании систем планирования выездной налоговой проверки», а также в письме «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Все данные можно отыскать на официальном сайте Федеральной службы.

Расчет нагрузки лучше проводить с помощью онлайн-калькулятора. Он использует общепринятую формулу, но отличается от ручного подсчета скоростью и детальным показом последовательности действий. Достаточно вписать данные о налогоплательщике в соответствующие поля. Для этого необходимо знать только суммы налогов и размер годовых выручек.

Сервис бесплатный, поэтому каждый желающий может сделать расчет налоговой нагрузки. Калькулятором могут пользоваться как сами налогоплательщики, так и федеральная налоговая служба. Пользователи получают правильные расчеты за короткое время. Беспокоиться насчет возможности ошибок или недочетов не стоит. Алгоритм действий четко установлен для всех, необходимо лишь правильно указать исходную информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *