Содержание

Лекарственные препараты для улучшения памяти и работы мозга

Препараты, улучшающие память, внимание, мозговую деятельность:

  1. Милдронат. ­
  2. Аминалон. Действие таблеток направлено на улучшение умственной деятельности. После приема курса средства улучшается память, стимулируется мыслительная деятельность и психостимуляция, оптимизируются все процессы головного мозга. Лекарство пополнило список препаратов, помогающих детям восстановить речь, приостановить торможение умственного развития.
  3. Витрум мемори. Витамины в форме таблеток, улучшающие память, мыслительные способности, исправляющие нарушение речи. Витрум представляет витамины, лекарства для улучшения памяти, которые действуют еще для развития зрения. Витаминный комплекс способствует поступлению к головному мозгу глюкозы и кислорода. Состав крови нормализуется благодаря медикаменту, обменные процессы и концентрация внимания повышается.
  4. Интелан. Препараты для памяти и внимания выпускают в виде сиропа и капсул. Обладает свойствами стимуляции долговременной мозговой активности. Показания к приему препарата являются: ухудшенная память, падение концентрации внимания, шумы в ушах, постоянная усталость организма, стрессовый фон, депрессия, нервные расстройства, напряжение, частые головокружения.

Ознакомьтесь и с другими препаратами ­для улучшения памяти и работы мозга.

Витамины

  1. Витамин Е – обеспечит серьезные профилактические мероприятия против ухудшения внимания. Содержится в орехах, семечках, яйцах, буром рисе, салате, петрушке, укропе, овсянке, печени.
  2. Витамин В1 – отвечает за познавательные процессы и качественное запоминание. Восполнить недостачу вещества получится при помощи мяса, овсянки, гречневой крупы, гороха и орехов.
  3. Витамин В2 – пополняет организм необходимой для работы энергией. Капуста, помидоры, горох, миндаль, пивные дрожжи содержат в наибольшем количестве важный элемент.
  4. Витамин В3 – энергия в нервных клетках контролируется этим витамином. Куриное мясо, желток, гречневая крупа, рыба пополнят запасы витамина В3.
  5. Витамин В5 – много вкусных продуктов до отказа заполнены этим стимулятором памяти. Икра, печень, яйца, капуста, молоко, сыр сохраняют в себе много полезного вещества.
  6. Витамин В6 – повышает интеллектуальные способности и память. Им богаты картофель, орехи, бананы, капуста.
  7. Витамин В9 – от него зависят уровень запоминаемости и скорости мышления. Центральная нервная система действует под влиянием фолиевой кислоты. Чтобы повысить уровень витамина в организме, следует кушать молочные продукты, абрикосы, тыкву, сыр, мясо.
  8. Витамин В12 – регулятор активности организма во все периоды суток. Найти его получится в рыбе, птичьем мясе, говядине.
  9. Витамин С – получить мощный антиоксидант вы сможете не только в аптеке, но еще кушая цитрусовые, томаты, клубнику, абрикосы, шпинат.
  10. Витамины К, D, Р незаменимы для полноценной работы мозга, хорошей памяти и развитого внимания. Они присутствуют в орехах, брокколи, кабачках, капусте, зеленом чае.

Упражнения для тренировки памяти и внимания

Память нуждается в постоянной тренировке с помощью несложных упражнений и развивающих процессов. Как развить фотографическую память, легко оперировать большим количеством информации? Существуют такие упражнения:

  1. Учите стихи или прозу – это лучшее питание для памяти и мозга. Учите не бездумно, рассуждайте над смыслом произведения.
  2. Связывайте предметы, которые нужно запомнить, с теми, которые вам уже хорошо знакомы. Примером таких ассоциаций является известная фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
  3. Сфокусируйте внимание на предмете, который нужно запомнить. Через пять секунд закройте глаза, представьте себе образ предмета, его очертания, форму, цвет. Развивайте свое внимание, запоминая самые мелкие детали.

У взрослых

Как максимально улучшить память, подтянуть внимание, когда возраст уже близится к пожилому? Простые упражнения помогут справиться с забывчивостью, повысят концентрацию внимания, активизируют мозговую деятельность. Гимнастика для развития памяти станет отличным способом усовершенствовать свои навыки, умения в 20, 30 и после 40 лет. Научитесь мыслить абстрактно и хорошо запоминать благодаря видеоуроку!

Гимнастика для развития памяти

У детей

Ваш малыш забывает нужную информацию спустя минуту, а о хорошем внимании невозможно сказать ничего хорошего? Как развить память у ребенка, сможет ответить специалист. В видео представлены специальные игры для развития неординарного мышления. Способствуют они и хорошей памяти, концентрации внимания у ребенка. Опытный психолог познакомит вас с занятиями, которые рекомендуются для младших школьников. Как улучшить ребенку память благодаря мнемоническим играм? Подготовим ребенка вместе с профессионалами!

Развиваем память и внимание. Практические занятия с психологом.

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента. Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Рассказать друзьям:

20 эффективных способов улучшить свою память

Здоровье

Вам еще нет тридцати, вы полны сил, и вам кажется, что так будет всегда? Отнюдь, утверждают специалисты из Университета штата Виргиния (University of Virginia). Если вам уже исполнилось 27, то вероятность того, что ваша память будет непрерывно ухудшаться, очень высока. А начнется все с притупления когнитивных (сознательных) навыков мозга.

На страницах нашего сайта неоднократно можно встретить советы о том, как укрепить свою память и повысить активность мозга. Казалось бы, мы уже все знаем об этом вопросе. Однако информация, поступающая из разных концов мира, от различных столпов медицины, порой, весьма противоречива. Вот и сейчас специалисты из Виргинского университета, основываясь на проведенных исследованиях, утверждают – ухудшение работы мозга, связанное с возрастными изменениями, неизбежно. Хорошая новость, по мнению ученых из этого университета, заключается в том, что негативный эффект старения можно уменьшить.

На чем основываются специалисты из Виргинии? В первую очередь, на статистке, полученной от так называемой Ассоциации Альцгеймера — организация, которая была создана в помощь больным этим заболеванием и изучения этой болезни. Сообщается, что эта болезнь Альгеймера проявляется каждые 70 секунд у кого-то из живущих на нашей планете. Эта болезнь является самой распространенной формой слабоумия в мире. К счастью, не каждый человек подвержен ей, да и те, кто подвержен, имеет все шансы избежать этого заболевания, если прислушается к следующим 20 советам по улучшению памяти.

1. Секрет жизни – в движении

Большинство исследований доказывают, что польза, которую приносят физические упражнения человеческому мозгу, соизмерима с той пользой, которую эти же упражнения приносят человеческому телу. Упражнения, вырабатывающие так называемую кардиореспираторную выносливость (выражающуюся обычно в возможности организма осуществлять продолжительную циклическую работу), способны снизить риск развития факторов, ведущих к болезни Альцгеймера. Речь идет о таких болезнях, как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

По мнению экспертов (в этом они единодушны!) рутинные ежедневные физические упражнения должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Не надо обязательно ворочать тяжести несколько часов кряду. Постройте свой распорядок дня так, чтобы как можно больше двигаться. Все очень просто – ставьте свою машину, к примеру, в конце стоянки, чтобы дольше было идти к выходу. Совершайте ежевечерние рутинные прогулки вокруг дома, увеличивая их продолжительность день ото дня и так далее.

2. Чаще меняйте картинку перед глазами! Во всех смыслах этого слова

Когда вы совершаете рутинные действия день ото дня, ваш мозг становится, если можно так сказать, на автопилот. Но стоит вам только переключиться на какую-нибудь другую работу, так ваш мозг начинает генерировать массу новых идей наряду с получаемой вами новой информацией.

Что можно порекомендовать в этом случае? Постарайтесь устраивать подобные мини-встряски вашему мозгу как можно чаще. К примеру, просто меняйте картинку, которая у вас перед глазами. Для этого не обязательно улетать на Гаити (хотя, это не самый плохой вариант!). Если вы работаете у компьютера, установите программу, которая будет менять картинки на рабочем столе каждый день, или даже каждый час. Идите на работу и возвращайтесь с работы, стараясь придерживаться разных маршрутов. Чистите зубы хоть иногда левой рукой (если вы правша), и наоборот, правой рукой, если вы – левша. Начните читать книги, которые заставят ваш мозг думать над высказанными в них идеями и генерировать новые!

3. Урвите несколько минут в день для сна!

Как известно, во время сна наш мозг собирает, раскладывает по полочкам и сохраняет информацию, которую вы накопили в течение дня. Вот почему 8 часов сна, все-таки, так необходимы нашему мозгу каждые сутки. Но иногда лишь 5-10 минут сна днем бывают не менее эффективными, чем восьмичасовой ночной сон для того, чтобы устроить мозгу небольшую перезагрузку. А как считают немецкие ученые, основываясь на многочисленных экспериментах, 90 минут сна вполне достаточно для того, чтобы заставить мозг заново работать над восприятием, сбором и накоплением новых информационных порций.

4. Тренируйте свою фотографическую память

Свойства памяти, как таковой, не сконцентрированы в какой-то одной определенной точке нашего мозга. Все данные, которые попадают в наш мозг, аккумулируются и сохраняются в разных его участках. Порой бывает нелегко извлечь из какого-либо уголка памяти нужную информацию. Попробуйте такое упражнение: чтобы заставить мозг запечатлеть надолго какой-нибудь случай, или ситуацию, творящуюся вокруг вас, попробуйте ее, как бы, сфотографировать. Иными словами, постарайтесь ее запомнить, включив все ваши чувства. Оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, что вы видите. Постарайтесь запомнить цвета вокруг вас и даже текстуру предметов, вас окружающих. Какие запахи вы чувствуете? Если вы едите, пьете (или даже целуетесь!), попытайтесь определить вкус. Этот весьма эффективный трюк поможет вам надолго сохранять здравый ум даже в самом преклонном возрасте. И, кроме того, он позволит вам научиться никогда не забывать, куда вы закинули в этот раз, к примеру, ключи от машины!

5. Ешьте поменьше

Не будем голословны, а перейдем сразу к результатам тестов. По информации, полученной от немецких ученых из Вестфальского университета имени Вильгельма (Westfälische Wilhelms-Universität Münster), группа из физически здоровых добровольцев, средний возраст которых – 60 лет, в течение 12 недель питалась едой, калорийность которой была на 30 процентов ниже, чем калорийность их обычной ежедневной пищи. В результате все испытуемые увеличили результативность тестов, проверяющих память, на 20 процентов. Возможная причина: снижение уровня инсулина, вырабатываемого телом при переваривании пищи. Другая причина – снижение уровня так называемого C-реактивного белка, белка плазмы крови, концентрация которого повышается при воспалении. Оба фактора напрямую связаны с улучшением функций человеческого мозга и, в частности, памяти.

Участникам эксперимента давали не более 1200 калорий в день. Если вам покажется, что урезать до такой степени ваш дневной рацион – это бесчеловечно, тогда постарайтесь хотя бы ограничивать себя в потреблении жиров, мяса и некоторых молочных продуктов. Годом ранее исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center) сообщили о результатах длительного исследования более чем 1300 человек, которые являлись приверженцами так называемой средиземноморской диеты. Речь идет о рационе, богатом овощами, фруктами, рыбой и так называемыми мононепредельными маслами (к примеру, оливковое масло). Диета почти полностью исключает всякие жиры, молочные продукты и даже говядину. Все испытуемые, придерживавшиеся этой диеты длительное время, показали снижение риска развития так называемых умеренных когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.

6. Вступите в клуб «Что? Где? Когда?»! Или просто чаще играйте в логические игры

Возможно, шансов стать членов международного клуба знатоков «Что? Где? Когда?» у вас не так много, но зато никто не сможет вам запретить смотреть эту передачу (да и многие другие логические передачи) по телевизору, напрягая мозг наравне с участниками, чтобы ответить на вопросы ведущего. Зачем, спросите вы? Затем, что еще в 2009 году результаты исследований, опубликованных в журнале Американского гериатрического общества (American Geriatric Society), занимающегося проблемами старения, показали интересную закономерность. Люди старше 65-ти лет, которые использовали в течение часа в день на протяжении восьми недель специальную компьютерную программу для развития когнитивных навыков, улучшили свою память и развили внимание. Это показали тесты, сравнивающие этих пожилых людей с пожилыми людьми из другой группы участников, которые не работали с вышеупомянутой компьютерной программой.

7. Сидеть за компьютером не всегда вредно!

Нейробиолог Гэри Смол (Gary Small), руководитель Центра памяти и старения (Memory & Aging Center) при Калифорнийском Университете в Лос-Анжелесе (University of California at Los Angeles) и автор многочисленных исследований, изучающих человеческий мозг и его функции в разном возрасте, отметил, что пользование всемирной информационной сетью Интернет чем-то напоминает упражнения по тренировке мозга. Чтобы «измерить» активность мозга участников эксперимента при пользовании ими компьютера, ученые использовали метод магнитно-резонансной томографии. Надо отметить, что участникам эксперимента было от 55-ти до 76-лет. Испытуемые, при пользовании Интернетом, проявляли в среднем в два раза больше активности, чем обычно. Особые всплески активности наблюдались в моменты необходимости принятия решений.

8. Устали читать? Сделайте паузу и выпейте чашку чая

Зеленый и черный чай оказывают превосходный защитный эффект на нашу память. Возможно, это результат влияния напитков на определенные ферменты нашего мозга. Кофеин, как известно, также увеличивает способность концентрироваться. И люди среднего возраста, которые регулярно потребляют умеренные дозы кофеина — от трех до пяти чашек кофе в день – подвергаются меньшему риску развития слабоумия в преклонном возрасте. Такие выводы из своих исследований сделали финские и французские ученые.

Не забывайте и о другой пользе потребления чая и кофе: попивая горячий напиток во время обеденного перерыва, или просто устраивая себе такие вот «чайные паузы» несколько раз в день, вы уменьшаете вероятность развития депрессии.

9. У вас уже налицо все признаки депрессии? Обязательно обратитесь к врачу!

Очень часто мы живем годами в депрессии, списывая свое состояние на перманентно плохое настроение. Но «перманентно плохое настроение» — это первый признак депрессивного состояния. А депрессия, если ее не лечить, способна значительно ослабить вашу память. Терапевтические беседы и прием соответствующих антидепрессантов может помочь решить эту проблему. Необходимо помнить, что если вы неожиданно потеряли интерес к тем вещам, от которых раньше не могли оторваться, и если вы перестали получать удовольствие от того, что когда-то любили, то у вас наверняка есть депрессия.

Примечательно, что такому состоянию, как депрессия чаще всего подвержены те, у кого кто-то из предков страдал от этого заболевания, и те, кто длительное время ухаживает за больными и пожилыми людьми.

10. Постарайтесь полностью сосредотачиваться на выполнении одной задачи

Как показали исследования специалистов из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, людям удается запоминать меньше информации, если их мозг занят выполнением нескольких задач одновременно. Особенно память сложно работает, если такой человек пытается освоить новый для него материал. Бывают, конечно, и исключения. К примеру, вы изучаете что-либо (любой материал для запоминания), а рядом играет радио. Ваша память впоследствии может помочь вам вспомнить, или «выудить» из вашего мозга необходимую информацию, если вы вспомните, какая мелодия играла в момент запоминания этой информации.

Старайтесь постоянно изучать что-то новое. Используйте для этого любую возможность, делайте это регулярно, даже когда вы выполняете свои ежедневные обязанности на работе – составляете контракт, или просто делаете ксерокс. Постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что вы делаете, отключив все отвлекающие внимание источники – телевизор, радио. Отключите звуковое оповещение таких программ, как skype, ICQ – это будет вас только отвлекать от выполнения поставленной задачи.

11. Следите за уровнем сахара в крови

Если вы не страдаете от диабетического заболевания, то вам остается только поддерживать нормальный вес и следовать сбалансированной диете, для того чтобы не подвергнуться риску возникновения этой болезни. Если у вас диабет второго типа (им страдают 85-90 процентов всех больных диабетом), необходимо всегда неукоснительно следовать советам лечащего врача для того, чтобы регулировать уровень сахара в крови.

Последние исследования показывают, что активность мозга постепенно снижается по мере повышения уровня сахара в крови у диабетиков. Происходит это из-за разрушения кровеносных сосудов, снабжающих кровью головной мозг. Этот процесс начинается сразу же, как только становятся очевидны проблемы с памятью. Порой, это происходит до того, как у человека диагностируют диабет.

12. Выполняйте упражнения для глаз

Допустим, вы пытаетесь что-либо выучить наизусть или просто хорошо запомнить. Чтобы лучше выполнить поставленную задачу, отрывайтесь периодически от этого занятия и водите глазами из стороны в сторону в течение 30-ти секунд. По уверениям исследователей из Метрополитанского университета (Metropolitan University) (Манчестер, Англия), это простейшее упражнение помогает объединить два полушария головного мозга. Когда оба полушария работают в унисон, вам проще восстанавливать вашу способность запоминать, используя разные типы вашей памяти. Происходит это отчасти благодаря тому, что такая гимнастика для глаз возбуждает зрительные центры мозга, положительно влияя на его активность.

13. Ешьте побольше зелени

К сожалению, не существует такого понятия, как диета, которая могла бы гарантировать любому человеку защиту от болезни Альцгеймера. Но люди, в рационе которых мало продуктов, содержащих соль фолиевой кислоты (фолат) и витамин B12, рискуют больше других пострадать в преклонном возрасте от развития слабоумия. Впрочем, исследования на эту тему еще продолжаются. Гораздо больше известно о пользе для укрепления памяти витамина С, китайского гинкго (редкое растение, потомок древних семенных папоротников) и витамина E.

Прекрасным источником фолиата является зеленый салат, шпинат, спаржа, репа, листовая горчица, петрушка, капуста, брокколи, цветная капуста и свекла. Есть хорошая новость и для тех, кто терпеть не может всякого рода зеленые салаты. Так же питательны и полезны такие продукты, как чечевица, говяжья печень, фасоль и бобы.

14. Кратковременная остановка дыхания при засыпании – тревожный сигнал

Как сообщили исследователи из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, люди, страдающие от апноэ во время сна (временная остановка дыхания), обычно имеют определенные проблемы с памятью. Во время апноэ происходит блокировка дыхательных путей, которая заставляет людей дышать прерывисто. Мозг недополучает свою порцию кислорода в течение длительного времени.

Как известно, от синдрома обструктивного апноэ сна страдают порядка 12 миллионов американцев. И если у вас тоже есть такой синдром, необходимо проконсультироваться с вашим врачом, который назначит соответствующее лечение. Доктор может прописать ношение специального прибора для исправления дыхания, или специальной маски. Кроме того, врач может порекомендовать сбросить вес, или даже назначить операционный метод лечения.

15. Изучите что-то по-настоящему новое для вас

Если вы фанат японской головоломки судоку, и вам кажется, что вы и так достаточно тренируете свой мозг, вы не совсем правы. Всегда есть возможность освоить другие головоломки, в том числе японские – кен-кен, кендоку, какуро и так далее. Но и в этом случае вы будете не совсем правы. Дело в том, что даже самому «шустрому» и изобретательному уму требуется для тренировки нечто абсолютно отличное по специфике от того, что он умеет делать. Так что, если вы сильны в головоломках и науках, связанных с цифрами, попробуйте изучить, к примеру, новый язык. Или если вы заядлый огородник, займитесь живописью – рисуйте те же овощи!

16. Откажитесь совсем от сигарет

Добавить что-то новое к призыву бросить курить очень сложно. Кроме того, механизм связи между болезнью Альцгеймера и курением не очень прост для понимания даже ученых умов. Однако ясно одно – у курящих людей эта болезнь начинается на 6-7 лет раньше, чем у некурящих. Если вам это кажется малоубедительным доводом, чтобы отказаться от сигарет, поищите другие, более убедительные. Поверьте, их более чем достаточно.

17. Ешьте больше шоколада

Каждый год все новые и новые исследователи не перестают находить замечательные полезные свойства черного шоколада и не устают восхвалять его достоинства! Не меньше хвалебных од было воспето этому вкусному продукту за то, что он очень положительно влияет на память человека. Однако какао не является панацеей. В 2007 году, нейробиологами были оглашены результаты экспериментов над крысами, которым давали вещество эпикатехин, входящее в состав растительной пищи. Дальнейшие тесты показали, что это вещество влияет на мозг ничуть не хуже шоколада. Человек может получать эпикатехин, если будет регулярно потреблять виноград, разные ягоды и пить зеленый чай. Причем, все это можно делать с черным шоколадом.

18. Сохраняйте строгий порядок во всем

Как говорилось выше, мозгу нужна, определенного рода, встряска в виде новых впечатлений. В то же время, человеческому мозгу, для того, чтобы он функционировал, как говорится, гладко и ничего ему не мешало, необходимо определенное количество устоявшейся, знакомой ему информации. Речь идет о порядке, и этот порядок должен быть во всем. Кладите свои очки и ключи всегда на одно и то же место. Пишите себе записки-памятки, в которых будет отмечено, что вам необходимо сделать сегодня. Даже сам процесс написания этих записок задействует часть мозга, отвечающую за воспоминания. Приготавливайтесь к завтрашнему дню заранее. К примеру, если вы планируете взять с собой утром что-либо на работу, положите это на столик в прихожей накануне – и вы это не забудете утром.

19. Как можно дольше не уходите на пенсию

Хорошая новость для тех, кто продолжает работать на любимой работе даже после достижения пенсионного возраста. Такие люди дают возможность своему мозгу сохранять активность как можно дольше, заставляя его цепляться за привычный образ жизни и за определенный строгий распорядок дня. Любая работа, которая доставляет на протяжении всей жизни удовольствие, позволит вам как можно дольше не терять связи с обществом, заставляя вас регулярно принимать решения и тренировать свою память.

Еще лучше, если речь идет о работе, к примеру, в музее, или в библиотеке, где вы можете не только регулярно общаться с большим количеством людей, но и постоянно пополнять свой багаж знаний новой информацией, заставляющей вас мозг работать.

20. Почаще устраивайте вечеринки для друзей

Само присутствие людей вокруг нас в течение всей нашей жизни влияет положительно на работу мозга, уменьшая риск развития слабоумия. Конечно, при условии, что вас окружают приятные вам люди, которые ценят вас, и которых уважаете вы. Люди, физически изолированные от других людей (работающие в одиночестве дома), или люди, изолированные от других людей морально (работа в неприятном для вас коллективе) – это один из серьезных факторов, которые могут привести к депрессии. Вот почему так полезны всякого рода вечеринки и приемы.

Однако, на этих приемах может подстерегать другое зло – алкоголь. Данные, которые дают исследования о влиянии алкоголя на память человека, весьма показательны. К примеру, если пить на протяжении нескольких лет большие дозы алкоголя – это верный путь к слабоумию. Впрочем, кратковременная серьезная попойка также может отрицательно повлиять на вашу память. С другой стороны, на людей, которые потребляют алкоголь в умеренных дозах, тот оказывает определенное благотворное воздействие. К примеру, одно из исследований показало, что у людей со слабыми когнитивными расстройствами (легкая забывчивость, которая необязательно может привести к слабоумию в будущем) риск развития слабоумия уменьшался на 85 процентов, если эти люди потребляли в день не более одного бокала вина.

Как развить память и внимание

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, — забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное — научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ — повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то — необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию — это одно, а воспроизводить её — совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность — в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома — выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное — с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Приложения для тренировки памяти

iOS

Загрузить QR-Code Разработчик: Elevate, Inc. Цена: БесплатноЗагрузить QR-Code Разработчик: Steven Waterfall Цена: БесплатноЗагрузить QR-Code Разработчик: tnxbai Цена: 379 рублейЗагрузить QR-Code Разработчик: Snowman Цена: 379 рублейЗагрузить QR-Code Разработчик: Lumos Labs, Inc. Цена: Бесплатно

10 упражнений для тренировки памяти

Создавай ассоциации

Соединяй в своем воображении сразу несколько зрительных образов. Мозг быстро фиксирует эту взаимосвязь и спустя время обязательно выдаст тебе один из них. А память затем воспроизведет остальное.

Произноси слова наоборот

Это замечательно тренирует зрительную память и внимание! Причем фразы можешь брать из головы. Выпиши на бумагу несколько слов, а затем прочитай их наоборот.

Развивай правое полушарие

Считается, что у левшей память лучше. Если же ты правша, попробуй подключить левую руку в те сферы жизни, которые ранее доверял только правой руке. Расписывайся в документах, мой посуду, пользуйся компьютерной мышкой, расчесывайся и чисти зубы левой рукой! А еще можешь заняться изучением иностранных языков. Это позволит тебе не только свободно выражать свои мысли находясь в чужой стране, но и отлично разовьет правое полушарие мозга.

Читай больше

Самый простой способ взбодрить память. Читая книги, твой мозг старается запомнить детали и визуализировать картинки. Это развивает и фантазию, и внимание.

Метод Айвазовского в действии

Иметь достойную фотографическую память дано не каждому. Но ты можешь все исправить! Пристально смотри на объект, который требуется запомнить, в течение пяти минут, примечай его нюансы и детали. Затем закрой глаза и как можно точнее воспроизведи увиденное. Регулярные тренировки приведут тебя к успеху!

Просвещайся!

Почему в школе задавали учить длинные стихи? Да чтобы во взрослой жизни твоя память не хромала! Поэтому вспомни былое и начни учить стихи классиков или современных поэтов. Не важно. Главное, чтобы они тебе нравились!

Повторение — мать учения

В течение дня старайся повторять и перечитывать материал. Бездумно зубрить не нужно, просто освежи информацию в памяти, и она обязательно отложится в долговременном «отделе».

Меняй маршруты

Возвращаясь с учебы, работы или ресторана люди часто совершают одну и ту же ошибку для своего мозга: идут по проторенной дорожке. Хочешь научиться запоминать еще лучше? Ходи разными путями, открывай для себя новые маршруты, изучай билборды и вывески магазинов… Посещение новых мест усиливает мозговую деятельность!

Придумывай истории

В день происходит столько дел и событий, что не можешь о них вспомнить без записи в ежедневнике? Сочиняй истории с последовательным и логичным сюжетом! Рисуй соответствующие образы в голове. Такой способ запоминания подходит и детям, и взрослым.

Читай вслух

Новая информация, произнесенная вслух, лучше запоминается и усваивается. Не веришь? Проверь, прочитав эту статью своему другу.

Приложения для развития памяти

Каждый день мозг получает массу нужной и ненужной информации из соцсетей, книг и других источников. Чтобы справиться с потоком данных и избежать мозгового сбоя, необходимо тренировать свою память. Приложения для смартфонов тебе в помощь!

Peak

Комплекс мозговых тренировок включает упражнения на память, быстрый подбор слов, взаимодействие с геометрическими фигурами, ловкость, работу с числами и прочее.

Brain+

Тренировки полностью построены на интерактиве. Здесь и реальные персонажи, и полноценные мини-игры. Тебе придется запоминать имена и фамилии собеседников, прокладывать оптимальный путь от одного объекта до другого, а также решать простые головоломки.

«Таблица Шульте»

Один из самых эффективных способов развить внимательность, зрительную память и стать более сосредоточенным. Таблица представляет собой хаотичное размещение на квадратном поле цифр или букв, которые требуется сложить в нужном порядке: по возрастанию или убыванию.

Brain wars

Если хочешь, чтобы на принятие важных решений уходило меньше времени, а внимательность стала твоим коньком, качай это приложение! 30 уникальных заданий направлены на проработку почти всех способностей мозга.

«Математум»

Не зря когда-то великий Гаусс сказал, что математика — царица наук. Ведь именно работа с цифрами и числами является лучшей тренировкой для мозга! Данное приложение предлагает действенные упражнения для развития навыков в сфере быстрых арифметический вычислений.

NeuroNation

Комплексный тренажер состоит из всевозможных упражнений на логику, внимание и память. Несколько уровней сложности, подсчет статистики, возможность соревноваться с другими игроками по сети, полный анализ результатов — чем не личный тренер для твоего мозга?

«Логика чисел»

С трудом удается подсчитать счет в кафе? Тогда это приложение для тебя! Оно поможет развить стратегическое мышление и подтянуть математику, заново вспомнив таблицу умножения.

Память и внимание – компоненты психического здоровья

Окончание. См. № 17–20.

Упражнения
для определения и развития
памяти и внимания
(по А.Е. Польскому)

Рекомендации по развитию памяти

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые помогут вам в этом.

  1. Создайте установку на запоминание.
  2. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).
  3. Верьте в свои силы!
  4. Знайте особенности своей памяти:
    если у вас зрительная память:
    а) при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
    б) читайте сами;
    в) желательно иметь в книгах иллюстрации;
    г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
    д) пользуйтесь наглядными пособиями;
    если у вас слуховая память:
    а) чаще слушайте других;
    б) читайте сами вслух;
    в) работайте в тихих помещениях;
    г) рассуждайте вслух;
    если у вас моторная память:
    а) работайте, конспектируя материал;
    б) рисуйте таблицы, графики и диаграммы;
    в) в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все самостоятельно.
  5. Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.
  6. Тренируйте память.
  7. Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.
  8. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания: а) материал для запоминания должен быть понятен; б) запоминание должно быть логическим, осмысленным; в) умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.
    Для этого следует:
    – составить план запоминаемого материала;
    – разделить его на части;
    – выделить в них опорные пункты;
    – связывать эти части цепью ассоциаций;
    – сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;
    – классифицировать и систематизировать материал.
  9. Постарайтесь связать новое запоминание с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.
  10. При запоминании и воспроизведении материала активно используйте образное мышление и воображение.
  11. Можно пользоваться приемами «мнемотехники», но только для информации, которая требует механического запоминания.
  12. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям. Повторите весь материал, середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.
  13. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями дня. Утром повторите материал.
  14. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, так же быстро забывается.
  15. Припоминая, старайтесь также составить план припоминаемого материала.
  16. Припоминание наиболее надежно, если удается вызвать в себе образы припоминаемых объектов, а также контекст, в котором происходило запоминание.
  17. Планируя работу, не учите два сходных предмета один за другим, так как они накладываются друг на друга и активно забываются.
  18. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.
  19. Хорошая память – это прежде всего здоровый мозг. Соблюдайте режим дня. Ведите здоровый образ жизни. Работайте в меру, активно отдыхайте, правильно питайтесь, нормально спите, осваивайте приемы саморегуляции.
  20. Развивайте профессиональную память со школьной скамьи.

Рекомендации для развития внимания

  1. Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.
  2. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.
  3. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.
  4. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит ли тратить на это время?
  5. Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.
  6. Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.
  7. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и(или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.
  8. Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога.

Определите тип своей памяти

Сделаем это с помощью теста. Следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках. Первая колонка – тест на зрительную память, вторая – на моторную (двигательную) и третья – на слуховую.

Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру ушла примерно 1 секунда. Затем отвернитесь и запишите число. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого-нибудь прочесть вслух правую колонку.

Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр вы запомнили. Проделав это, вы более или менее точно определите тип своей памяти. Напомним, что обычно запоминают 7–8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью запоминает до 12 цифр, при слабой – 4 и меньше.

Данные, полученные с помощью указанного теста, можно проверить другим способом. Подберите (лучше по одной книге) четыре незнакомых текста примерно одинакового объема (половина страницы). После одинакового чтения каждого отрывка изложите его содержание письменно (как можно полнее, точнее и ближе к тексту). Первый текст читайте про себя, второй – вслух, третий пусть вам кто-нибудь прочитает, четвертый перепишите. Закончив работу, сравните результаты запоминания и соотнесите их с данными, полученными по предыдущему тесту. Проведенные эксперименты позволят вам достаточно точно определить тип вашей памяти.

Объем смысловой памяти

Внимательно прочтите следующий текст: «Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непо¬средственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н.э., делать искусственные камни». Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то объем смысловой памяти у вас отличный; если 4–5 смысловых единиц – оценка «хорошо», если 3 – «удовлетворительно», ниже – «плохо».

Память на числа

Прочтите внимательно (но только один раз) и постарайтесь запомнить число:

13 744 758 934 271 493.

Закройте его. Теперь запишите те из цифр, которые запомнили. Количество этих цифр характеризует объем, а количество цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, – качество вашей памяти на цифры. По объему памяти за 8–10 цифр ставьте себе «отлично», за 5–7 – «хорошо», за 4 – «удовлетворительно», ниже 4 – «плохо». По качеству за 5–7 цифр, названных по порядку, ставьте «отлично», за 4 – «хорошо», за 3 – «удовлетворительно»», ниже 3 – «плохо».

Запоминание чисел

Некоторые мнемотехнические приемы достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Кто, например, не знает со школьных лет, как запомнить порядок расположения цветов радуги с помощью фразы Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Слово каждый соответствует красному цвету (совпадение первой буквы), слово охотник – оранжевому и т.д. Здесь мы видим пример удачного кодирования с помощью запоминающейся фразы семантически (по смыслу) совершенно не связанных с нею элементов (цвета радуги).

В прошлом широко применялись и другие мнемотехнические способы заучивания. К ним можно отнести азбуку цифр. Ее нетрудно заучить, если обратить внимание на некоторые отношения букв и цифр. Например:

0 = л, л – последняя согласная в слове «ноль».

1 = р, ф. Буквы р и ф содержат вертикально ориентированную черту, как цифра 1.

2 = н, ц. Буквы н и ц имеют по две параллельно расположенные черты.

3 = ж, м, з. Буквы м и ж составлены из трех частей, буква з подобна цифре 3.

4 = ч, к. Слово четыре начинается буквой ч, квадрат (к) имеет четыре стороны и т.д.

Отношения для других согласных и цифр 5, 6, 7, 8, 9 мы предлагаем вам отыскать самим. Когда отношения для всех цифр будут найдены, вы легко запомните азбуку. А сейчас несколькими примерами покажем, как можно ее использовать для запоминания дат исторических событий.

Пример 1. Куликовская битва, 1380 год.

Первую цифру – 1 – просто запоминаем, а число 380 кодируем в соответствии с азбукой цифр буквами: «з (3) – в (8) – л (0)».

Для этих согласных букв подбираем численное слово и фразу: «Поле Куликово было завалено трупами».

Ассоциация: (1) 380 = з – в – л. Численное слово: завалено.

Пример 2. Полтавская битва, 1709 год.

Тысячу запоминаем, число 709 кодируем буквами «с – л – д» и находим мнемоническую фразу: «Сладкая награда для Петра 1».

Пример 3. Великая французская революция, 1789 год.

Тысячу запоминаем. Кодируем число 789 буквами «с – в – д» и находим слово для ассоциации. Это слово – свобода. Опираясь на такую ассоциацию, легко запоминаем год начала Великой французской революции.

Азбуку цифр нельзя рассматривать как универсальное средство, пригодное для всех случаев запоминания числовой информации. Но многим она действительно помогает в заучивании исторических дат, хронологических событий и т.п. Советуем вначале ограничить использование азбуки цифр тремя–пятью примерами, психологически адаптироваться к ней, одновременно отыскивая собственные оригинальные приемы запоминания чисел. Само по себе знакомство с азбукой цифр укрепит вашу уверенность в неограниченных возможностях памяти.

Упражнения для совершенствования концентрации внимания

Выберите в качестве объекта какую-нибудь вещь в комнате, например, картину. Постарайтесь в течение 1 минуты выделить различные ее особенности. Действовать надо по определенной системе.

Вначале опишите картину в общих чертах, отвечая на следующие вопросы. Что на ней изображено? Кто ее автор? Хороша ли рамка? Затем заучите ее специфические особенности: рассмотрите отдельные детали, манеру исполнения и т.д. Проделайте аналогичную работу с другими вещами, выбирая их в качестве объектов изучения. В каждом случае точно формулируйте познавательную цель. Постепенно увеличивайте время, затрачиваемое на упражнения. Попытайтесь делать эти упражнения в неблагоприятных условиях, например, в условиях шума.

Упражнение «Пальцы» для тренировки внимания

Сядьте удобно в кресле или на стуле. Положите руки на колени, переплетите пальцы, оставив большие свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.

Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые дни следует выполнять упражнение еже¬дневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 минут. Упражнение дает возможность проследить «работу внимания» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас будет клонить ко сну. Могут также появиться необычные ощущения (увеличение пальцев, кажущееся изменение направления их движения). Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, а мысли заняты совершенно другим.

Заучивание 10 слов
(оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания)

Испытуемому читают 10 коротких односложных слов, не имеющих между собой никакой связи. После прочтения испытуемый сразу же повторяет столько слов, сколько запомнил. Повторять слова можно в любом порядке. Слова прочитываются 5–6 раз. После каждого прочтения в таблице под каждым правильно воспроизведенным словом ставится крестик. Если испытуемый назвал «лишнее слово», оно фиксируется в соответствующей графе. Через час после последнего прочтения испытуемый воспроизводит запомнившиеся слова, которые фиксируются в таблице кружочками.

По данным таблицы составляется график (кривая запоминания). По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей вашего запоминания. С каждым воспроизведением количество правильных слов должно увеличиваться. Большое количество «лишних слов» свидетельствует о невнимательности. При нормальной памяти к третьему повторению испытуемый обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабленное внимание, выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике идет вниз). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о состоянии долговременной памяти.

Упражнения на развитие внимания и памяти

I. Выберите книгу автора, известного своим сухим и абстрактным стилем. Начните читать десять предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите того, что прочитали. Возьмите словарь, если нужно. На второй день прочтите десять следующих фраз, перечитывая то, что прочитано ранее. В конце первой недели запишите все, что запомнили. Это – одно из лучших упражнений для развития памяти и умственных способностей.

II. Вот упражнение на развитие внимания, достаточно легкое, но тем не менее весьма удачное. Считайте в обратном порядке начиная с 200, отнимая от каждого следующего числа 3, т.е. 200, 197, 194, 191 и т.д.

III. Прочтите текст внимательно, но только один раз, затем ответьте на вопросы.

Текст для чтения: «Шестого марта около Шато Тьери произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельсов. Состав состоял из 34 вагонов; в 16 была солярка, а в 18 – вино. Две цистерны солярки по 40 м3 и четыре цистерны вина были повреждены, смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, что послужило причиной падения в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто не пострадал, только водитель грузовика получил легкие ушибы».

Вопросы:

  1. Куда направлялся поезд?
  2. Каких вагонов было больше – с вином или соляркой?
  3. Сколько цистерн с вином было повреждено?
  4. Чего больше разлилось – вина или солярки?
  5. Сколько было вагонов?
  6. В какое время суток произошло крушение?

Этот тест покажет, что обычно, увлекаясь цифрами, мы часто забываем простые вещи.

Рис. Е.Медведева

Рекомендуемая литература

  1. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. – М.: Наука, 1995. – 381 с.
  2. Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. – Новосибирск: Наука, 1979. – 90 с.
  3. Милнер П. Физиологическая психология. – М.: Мир, 1973. – 647 с.
  4. Нейрохимические механизмы мозга и память / Р.Ю. Ильюченок, И.М. Винницкий, Л.В. Лоскутова и др. – Новосибирск: Наука, 1977. – 30 с.
  5. Немов Р.С. Психология. Том 1. – М.: Просвещение, 1995. – 686 с.
  6. Основы психологических знаний / В.В. Меркушев, Т.И. Золотовская, Г.В. Безродная и др. – Новосибирск: НГМИ, 1996. – 178 с.
  7. Основы психофизиологии / Ю.И. Александров, Д.Г. Шевченко, И.О. Александров и др. – М.: Инфра-М, 1998. – 432 с.
  8. Польской А.Е. Как улучшить память. – Минск: Харвест, 1998. – 334 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
  10. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, Н.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1967. – С. 229–239.

Общие рекомендации по улучшению памяти

Улучшение работы памяти

Существует множество различных методов, которые могут быть использованы для улучшения памяти. Каждый человек является весьма сложным существом, поэтому нельзя создать какой-либо универсальный метод, позволяющий решить поставленную задачу. Для улучшения памяти вам придется одновременно выполнять сразу несколько различных операций.

Ничего не бойтесь! Чтобы упростить процесс улучшения памяти, вам необходимо проделать следующее:

  • Изучая организацию памяти, постарайтесь отделить правду от вымысла (см. главы 2 “Мифы, в которые мы верим”, и 3 “Организация процесса запоминания”).
  • Убедитесь в том, что ваш мозг обладает способностью запоминания (см. главу 4 “Есть, чтобы помнить”).
  • Избегайте факторов, подавляющих память (см. главу 6 “Разрушители памяти”).
  • Сохраняйте остроту ума, постоянно занимаясь различной интеллектуальной деятельностью.
  • Изучайте различные приемы и способы, облегчающие запоминание, например мнемотехнику (см. главу 8 “Некоторые уловки для запоминания”).
  • Применяйте полученные навыки в различных ситуациях, например в школе, на работе или в быту (см. главы 12-14 и 16).

Подробнее об этих аспектах будет рассказано в следующих главах. При использовании всестороннего подхода вы получаете возможность не только насладиться своей хорошей памятью, но и подняться на более высокий качественный уровень.

Оценка существующих способностей

Чтобы улучшить свою память, вы должны, в первую очередь, узнать о том, что же это такое. Для этого вам следует познакомиться с определенными явлениями, имеющими непосредственное отношение к памяти, и отказаться от досужих вымыслов.

Некоторые из приведенных примеров могут оказаться для вас полной неожиданностью:

  • Существующие воспоминания претерпевают определенные изменения на протяжении всей вашей жизни. Память — это не сборник моментальных фотографий, запечатлевших те или иные события. Вы изменяетесь практически ежедневно: взрослеете, учитесь на донущенных ошибках, и даже приобретаете определенный неудачный опыт. Со временем изменяется и существующая точка зрения, используемая при обращении к прошедшим событиям, что определенным образом окрашивает ваши воспоминания. Человеческий мозг является довольно сложным и постоянно изменяющимся инструментом, определяющим способ восприятия имеющихся воспоминаний. Трансформация воспоминаний выполняется с учетом всего жизненного опыта.
  • Память относится к числу свойств, возможность развития и улучшения которых не зависит от вашего возраста, интеллектуального уровня или социально-экономического положения. Память нельзя иметь или не иметь. Ее нельзя потерять или приобрести, как например дополнительный модуль памяти для вашего компьютера. Тем не менее, патологические процессы, затронувшие те или иные области мозга, могут привести к заметному ухудшению памяти (см. главы 3 “Организация процесса запоминания”, и 6 “Разрушители памяти”).
  • Человеческий мозг работает как одно целое. В различные разделы памяти информация поступает из разных областей головного мозга. Воспоминания, хранящиеся в памяти, далеко не всегда находятся в каком-либо одном месте. Человеческий мозг определенным образом сортирует и кодирует различную информацию. Например, какие-то области головного мозга отвечают за кодирование данных, определяющих форму объектов. Ряд других областей отвечает за кодирование слов. Когда вы пытаетесь вспомнить, например, что представляет собой “фольксваген «Жук»” 1969 года выпуска, ваш мозг работает как одно целое. Одна часть мозга (в данном случае, правое полушарие) воспроизводит форму автомобиля, другая часть (левое полушарие)— название “фольксваген «Жук»” (см. главу 3 “Организация процесса запоминания”).

Совет

    Чем больший объем мозга вовлечен в процесс запоминания той или иной информации, тем легче вам будет ее вспомнить. Например, вспомнить внешний вид и название автомобиля “фольксваген «Жук»” 1969 года проще, чем “плимут «Доблестный»” 1969 года выпуска, поскольку форма модели “фольксваген «Жук»” 1969 года соответствует ее названию (см. главы 3 “Организация процесса запоминания”, 8 “Некоторые уловки для запоминания” и 9 “Борьба с забывчивостью”).

Головной мозг содержит в себе несколько отделов, которые играют основную роль в формировании памяти человека. Одним из таких отделов является гиппокамп, в задачу которого входит преобразование кратковременной памяти в долговременную. (Более подробное описание различных областей человеческого мозга приведено в главе 3 “Организация процесса запоминания”.)

Совет

    Перемещение кратковременных воспоминаний в область долговременной памяти в значительной степени зависит от следующих факторов.
    • Внимание. Как правило, внимание является мерой кратковременной памяти.
    • Значимость информации. Чем более значимой и существенной является та или иная информация, тем лучше она запоминается.
    • Хорошо запоминается то, что вы уже знаете. Существующие базовые знания помогают воспринимать новый материал.
  • Запоминание материала зависит от уделяемого внимания. Ваша память начинает работать только тогда, когда вы концентрируете внимание на тех или иных объектах. Концентрация внимания, в свою очередь, приводит к инициации мыслительного процесса. Улучшая эту способность, вы тем самым улучшаете собственную память.

Феноменологическая петля

Феноменологическая петля, существующая на границе раздела между кратковременной и долговременной памятью, функционирует подобно устройству ввода новых слов. Этот орган используется при формировании словарного запаса, при запоминании специальных терминов или изучении иностранного языка. Феноменологическая петля находится в левом полушарии головного мозга. Повреждение левой префронтальной области коры головного мозга приводит к определенным трудностям при выражении своих мыслей. Проблемы с пониманием слов вашего собеседника могут быть связаны с повреждением задней части левой височной доли.

Правильное питание коры головного мозга

Способность к запоминанию зависит от целого ряда факторов, главным из которых является соответствующее питание коры головного мозга. Чтобы обеспечить оптимальные условия работы мозга, старайтесь выполнять следующие рекомендации.

  • Придерживайтесь сбалансированного питания. Продукты питания оказывают определенное влияние на химию вашего мозга. Здоровая пища, потребляемая в определенное время, служит источником строительных блоков, необходимых вашему мозгу для создания химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Нейротрансмиттеры, которые являются химическими передатчиками импульсов между нервными клетками, влияют не только на настроение и мыслительную активность человека, но и на его память.

Совет

    Здоровая, сбалансированная пища включает в себя углеводы, белки, фрукты и овощи. Трехразовое питание обеспечивает ваш организм всем необходимым для нормальной жизнедеятельности головного мозга и вашей памяти. (Для получения более подробной информации о химии мозга и рациональном питании см. главу 4 “Есть, чтобы помнить”.)
  • Принимайте витаминные добавки. Витамины и лекарственные растения поддерживают мозговую деятельность и улучшают память человека. Определенные витамины, например витамины группы В, способствуют формированию “строительных блоков”, необходимых для поддержания здоровой химии мозга. Витамины Е, в свою очередь, помогают вашему мозгу очищать себя от вредных химических соединений. Благодаря этому, человеческий организм борется с различными деструктивными процессами, происходящими в коре головного мозга (например распад свободных радикалов). (Для получения более подробной информации о витаминах и лекарственных растениях см. главу 5 “Минеральные вещества и витаминные добавки”.)
  • Постоянные тренировки памяти. Выполнение различных упражнений улучшает вашу память, так как помогает головному мозгу получать необходимые питательные вещества. При выполнении соответствующих упражнений увеличивается частота дыхательных движений, ускоряется метаболизм, повышается энергетический уровень. (Более подробно об упражнениях, используемых для улучшения памяти, будет рассказано в главе 7 “Контроль над сознанием”.)

Избегайте спиртных напитков, наркотических веществ и продуктов, ослабляющих память

Более подробно о различных пищевых продуктах, напитках и химических веществах, оказывающих определенное влияние на головной мозг, рассказывается в главе 6 “Разрушители памяти”.

Потребление высококалорийной пищи, имеющей низкую питательную ценность (например пищи с большим содержанием сахара), может вызывать у вас ощущение постоянного беспокойства и ухудшение кратковременной памяти. Точно так же, частое потребление продуктов с большим количеством кофеина затрудняет концентрацию внимания и приводит к расстройству памяти. Большая чашка сладкого кофе (т.е. сахар и кофеин), выпитая натощак, отразится на вашем настроении и способности к запоминанию.

Совет

    Старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

    • Избегайте продуктов с большим содержанием сахара (к которым относятся, например, конфеты, печенье и т.п.).
    • Минимизируйте потребление кофеина (и никогда не пейте кофе натощак).

Невежественное отношение к собственному организму приводит к снижению уровня мозговой деятельности и постепенному ухудшению долговременной памяти. Чтобы избежать этого, постарайтесь держаться подальше от следующих опасных веществ:

  • Алкоголь. Алкоголь не только разрушает клетки головного мозга, но и уничтожает то, что они производят, т.е. хорошую память. Употребление алкогольных напитков влияет на уровень мышления, что, в конечном счете, сказывается на вашей памяти.
  • Наркотики. Марихуана и другие наркотики затуманивают рассудок настолько, что человек теряет какую-либо способность к концентрации. Марихуана содержит химическое вещество, получившее название тетрагидроканнабинол, которое оказывает угнетающее воздействие как на кратковременную память человека, так и на его мотивацию.
  • Нейротоксины. К веществам подобного рода относятся различные нефтепродукты, растворители и гербициды. Эти вещества оказывают вредное воздействие на организм человека, разрушая клетки головного мозга.
  • Пищевые “добавки”. Глутамат натрия и искусственные заменители сахара отрицательно влияют на процессы, происходящие в клетках головного мозга.

Становясь старше и мудрее

Многие из вас беспокоятся о том, что память с возрастом будет постепенно ухудшаться. Общее старение человеческого организма сказывается также на работе мозга и свойствах памяти.

Действительно, с возрастом объем и масса головного мозга уменьшаются. Но не забывайте о методах, позволяющих замедлить этот процесс.

  • Организация сбалансированного питания, которое отличается низким содержанием жиров.
  • Потребление продуктов с высоким содержанием витаминов, минералов и пищевых антиоксидантов.
  • Регулярный прием витаминных добавок и поливитаминных препаратов.
  • Постоянная тренировка памяти.
  • Активный образ жизни, посещение занятий, прослушивание лекций, участие в интеллектуальных беседах.

Одним из факторов, влияние которого с возрастом становится более ощутимым, является то, что вы сравниваете свою память с мыслительными способностями более молодых людей. Следует заметить, что взрослые люди “младшего возраста” обладают большим опытом в решении интеллектуальных задач определенного типа, и поэтому более искусны в этом отношении.

Постоянные тренировки памяти и решение определенных задач позволят вам, несмотря на преклонные годы, не только улучшить свои способности, но и достигнуть уровня более молодых коллег.

Дозагрузка: восстановление “забытой” информации

Чтобы вспомнить необходимую информацию, можно также воспользоваться методом, который называется “дозагрузкой памяти”. Роясь в собственной памяти, вы сможете найти множество различных ассоциаций, позволяющих вспомнить, казалось бы, навсегда забытую информацию. Например, для того, чтобы найти ключи, которые вы куда-то положили, попробуйте мысленно проследить все предшествующие события. Пытаясь вспомнить, где вы были и что делали, вы сможете восстановить в памяти и то, где вы оставили свои ключи.

Структурирование информации различных видов — один из способов, позволяющих упростить запоминание материала. Приложение слишком больших усилий при заучивании материала зачастую приводит к обратному эффекту. Чтобы выйти из этого положения, попробуйте организовать информацию определенным образом, представив ее в виде последовательных фрагментов, разделив ее на значимые отрезки, или даже зарифмовав ее.

Заучивая информацию, разбейте ее на небольшие, легко запоминаемые фрагменты. Например, пытаясь выучить свой номер телефона, вы ие запоминали его как одно число, состоящее из семи цифр (2354829). Напротив, вы разделили его на три простых числа: 235-48-29.

Ассоциации: как вспомнить имя человека

Вам, наверное, приходилось попадать в неловкую ситуацию, когда вы тщетно пытались вспомнить имя того или иного человека. Увидев знакомое лицо в многолюдной толпе, многие из нас сразу же начинают перебирать в уме мужские (или женские) имена.

Совет

    Чтобы вспомнить имя человека, попробуйте объединить его с:

    • его профессией;
    • физическими свойствами (рост, фигура и т.д.);
    • характерными чертами лица (например острый подбородок);
    • походкой.

Как выбрать короткий путь

Как вы знаете, стрессовые ситуации снижают мыслительную активность человека, поэтому работа, связанная с высокой психической нагрузкой, может весьма отрицательно сказаться на вашей памяти.

Приходится ли вам во время выполнения служебных обязанностей одновременно решать несколько различных задач? Если напряженное состояниие является cледствием высокой рабочей нагрузки — это одно дело, но совершенно другое, если стрессовая ситуация, в которую вы попали, возникла исключительно по вашей вине.

Мы живем в быстроменяющемся мире. Мы общаемся друг с другом по сотовому телефону, обедая в экспресс-закусочной, а приезжая домой, просматриваем письма, полученные по электронной почте, одновременно прослушивая сообщения, записанные на автоответчике. Такое положение дел приводит к высоким психическим нагрузкам, которые отрицательно влияют на нашу память. Подобный образ жизни, перенесенный в производственную среду, и попытки одновременного решения нескольких различных задач вызывают быстрое истощение нашей кратковременной памяти.

Вы, наверное, скажете: “Если бы вы знали, как трудно работать медленнее, чем другие. Трудовой энтузиазм, выраженный призывом “давай-давай”, охватывает буквально всех!”. Да, даже на рабочем месте трудно противиться влиянию того, что мы называем “обществом НДВ” (т.е. обществом, каждый член которого имеет нарушение дефицита внимания (НДВ)). Но если вы ие будете сопротивляться, то уровень вашей мыслительной активности не сможет достичь своего потенциала.

Смысл этого состоит в том, что каждая решаемая задача получает только некоторую часть вашего внимания. Поэтому ни одна из них не Может быть выполнена оптимальным способом. Вы забываете о том, что делали в каждой задаче, поскольку все задачи “накладываются” друг на друга.

Попробуйте несколько отстраниться от сумасшедшего общественного климата, и не поддаться искушению влиться в эту гонку. Перед тем как перейти к следующей задаче, постарайтесь полностью закончить предыдущую.

Практическое применение полученных навыков

Методы, облегчающие запоминание, обычно используются в школе, на работе, в каких-либо социальных ситуациях, и во время экзаменов. Более подробно о различных способах, позволяющих хорошо (или плохо) подготовиться к экзаменам, будет рассказано в главе 13 “Как сдать экзамен”. К наихудшим методам запоминания относятся зубрежка учебного материала или его откладывание на последнюю минуту (например на последнюю ночь перед экзаменом). В то же время, правильная организация и распределение учебного времени дают вам возможность сдать экзамены значительно лучше.

Зубрежка учебного материала в последнюю ночь перед экзаменом — самый верный способ все забыть.

Перед вами несколько основных способов, позволяющих повысить эффективность вашей подготовки к экзаменам:

  • Не старайтесь зазубривать учебный материал, и не откладывайте подготовку на последние минуты; правильно распределяйте время, выделенное на подготовку к экзамену.
  • Правильно организуйте процесс изучения, начиная с краткого содержания материала и перечня основных тем, и заканчивая их подробным изложением.
  • Отметьте основные темы и определения изучаемого материала, используя для этого подчеркивание или выделение текста.
  • Отрегулируйте соответствующим образом обратную связь.
  • Используйте приемы мнемотехники, символы и визуальные изображения.

Хороший сон — залог хорошей памяти

Плохой сон часто служит причиной ухудшения памяти. В этом отношении кратковременная бессонница представляет собой менее серьезную проблему, чем бессонница, длящаяся более продолжительное время. К кратковременной бессоннице обычно приводят несоблюдение режима питания, чрезмерное потребление кофе или алкогольных напитков и различные стрессовые ситуации. Эта проблема решается довольно просто.

Следует заметить, что продолжительная бессонница приводит к нарушению суточного ритма. В главе 7 “Контроль над сознанием” описывается методика “планирования сна”, которая поможет вам устранить эту проблему.

Чтобы улучшить свой сон, попробуйте выполнить следующие рекомендации.

  • Постарайтесь уменьшить потребление сахара и кофеина.
  • Избегайте чрезмерного потребления алкогольных напитков.
  • Попробуйте уменьшить яркость освещения в вечернее время (это относится также и к монитору вашего компьютера).
  • Старайтесь уменьшить яркость дневного света.
  • За несколько часов до сна (от 3 до 6 часов) проделайте несколько общеукрепляющих упражнений.

Со временем вы заметите, что полноценный отдых весьма благотворно сказывается на вашей памяти. Поэтому мне остается только пожелать вам спокойной ночи.

Сохраните остроту ума

После того как вы избавитесь от различных факторов, отвлекающих ваше внимание, способность к запоминанию заметно улучшится. Как вы знаете, сильное беспокойство, депрессия и бессонница оказывают угнетающее действие на вашу память (более подробно об этом будет рассказано в главе 7 “Контроль над сознанием”).

Научитесь расслабляться, оставаясь при этом в состоянии активной мыслительной деятельности. Существует несколько методов расслабления, которыми вы можете воспользоваться. К их числу относятся прогрессивная релаксация, медитация или молитва, самовнушение, воображение и различные упражнения.

Депрессия ухудшает не только настроение, но и вашу память. Избавившись от приступов меланхолии, вы вытащите собственную память из той “ямы”, в которой она оказалась. Научившись корректировать свое самочувствие, вы получите возможность воспользоваться теми навыками, которые вы когда-то имели.

Способности к запоминанию зависят большей частью от степени концентрации вашего внимания. Если вы чем-то обеспокоены, и ваши мысли витают где-то в облаках, довольно сложно что-то хорошо запомнить (ввести в память) или наоборот, что-то своевременно вспомнить (т.е. извлечь из памяти).

Совет

    Попробуйте постоянно контролировать свое внимание: это позволит вам полностью существовать в “настоящем” (подробнее — в главе 16 “Как уберечь память от перегрузок”). Подобный подход позволяет не только улучшить свою память, что происходит благодаря концентрации внимания и ясности мышления, но и повысить качественный уровень собственной жизни. Постоянная концентрация внимания позволяет человеку воспринимать каждую секунду своей жизни, ощущать и переживать каждое событие, при этом существуя мысленно не в прошлом или будущем, а в настоящем, т.е. “сейчас”.

Пора браться за работу. Культивируйте ваше присутствие в “настоящем”. Очистив разум, вы улучшите способности к запоминанию.

Предлагаем рассмотреть 14 простых и эффективных способов улучшения памяти, чтобы повысить собственную академическую и/или профессиональную производительность.

Используйте ароматерапию

Парфюмерия это не только приятный аромат, но и способ воскресить воспоминания. Ароматерапия относится к самым доступным средствам улучшения памяти. Многие исследования доказали эффективность розмарина и мяты.

Эксперименты, проведённые на мышах, подтвердили, что розмарин повышает внимательность и помогает предотвратить возрастную потерю памяти. Аналогичными свойствами обладает мята перечная, поэтому в следующий раз перед подготовкой к экзамену запаситесь мятной жевательной резинкой.

Сделайте точечный массаж или иглоукалывание

На протяжении веков в китайской медицине используют акупунктуру, которая приводит к отличным результатам почти в любой области, поэтому не удивительно, что она эффективна и для улучшения памяти.

Каждую часть вашего тела пронизывают нервные и энергетические каналы. Вы можете активировать определённые точки с помощью очень тонкой иголки или нажатием пальцев.

Чтобы стимулировать память и вспомнить нечто важное, мягко надавите подушечками пальцев на виски в течение нескольких секунд. Таким образом, вы снимите стресс и вспомните, например, куда положили ключи.

Как развить память? 12 секретов, которые улучшат Вашу память

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти. А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою жизнь. Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек. Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим. Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *