5. Цели и задачи маркетинга

Маркетинг – это общественная наука, поэтому затрагивает великое множество людей. В силу ряда причин (образование, социальное положение, религиозные убеждения и многое другое) отношение к данной дисциплине неоднозначно, порождая противоречия. С одной стороны, маркетинг – неотъемлемая часть жизни товара, с другой стороны – несет негативное восприятие: создание ненужных потребностей, развивает в человеке алчность, «атакует» рекламой со всех сторон.

Каковы же истинные цели маркетинга?

Многие считают, что главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование.

П. Друккер (теоретик по проблемам управления) пишет так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Из этого вовсе не следует, что усилия по сбыту и стимулированию теряют свое значение. Скорее всего они становятся частью маркетинговой деятельности предприятия по достижению главной цели – максимизации продаж и прибыли. Из вышесказанного можно сделать вывод, что маркетинг – это такой вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение человеческих нужд и потребностей с помощью обмена.

Итак, основными целями маркетинга являются следующие.

1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).

2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.

3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.

4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.

Задачи маркетинга:

1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;

2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);

3) обеспечение сервисного обслуживания;

4) маркетинговые коммуникации;

5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;

6) исследование деятельности конкурентов;

7) сбыт товара (услуги);

8) формирование ассортиментной политики;

9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;

10) формирование стратегии поведения фирмы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое маркетинг простыми словами

Как мы уже сказали, у слова свыше 500 определений. Маркетинг – это бизнес-процесс, который редко кто понимает до конца. В это понятие входит «нейминг», «брендинг», «сегментирование», «позиционирование». Обратимся к классикам чтобы понять суть маркетинга.

Видео — маркетинг — это просто (о маркетинге простыми словами):

«Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознание проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности» — Филипп Котлер.

Филипп Котлер знаком каждому маркетологу. Его труды не устаревают несколько десятков лет. Котлер – основатель теории маркетинга и кому, как не ему, давать определение. Филипп Котлер говорит о целевом рынке и о сохранении у потребителя уверенности в том, что он – наивысшая ценность для компании, таким образом, согласно Котлеру, потребитель и его проблемы должны стоять у компании на первом месте.

Более простое определение дает Американская ассоциация маркетинга: «Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.»

Все правильно, умно, однако, оба определения не совсем понятны. Если говорить простыми словами, краткое определение: маркетинг – это деятельность компании по удовлетворению потребностей потребителей, с последующим получением прибыли.

Суть в том, чтобы продать товар или услугу потребителю и получить при этом прибыль.

Видео — что такое маркетинг (Игорь Манн):

Цели, задачи и функции

Главная цель маркетинга – это достичь желаемого положения компании, позиционирования продукции и порогов реализации товара, а также получить прибыль.

Для достижения этой цели маркетинг решает следующие задачи:

  1. Анализ рынка, клиентов, конкурентов.
  2. Анализ ценообразования.
  3. Разработка ценовой политики компании.
  4. Работа с ассортиментом продуктов или услуг, создание акций.
  5. Сервисное обслуживание.

В каждой организации свои задачи, мы лишь перечислили наиболее общие из них. Решая задачи, маркетологи руководствуются следующими принципами:

  1. Изучение особенностей, мощностей компании.
  2. Планирование, разработка методик сбыта товара.
  3. Сегментация покупателей.
  4. Обновление ассортимента.
  5. Реагировании компании на меняющийся спрос.

Большинство авторов придерживается мнения, что маркетинг выполняет 5 следующих функций:

  • Аналитическая. Исследование факторов, которые оказывают влияние на компанию, а также анализ потребностей покупателей и их удовлетворенности товарами. Анализ проводится для того чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия.
  • Производственная. Разработка и создание новых методов и техник для лучшей организации производства и сбыта товаров и услуг. Также эта функция включает в себя управление качеством и повышение конкурентоспособности товара.
  • Управление и контроль. Отвечает за управление рисками и информацией, а также создание системы сообщения между отделами.
  • Продажи. Построение сбытовой политики и стоимостной системы. Также функция обеспечивает товародвижение и повышение спроса на продукцию.
  • Инновации. Эта функция вступает в игру, когда компания разрабатывает новый товар или услугу.

Для достижения целей применяют такие методы, как реклама, пропаганда, консультации, наблюдение за спросом, аналитика, планирование ассортимента и проч. Широкой популярностью пользуется проведение опросов, а также PR.

Инструменты

Рассмотрим самые действенные инструменты маркетинга, применение которых возможно в любой организации.

Товарная политика

В основе этого инструмента лежит следующий принцип: нужно производить то, что имеет востребованность на рынке, а не пытаться продать то, что уже воспринимается потребителем как «обыденность». В категорию товарной политики входят такие рычаги, как:

  • продукция;
  • упаковка;
  • товарный знак;
  • обслуживание клиента.

С помощью этих рычагов можно создать идеальный инструмент, применимый исключительно к вашей компании.

Ценовая политика

В ценовую политику входят такие рычаги, как ценообразование, формирование системы лояльности клиентов, стратегия стоимости товара/услуги. Процесс установления цены зависит от множества факторов, включающих в себя издержки, затраты и риски. Грамотно расставленные рычаги помогают оптимизировать стоимость и сделать ее комфортной как для продавца, так и для покупателя.

Сбытовая политика

Включает в себя мероприятия, проводимые для поддержки продаж и гарантии высококачественного сервисного обслуживания. Сбытовая политика, чаще всего, рассматривается в очень широком смысле, однако, простыми словами – это просто процесс доставки товара/услуги от продавца к покупателю.

Коммуникация

Коммуникативная политика решает задачи, связанные с продвижением и раскруткой товара/услуги. Продвижение – это совокупные действия, предпринимаемые компанией по информированию клиентов для дальнейшего совершениями ими покупки.

Виды маркетинга

Существует множество классификаций маркетинга. Практически каждый известный маркетолог предлагал свою и какой классификацией пользоваться вам – решаете только вы. В этой статье мы рассмотрим вилы маркетинга в зависимости от характера спроса.

Конверсионный

Конверсионный маркетинг применяется тогда, когда на товар есть негативный спрос. Негативный спрос – распространенное явление на рынке. Например, многие люди негативно относятся к лекарствам, а вегетарианцы – к мясу. Цель конверсионного маркетинга заключается в том, чтобы вывести товар из негативного спроса и создать на него спрос растущий.

Стимулирующий

Порой потребитель совершенно не заинтересован в товаре или услуге. Отсутствие спроса может быть как на новый товар, так и на уже известное всем предложение. Также спрос отсутствует на товары в том случае, если по каким-то логическим соображениям он совершенно не нужен людям (например, зачем людям сани, если нет снега). Цель стимулирующего маркетинга создать или придумать потребность и заставить в нее поверить потребителей.

Развивающий

Развивающий маркетинг – это процесс предугадывания желаний потребителя. Представьте: многие курильщики хотели бы курить сигареты, которые бы не содержали вредных веществ. Развивающий маркетинг превращает потенциальный спрос в реальный.

Ремаркетинг

Ремаркетинг применяется в том случае, если на товар снижается спрос. Цель ремаркетинга – создание нового витка в жизненном цикле товара.

Демаркетинг

Иногда спрос на товар в несколько раз превышает предложение. Демаркетинг позволяет привести спрос в нормальное состояние, путем повышения цены на товар, либо снижением стимулирования продаж.

Концепции маркетинга

Выделяют пять основных концепций маркетинга в зависимости от направленности маркетинговой деятельности.

Таблица: концепции маркетинга с примерами

Наименование Описание Пример
Совершенствование производства Основано на утверждении, что потребители покупают товары, которые доступны по цене. Таким образом, компания должна бросить все силы на то, чтобы сделать товар доступным. Концепция не может быть применена в двух случаях: когда стоимость производства высока и когда спрос на товар выше предложения. Отличным примером служат попытки Генри Форда настолько усовершенствовать автомобили чтобы их цена была доступна практически всем категориям населения.
Совершенствование товара Заключается в том, что товар должен быть самого высокого качества, таким образом, компания должна находится в постоянном процессе усовершенствования предлагаемых товаров/услуг. Вовремя неусовершенствованные поезда дали эффект так называемой «маркетинговой близорукости», что привело к тому, что поезда стали вымещаться автомобилями и самолетами.
Интенсификация коммерческих усилий Состоит в том, что компания должна постоянно стимулировать сбыт. Пример: товары повседневного спроса. В таких отраслях высокая конкуренция и компаниям просто необходимо делать все, чтобы спрос именно на их товар был выше.
Традиционный маркетинг Цель – понять нужды рынка и удовлетворить их. Машины и квартиры класса «люкс». На российском рынке эта концепция встречается редко.
Социально-этический маркетинг Укрепление благополучия потребителя Отличный пример «Кока-Кола». В напитках компании есть ингредиенты, отрицательно влияющие на организм человека, однако, компания продолжает позиционировать себя, как исключительно положительную.

Итак, маркетинг – это процесс сбыта товара, включающий в себя множество этапов. Например, эффективный сбыт не возможен без действующего спроса на товар, который можно либо повышать, либо снижать. Эффективный маркетинг в компании, прежде всего, зависит от опыта маркетолога, потому что теоретические знания никогда не восполнят реальный опыт продвижения товара и бренда на рынке.

Статья про EBITDA: что это такое и как рассчитать данный показатель.

Кому, для чего и в каких случаях нужна информация о бенефициарных владельцах юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *