Налоговая отчетность

Налоговая отчетность – документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком и требованиями, установленными Налоговым Кодексом РК. Налоговая отчетность содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения, об исчислении налоговых обязательств, взносов, отчислений и другие необходимые сведения.

Уполномоченным органом утверждаются требования форматно-логического контроля, которые должны соблюдаться при составлении налоговой отчетности.

Налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, отчетность по мониторингу, заявления и т.д.

Налоговая отчетность делится на следующие виды:

  • Первоначальная – представляется лицом за период, в котором произведена постановка на регистрационный учет или впервые возникли налоговые обязательства.
  • Очередная — представляется лицом за периоды, следующие за периодом, в котором произведена постановка на регистрационный учет или впервые возникли налоговые обязательства.
  • Дополнительная – представляется лицом при внесении изменений или дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения или дополнения.
  • Дополнительная по уведомлению – представляется лицом при внесении изменений или дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, в котором налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля.
  • Ликвидационная – представляется лицом при прекращении деятельности или реорганизации налогоплательщика, а также при снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Если налогоплательщик относится к категориям, для которых установлены различные формы налоговой отчетности, то такой налогоплательщик составляет налоговую отчетность для каждой категории, к которой он относится.

Налогоплательщики могут представлять налоговую отчетность в явочном порядке (на бумажном носителе), по почте заказным письмом с уведомлением (на бумажном носителе), в электронной форме (посредством системы приема и обработки налоговой отчетности).

Налогоплательщики вправе продлить срок представления налоговой отчетности при условии ее представления в электронной форме. Для этого налогоплательщик направляет в налоговый орган уведомление о продлении срока представления налоговой отчетности. При этом продление срока представления налоговой отчетности не изменяет срока уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет, взносов и отчислений.

Для внесения изменений или дополнения в налоговую отчетность, налогоплательщиком представляются дополнительные налоговые формы. В дополнительной налоговой отчетности указывается разница между ранее представленными суммами и фактическими, либо новое значение, при изменении остальных данных в ранее представленной налоговой отчетности.

Налоговая отчетность может быть отозвана методом удаления или методом изменения. При отзыве налоговой отчетности методом удаления, налоговая отчетность удаляется полностью. При отзыве налоговой отчетности методом изменения, в ранее представленную налоговую отчетность вносятся изменения или дополнения.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» формы налоговой отчетности расположены в разделе Отчеты — Регламентированные отчеты.

Налогоплательщик может сформировать реализованные формы налоговой отчетности, как за текущий период, так и за предыдущие по формам прошлых периодов.

Налоговые регистры

Налоговый регистр — документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.

Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно, за исключением утвержденных Приказом МФ РК от 19 марта 2018 года № 388.

Утвержденные формы налоговых регистров составляются различными категориями налогоплательщиков, в том числе индивидуальными предпринимателями, которые не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу.

Формы налоговых регистров предоставляются должностным лицам налоговых органов при проведении документальных проверок на бумажных или электронных носителях.

В конфигурации Бухгалтерия 8 для Казахстана реализованы формы налоговых регистров как по утвержденной форме, так и разработанные в произвольной форме с учетом требования НК РК.

Регистры налогового учета расположены в разделе Отчеты — Регистры налогового учета.

В конфигурации реализованы следующие регистры:

  • Регистр налогового учета по ИПН и СН;
  • Регистр налогового учета по применению инвестиционных налоговых преференций;
  • Регистр налогового учета по счетам-фактурам;
  • Регистр налогового учета по фиксированным активам;
  • Универсальный регистр налогового учета.

Какие есть формы налогообложения — определения, положительные и отрицательные моменты

Формы налогообложения

Здравствуйте, дороги читатели! Рада видеть вас на страницах моего блога.

Сейчас меня полностью устраивает моя работа, но есть у меня мечта, наверное, как и у многих из вас, владеть своим бизнесом. Почему бы и нет, бухгалтер у меня уже есть, осталось определиться, чем я хочу заниматься, во что захочется вложить душу и совпадут ли мои желания с возможностями.

Задумываясь о своем деле, у каждого из нас возникают сомнения, получится ли? Буде ли бизнес успешным и прибыльным? Предположить можно, но гарантий нет.

Один из факторов успеха предпринимательской деятельности – грамотный выбор системы налогообложения, на эту тему и будет моя новая статья. В первую очередь разберемся какие формы налогообложения предусмотрены законом, преимущества и недостатки в каждой из них.

Сегодня рассмотрим три существующие системы:

  1. Традиционную (общую) – ОСН.
  2. Упрощенную – УСН.
  3. На временные доходы – ЕНВД.

Для ведения малого бизнеса подходит УСН, обратите на нее особое внимание. Давайте разберем основные положения систем и попробуем их сравнить. Приступим!

Система налогообложения – это некий свод правил и инструкций из Налогового Кодекса (НК). Основная задача системы налогообложения состоит в том, чтобы Правильно высчитать Прибыль предприятия, с которой берется налог.

Помните нашу упрощенную формулу?..

Прибыль предприятия = Выручка (от деятельности предприятия) – Затраты, (понесенные на получение выручки).

Рассмотрим небольшую зависимость в нашей формуле.

Пусть для простоты налог=10%.

Таким образом, если Выручка будет 1000р., а Затраты 800р., тогда сумма налога: = (1000-800)*10%=20р.

Если же Выручка будет 1000р., а Затраты 300р., тогда сумма налога: = (1000-300)*10%=70р.

Отсюда вывод: чем больше предприятие «показывает» Затрат, тем меньше Сумму Налога получит государство, и, соответственно наоборот. Поэтому следует запомнить, что система НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, в большинстве случаев регулирует Затраты, дабы государство не получило меньше сумм.

Существует так много правил по учету этих самых Затрат. И все же есть одно, общее, а именно: Затрата будет считаться таковой, если является производственной необходимостью для деятельности фирмы и получения Выручки.

Например: сейчас в офисах практикуется привозная вода в бутылях. Конечно, же, она стоит некоторых денег, верно ведь? Так вот, для предприятия, стоимость этой воды не может попасть в Затраты, которые будут уменьшать Выручку (см. формулу).

А все почему, можете спросить вы. Потому, что наличие этой воды не связано напрямую с деятельностью фирмы, например, по оказанию консультационных услуг (аудитор). Или еще пример: сотрудники фирмы пошли и пообедали в кафе, а оплатило эти расходы предприятие. Тоже не есть это производственная необходимость.

Таким образом, система НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, в большей своей части, регулирует Затраты.

И еще, один важный момент, система НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ указывает Перечень Налогов, которые необходимо уплатить с Прибыли предприятия.

На сегодняшний день существует три основных системы Налогообложения:

  1. Общая система. Еще ее называют традиционная или классическая система.
  2. Упрощенная система налогообложения. Имеет аббревиатуру -УСН или УСНО.
  3. Единый налог на вмененный доход. Имеет аббревиатуру ЕНВД или «вмененка».

Немного остановимся на каждой системе налогообложения.

Какую выбрать систему налогообложения

Общую систему налогообложения, чаще всего выбирают юридические лица. Однако делают они это только после того, как рассчитают ожидаемые налоги по каждой системе налогообложения и найдут целесообразным работать по общей системе.

Общая система Налогообложения включает в себя наибольшее количество налогов, которые нужно платить. К ним относятся: подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги.

Однако преимуществом этой системы перед УСН является то, что можно в Затраты (см. формулу) включать несколько больший перечень видов затрат, чем при УСН.

Упрощенную систему налогообложения чаще всего выбирают малые и средние предприятия различной формы собственности. Неважно, ИП или ООО – имеется возможность выбрать УСН.

Хорошим преимуществом перед общей системой является то, что меньше волокиты с налогами, соответственно с бумажками, учетом. А именно, освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НП), налога на имущество организаций (НИ) и единого социального налога (ЕСН).

При УСН платится любой на выбор вид налога: 6% с выручки или 15% с «доходы-расходы».

Однако, следует заметить, что выбирая 6% с выручки – необходимо удостовериться в том, что конечная сумма этого налога, будет меньше, чем если бы вы посчитали по правилу «доходы-расходы» 15%.

Например: вы занимаетесь оказанием услуг. Офис вам не нужен. Все ваши контакты с клиентом – это сотовая связь, Интернет и затраты на выезд на встречу, плюс небольшая реклама в газетах. Пусть вы агент по недвижимости. Вы получаете свой доход на расчетный счет в банке.

Теперь давайте прикинем, пусть средние месячные затраты на ведение вашей деятельности (Интернет, сотовая связь, транспорт, реклама) составят 5000р. А выручка в среднем в месяц – 25000р. Вы платите 6% с выручки. Тогда сумма налога равна – 1500р.
Если же вы посчитаете по 15% — тогда сумма налога будет (25000-5000)*15%=3000р.

При таком раскладе видно, что выгодно использовать систему УСН от выручки.

Теперь изменим ситуацию.

Допустим, у вас есть офис, и вы в месяц платите 14000р. аренды. При 6% налогов вы с выручки будете платить также 1500р. А если посчитать с «доходы-расходы», тогда (25000-5000-14000)*15%=900р.

Какой вывод можно сделать?

Нужно предварительно посчитать результаты своей деятельности и понесенные для нее расходы.

Однако помните, что в системе налогообложения УСН при «доходы-расходы», не все виды затрат попадают в Затраты для нашей формулы. Список попадающих затрат можно посмотреть в НК.

Единый налог на вмененный доход («вмененка») – это система, чем-то напоминающая УСН, но за исключением двух основных правил.

Налог (ЕНВД) не считается от выручки и вообще не зависит от того, получили вы что-нибудь от своей деятельности или нет.

Для этой системы существуют другие правила. По этим правилам рассчитывается некая фиксированная Налогооблагаемая база, и от нее вы уже платите фиксированный налог.

ЕНВД хороша тем, что, при правильной работе вашего бизнеса, вы можете зарабатывать гораздо больше, чем рассчитанная фиксированная Налогооблагаемая база, а платить будете столько же.

Однако есть и второе исключение. Система ЕНВД используется только для определенных видов деятельности. Существует список видов деятельности, который автоматически попадает под ЕНВД. К ним нельзя применить УСН или Общую систему.

Такой список, а также правила расчета фиксированной Налогооблагаемой базы постоянно (раз в год) меняются. Правда в последнее время в сторону ужесточения и ограничения.

Итак, подводя итог по всей статье, хочу отметить, что система Налогообложения – определяет правила, по которым будет рассчитана наша формула, по результату с которой государство заберет свою сумму налога.

Знать системы Налогообложения очень важно для бухгалтера. Будущему главному бухгалтеру предстоит составлять специальный внутренний документ фирмы, который определит, как будет работать фирма в текущем году.

Кстати, этот документ называется «Учетная политика».

А предварительный анализ видов деятельности и систем налогообложения позволит работать так, чтобы не недоплачивать государству (карается законом) и не переплачивать лишнего, что в условиях конкуренции – недополученная прибыль организации.

Общий режим

Общий режим налогообложения несет в себе большую налоговую нагрузку. Вы платите полный перечень налогов (таких как: налог на прибыль организации НДС, налог на имущество организации, страховые взносы во внебюджетные фонды).

Общий режим присваивается фирме автоматически в момент регистрации. Для того чтобы перейти на другой вид налогообложения, необходимо подать соответствующее заявление.

Однако не все фирму могут уйти с ОСНО. Для перехода на УСН/ЕНВД ваша фирма должна проходить по следующим параметрам:

  1. Среднесписочная численность работников на фирме не больше 100 человек
  2. Ваш доход должен быть не выше 45 млн. за девять месяцев
  3. Доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%
  4. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета должна быть не более 100 млн. руб.
  5. Организация не должна открывать филиалы, заниматься производством и реализацией подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, игорным бизнесом, а также становиться участником соглашения о разделе продукции.
Плюсы ОСНО Минусы ОСНО
Организации на ОСН применяют НДС. А это очень удобно для ваших покупателей находящихся на этой же системе налогообложения. Так как они ваш НДС применяют у себя к вычету. Большая налоговая нагрузка и сложная отчетность
Если у вас по итогам выходят расходы превышающие доходы, то это означает, что вы не платите налог на прибыль. А в будущих периодах можете его вычесть из доходов Вы ведете полный бухгалтерский и налоговый учет, не пропуская ни запятой.
Отсутствуют любые ограничения внутри фирмы. Вы можете набирать любое количество сотрудников, ваша выручка не огранивается определенной суммой, площади и имущество тоже находится во владении фирмы в любом количестве. Контролирующие органы будут проверять вас «дотошнее»

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход

Определенная форма УСН. Данный налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения. Важно помнить что ЕНВД распространяется только на определенные виды деятельности:

  1. бытовые и ветеринарные услуги;
  2. услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;
  3. автотранспортные услуги;
  4. розничная торговля;
  5. услуги общественного питания;
  6. размещение наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах;
  7. услуги временного размещения и проживания;
  8. передача в аренду торговых мест и земельных участков для торговли.

Для расчета налога при ЕНВД необходимо определить налоговую базу за квартал. Определяется она произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора (К1) задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ.

Если говорить проще, то к примеру у вас розничная торговля книгами в городе Лобня в стационарном торговом объекте (допустим — ларек 10 м2). Базовая доходность в месяц по этому физическому показателю (ларек 10 м2) составляет 1 800 руб.

Коэффициент базовой доходности К1 для 2013 года — 1,569 (ежегодно может обновляться). Корректирующий коэффициент К2 в 2013 году составляет 0,9. Запомните, что коэффициэнеты К1 и К2 необходимо всегда проверять на актуальность в своей налоговой. И так, что делаем дальше:

Налоговая база за квартал (3 месяца) = 1 800*10*3 месяца*1,569*0,9 = 76 253 руб 00 коп

Ваш налог за квартал = 76 253* 15%(ставка налога для ЕНВД) = 11 438 руб 00 коп

11 438 руб 00 коп это ваша итоговая сумма налога, которую необходимо уплатить.

Уплата налога производится ежеквартально.

Таким образом плюсы и минусы ЕНВД практически совпадают с УСН. Отличие состоит только в том, что уплата налогов при УСН, к примеру «доходы минус расходы» могут быть значительно выше, чем к примеру ЕНВД при розничной торговле со стационарной торговой площадью.

Сводная таблица систем налогообложения

Для обобщения и наглядности всех данных написанных выше, давайте составим сводную таблицу:

ОСН УСН ЕНВД
НДФЛ Уплачивается как с доходов от предпринимательской деятельности, так и с прочих доходов Платится только с доходов не являющихся основной деятельностью Платится только с доходов не являющихся основной деятельностью
НДС Уплачивается «исходящий НДС» за минусов «входящего НДС» Не уплачивается. Только если вы не импортируете товар или если вы все таки реализовали товар с НДС (причем в этом случае этот НДС к вычету у вас не пойдет). Не уплачивается. Только если вы не импортируете товар или если вы все таки реализовали товар с НДС (причем в этом случае этот НДС к вычету у вас не пойдет).
Книга учета доходов-расходов Обязательно нужно сдавать Вести не обязательно. Но в случае проверки ее могут запросить Не ведется
Налог на имущество Платится со всех основных средств Уплачивается, если это имущество не используется в предпринимательской деятельности Уплачивается, если это имущество не используется в предпринимательской деятельности
Налог на прибыль организации Уплачивается 20% исходя их прибыли организации за минусом расходов и убытков прошлых периодов Два варианта:
1) (доходы минус расходы) * 15%
2) доходы*6%
Не уплачивается. Однако к уплате обязателен налог на ЕНВД
Платежи в ФСС и ПФР Отчисления за работников ежемесячно.
1. ПФР: пенсия — страховая и накопительная части. А так же ФФОМС.
2. ФСС: социальное страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний.

Отчисления за ИП фиксированная сумма в течении года.

При этом размер налога подлежащего к уплате можно уменьшить на исполненные отчисления в ФСС и ПФР

Отчисления за работников ежемесячно.
1. ПФР: пенсия — страховая и накопительная части. А так же ФФОМС.
2. ФСС: социальное страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний.

Отчисления за ИП фиксированная сумма в течении года.

При этом размер налога подлежащего к уплате можно уменьшить на исполненные отчисления в ФСС и ПФР

Отчисления за работников ежемесячно.
1. ПФР: пенсия — страховая и накопительная части. А так же ФФОМС.
2. ФСС: социальное страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний.

Отчисления за ИП фиксированная сумма в течении года.

При этом размер налога подлежащего к уплате можно уменьшить на исполненные отчисления в ФСС и ПФР

Выбор системы налогообложения

Придумать, как будет функционировать ваше дело, да ещё так, чтобы оно приносило хороший доход, придумать, как находить клиентов и как их удерживать – это еще полдела вашего бизнеса.

Настоящим камнем, о который спотыкается каждый начинающий бизнесмен и многие предприниматели, являются налоги и отчеты. Собственно, первое, с чем Ваше ИП столкнется после регистрации – это как раз выбор системы налогообложения.

Для того чтобы понять, как же выбрать оптимальную систему налогообложения, да так, чтобы сэкономить много времени, сил, нервов и, главное, денег, мы и написали эту подробную и полезную всем начинающим бизнесменам статью.

Рассмотрим в самом кратком виде, какие системы налогообложения существуют.

На первом месте – общая, традиционная, система налогообложения (ОСН). При ней предприниматель обязан платить все основные виды налогов, вести бухгалтерский учет всех совершенных хозяйственных операций и еще один раз в квартал составлять по всем правилам формы бухгалтерской отчетности, которые он будет предоставлять в налоговый орган.

Итак, какие налоги мы будем платить, если перейдем на ОСН:

  • налог на прибыль;
  • НДС или налог на добавленную стоимость;
  • налог на доходы с физических лиц;
  • налог на имущество;
  • страховые взносы в фонды Обязательного медицинского, а также социального страхования и в Пенсионный фонд в полном размере;
  • транспортный налог и т.д.

На первый взгляд ОСН не выгоден любому мелкому индивидуальному предпринимателю, хотя бы потому, что придется платить не часть налогов, а все и в полном объеме, а кроме того вести нелегкую бухгалтерию. Но на самом деле ОСН в большинстве случаев выбирают те налогоплательщики, которые являются плательщиками НДС.

Кроме того, при работе с теми партнерами, которые вносят НДС в основные платежи, вам обязательно потребуется ОСН, т.к. партнерам будет удобнее сотрудничать с теми организациями, которые также являются плательщиками НДС. Если вы таковым не являетесь, то они просто будут нести огромные убытки из-за вас, и с вами легче будет просто не иметь никаких дел.

Вторая система налогообложения, которую вы можете выбрать – это упрощенная система (УСН) или, как её любят называть в народе, «упрощенка».

Причем она бывает двух видов: вам придется платить 6% от доходов, либо 15% от разницы между вашими доходами и расходами. Если вы открыли маленькую организацию, и ведете свой маленький бизнес с небольшими доходами, то вы имеете полное право подать заявление в ИФНС по месту регистрации в течение пяти дней после того, как получили долгожданное свидетельство о регистрации.

Если в вашем бизнесе присутствуют большие расходы – то лучше всего выбрать вариант 15% от разницы доходов и расходов. Если расходы не значительны (или вы просто ленитесь их считать), либо наценка довольно-таки большая, то вам подойдет 6% от доходов.

УСН не могут выбрать:

  • организации и ИП, в которых средняя численность работников больше 100 человек;
  • организации и ИП, у которых насчитывается остаточная стоимость всех основных средств и нематериальных активов больше 100 млн. рублей;
  • организации, которые имеют филиалы и представительства;
  • организации, где доля участия других организаций составляет больше 25%;

Следует также учесть, что, если ваш годовой доход превысил цифру в 20 млн. рублей, то вы автоматически переходите на общий режим налогообложения, причем переход осуществляется начиная с того квартала, в котором было допущено это превышение.

Выбор системы налогообложения

Третий вид налогообложения – это единый налог на вмененный доход или ЕНВД (в народе – «вмененка». На ЕНДВ нельзя перейти по желанию – если ваша деятельность попадает под ЕНВД, то вы пишете заявление о поставке на учет вас в качестве плательщика ЕНВД в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности. Это нужно сделать строго в течение пяти дней после начала осуществления деятельности.

Этот налог освобождает вас от того, чтобы уплачивать какие либо другие налоги, кроме одного специального. Поэтому он и называется «единым». Во многих случаях это может быть очень удобным.

Рассчитать каков размер ЕНВД на самом деле достаточно сложное дело, для этого есть целый ряд различных коэффициентов, и узнать их проще всего в своей налоговой инспекции. ЕНВД не освобождает вас от ведения бухгалтерского учета, но все-таки бухгалтерия будет для вас гораздо легче, чем при общем режиме (хотя бы даже по тому, что налогов нужно будет платить меньшее количество единиц).

Выбор системы налогообложения будет целиком и полностью зависеть от того, каким видом деятельности вы будете заниматься. Если торговлей с мелкими и крупными предприятиями, то вам нужна только общая система, если торговлей с физлицами или же вы предоставляете какие-либо услуги, то очень удобной будет «упрощенка».

Первым делом узнайте, попадает ли ваша деятельность, которую вы будете осуществлять, как индивидуальный предприниматель под ЕНВД. Чтобы это узнать, нужно взять в налоговой инспекции виды деятельности, которые попадают под этот налог и специальные коэффициенты для расчета.

Если ваше дело предполагает работу одновременно и с юрлицами и с населением и в особенности, если вы будете платить еще и ЕНВД, то лучше всего будет открыть сразу несколько фирм – так будет проще выплачивать налоги.

Здесь мы ничего этого сказать не можем по той простой причине, что в каждом регионе эти виды деятельности и коэффициенты рассчитываются отдельно. А уже после этого думайте, исходя из вышепрочитанного, что для вас будет более выгодным.

Можем вам посоветовать напоследок только одно – платите налоги! Платите их вовремя. Ведь не зря еще Б. Франклин говорил, что всё в мире приходит и уходит, но постоянными остаются только смерть и налоги.

Практический вопрос: Какую форму налогообложения мне выбрать, что порекомендуете?

Вся катавасия с регистрацией затеяна государством, чтобы с вас легче было собирать налоги.

Поэтому, прямо в момент регистрации фирмы (регистрация фирм) нужно выбрать один из нескольких форматов отношений с родной страной (налогообложение).

А именно — все организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчётность, но некоторые её сдают в упрощенной форме. Сразу — вопрос.

Есть ли смысл метаться между ОСНО (основная форма налогообложения) и УСН (упрощённая форма налогообложения)?

В качестве причины терзаний и мук при этом обычно называют статью 346.3 НК РФ, согласно которой следующая(после подачи соответствующего заявления при регистрации) возможность появится только через 1 год.

На самом деле не совсем так. После факта регистрации, у любого предприятия есть лишь 5 рабочих дней после постановки на учёт в налоговой инспекции, чтобы подать заявление с изложением своего желания перейти на УСН.

Но народ экономит силы и время. И думает (обычно) заранее. Именно поэтому заявление о желании перейти на УСН подается сразу — вместе с документами на регистрацию организации.

Желать УСН могут не все, а только конторы, которые попадают под правило двух раз по сто плюс шестьдесят: чья численность сотрудников не превышает 100 человек, а стоимость основных фондов не больше 100 миллионов рублей (п.3 ст.346.12 НК РФ), а доходы в текущем году не превысили шестидесяти миллионов рублей(п.4.1.ст.346.13 НК РФ).

Да — банковские и страховые организации, пенсионные и инвестиционные фонды, а также организации, обладающие филиалами и представительствами, организации, доля участия в которых больше 25% приходится на бюджетные учреждения, ломбарды и также адвокатские конторы и частнопрактикующие нотариусы не имеют права на использование УСН (упрощённая форма налогообложения).

Важно. Даже если вы уместились в т.н. размерные ограничения, нужно знать — есть ли у вас вообще возможность данного выбора, как такого?

Например, вы купили грузовики и собрались заняться транспортными перевозками. Тогда вы попадаете под специальный режим налогообложения (ЕНВД — единый доход на вменённый доход, некоторую разновидность «патента»).

В этом случае вы просто обязаны выбрать данную форму налогообложения.

Если такой обязанности нет — выбираем между ОСНО (основное налогообложение) и УСН (упрощённое налогообложение или «упрощёнка»).
Между нами говоря, игра в «упрощёнку» затеяна налоговиками больше для того, чтобы сымитировать доброжелательное отношение к малым предприятиям, чем на самом деле. Ведь вы также тратите деньги и силы на бухгалтерский учет. (бухгалтерская отчетность).

А это самое главное. Хотя, разница существует и заметна. «Упрощёнка», например, подразделяется на 2 вида:

  1. с объектом налогообложения «доходы»;
  2. с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

В чём отличия, недостатки и преимущества этих разновидностей УСН?

При налогообложении «объект-доходы», юридическое лицо выплачивает единый налог со всех сумм, которые поступили на расчетный счет или кассу в размере 6%, уплачивает взносы во внебюджетные фонды и НДФЛ, налоги местного значения в случае наличия объекта налогообложения.

Юридическое лицо в этом случае должно вести книгу доходов и расходов в части доходов и подавать каждый квартал налоговые декларации в налоговую инспекцию, отчеты в ПФР, ФОМС, ФСС. В этом случае бухгалтерскому учету подлежат только основные средства, нематериальные активы и выплата дивидендов.

Эта система налогообложения подходит для тех видов бизнеса, у которых небольшие затраты расходной части. Не подходит для производственных предприятий, организаций, занимающихся торговлей, потому что объектом налогообложения являются все полученные доходы, на всю стоимость реализованного товара.

И не забывайте — организация обязана заплатить налог даже в том случае, когда она находится в убытке!

При налогообложении «объект — доходы минус расходы», организация выплачивает единый налог с разницы между доходов и расходов в размере 15%, перечень расходов определен в статье 346.16 НК РФ.

В данном случае, все расходы должны документально подтверждаться и иметь экономическое обоснование. Каждый квартал подаются налоговые декларации в налоговую инспекцию, перечисляются взносы во внебюджетные фонды с общей суммы ФОТ и уплачивается НДФЛ, кроме того налоги местного значения.

Эта система налогообложения подходит производственных и торговых предприятий и требуют квалифицированного бухгалтерского обслуживания, так как в данном случае необходимо вести учет расходов, следить за правильным оформлением первичных документов от поставщиков. «Объект — доходы минус расходы» отличается от традиционной системы налогообложения меньшей налоговой выплатой.

В случае убытка организация все равно должна выплачивать минимальный налог в размере 1%.

Ну и как? Стоит игра свеч?

В чём отличия разновидностей УСН?

Рекомендации Минфина, конечно, допускают некоторые послабления для ведения бухучёта малыми предприятиями. Например, предоставлять бухгалтерские учёты в сокращённом виде. Балансы можно заполнять, объединяя и группируя показатели по статьям.

Для небольших, откровенно ВЫЖИВАЮЩИХ лавочек такое является существенно важным моментом, так как позволяет не светить какую-то часть коммерческой информации.

Не забывайте, что отсутствии соответствующего заявления по умолчанию будет принята обычная система налогообложения. Препятствий в её применении, обычно, нет. Единственное — необходимость применения специального режима налогообложения.

Организации, попадающие в раздел традиционного налогообложения обязаны уплачивать налог на прибыли в размере 20% с разницы между расходами и доходами компании.

То что радует — перечень расходов не имеет ограничений, практически. Короче, собирайте чеки и счета фактуры. Не забывая, что ваши расходы должны быть экономически обоснованы.

Также ваше общество обязано уплачивать НДС (налог на добавленную стоимость) в размере 18%,налог на имущество — 2,2%, НДФЛ — 13 %, взносы в ПФР (фонд развития), а также иные налоги местного значения (если это предусмотрено статусом организации).

То есть — минусом является довольно суетное и обременительное налогообложение и регулярная отчётность- ежеквартальная в налоговую, во внебюджетные фонды и органы статистического учёта(в «статистику»).

Плюс один — но очень большой: возможность полноценного налогового маневрирования, оптимизации налогообложения.

Новорождённая организация может быть сходу, без обсуждения её достоинств, быть отринута в качестве партнёра крупной или средней компанией (в основном они применяют ОСНО), потому что они заинтересованы в том, чтобы в их затратах содержался НДС.

Это важно. Кроме того, если у вас нет прибыли в отчётном периоде, это избавляет совсем вас от этого налога.

В общем, мастера своего дела, обычно, выбирают ОСНО (обычная система налогообложения), а не упрощёнку (упрощенная система налогообложения).

Хотя, исключения не редки. Но это, чаще случай высокого опыта и далеко не первой организации, что вы создали.

Классификация налогов

Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.

Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке.

Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, — это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности. Кроме того, фискальная роль косвенных налогов более значимо реализуется и в переходный период от командной к рыночной экономике.

В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвенных налогов завязаны, прежде всего, на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и фактические налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные налоги имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учитывают материального состояния реального налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом соотношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, образование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление.

Поэтому косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в России самого признанного косвенного налога — НДС — в 1991 г. он успешно применялся уже в 21 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом — с оборота розничной торговли. Однако гармонизация налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета.

В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предприятий, малой имущественной обеспеченностью.

Следует отметить, что данная классификация хотя и наиболее востребована в теории и практике налогообложения, но отнюдь не является универсальной.

Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: НДПИ, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (имуществом). Но такое отнесение будет очень условным, ведь эти налоги полностью перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. Их с той же долей условности можно отнести и к косвенным налогам.

Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных.

Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых — на производителей, косвенных — на потребителей) во многом определяется также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренций. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей — на монополистическом рынке.

Классификация налогов по объекту обложения — классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения.

К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто получает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты.

В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведомлению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налоговой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов. К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным примером являлся ЕСН.

Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Простая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:

  1. налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
  2. налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС;
  3. налоги с комбинированными (смешанными) ставками — величина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирования) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

Классификация налогов по срокам уплаты означает, что различают налоги срочные и периодические. Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.

Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции,

являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).

Налоги, относимые на финансовый результат деятельности, — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход, — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например, за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех описанных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения Налогового кодекса РФ.

Заметим, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные, используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях. Такие классификации для учебных целей малопригодны, поэтому мы их опускаем.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ.

Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямыеикосвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.

2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

2. акцизы

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *