Компания Pixar: невероятная история успеха

День добрый, читатели нашего сайта. Сегодня мы начинаем цикл невероятно интересных, познавательных, мотивирующих статей под названием «Истории успеха». Основная цель данного цикла – показать Вам то, с чего начинали величайшие на сегодняшний день компании, как они основывались, развивались, с какими трудностями и проблемами сталкивались на своем пути. Как вы уже поняли из заголовка, сегодня мы поговорим о компании Pixar. Вы можете спросить, а почему именно Pixar, что такого особенного в этой компании, что именно с нее начинается большой цикл статей? Скажу честно, что тут логику искать не нужно, не стоит проводить параллели и выдумывать потайной смысл. Все гораздо проще. Pixar – это лично мой выбор, ведь я являлся и являюсь поклонником анимационных мультиков этой компании.

Статья в тему: Стив Джобс, лучшие цитаты и мысли.

Много лет назад, будучи еще совсем юным парнем, я посмотрел первый мультик от Pixar «История игрушек» и понял, что на долго влюбился в анимационные мультики, захватывающие сюжеты, и невероятно реалистичную компьютерную графику. Тогда я не понимал, кто является создателем данного мульта, да и не нужно оно мне было, но уже осознавал, что у такого жанра большое будущее. Я оказался прав, и Pixar сыграл очень важную роль в приближении большого будущего для анимационных мультфильмов.
Ну да ладно, что-то я немного отвлекся. Сегодня постараюсь рассказать Вам историю успеха данной компании, с чего она начиналась, кто был основателем и идейным лидером, кто вдохнул жизнь по новому в Pixar и помог выйти данной компании на мировой уровень. Кстати, а вы знаете какое отношение Стив Джобс имеет к Pixar? Нет, тогда читайте статью. Дальше будет интересно!

Компания Pixar: начало

Все начиналось довольно интересно и, на первый взгляд, банально. Элви Рей Смит, молодой парнишка-хиппи из Нью-Йорка, получивший великолепное образование был весь в поисках себя. Работа в университете, и будущее в науке не сильно привлекали свободолюбивого парня, ведь казалась ему скучной и не интересной. Как истинный хиппи, который еще и увлекался компьютерами, Смит всей душей желал вырваться из Нью-Йорка и отправиться поближе к океану, куда-то в сторону Калифорнии. В конечном итоге, он там и оказался.

Работы в Калифорнии было не много, и Смиту все же приходится устраиваться на работу в местный университет. Как говорится, ничего не бывает просто так, и благодаря этой работе он заводит множество знакомств с такими же компьютерщиками как и он. Но самое главное и важное было знакомство с Диком Шупом, сотрудником исследовательского центра Xerox PARC. Дик сумел заинтересовать Элви своей работой, после чего последний даже посетил исследовательский центр Xerox.

«Корпорация монстров»

Смит по натуре был человеком от искусства. Как он сам говорил: «Художник в должности профессора». Поэтому, он испытал истинный восторг когда увидел мощные компьютеры Xerox способные работать с графикой, цветами, тенями, и выполнять еще множество других функций. Именно в тот момент Элви Рей Смит понял каково его предназначение в жизни, и чем он хочет заниматься в дальнейшем.
Но не все так гладко как кажется. Узнав про невероятные возможности в компании Ксерокс, Смит также понял, что им новые сотрудники не нужны, а работать бесплатно не хотелось. Но, как говорится, всегда можно найти выход. Молодой и умный парень пригляделся команде, и они его взяли на работу не официально, а заработную плату получал, как отчисления на дополнительные материалы для работы. Все шло хорошо, до того момента пока руководство компании не узнало о зайце в своем штате, и Смита выгнали куда подальше от Ксерокс. И опять же, не бывает случайностей. Возможно, я б сейчас и не писал статью о Pixar если б тогда руководство Xerox не выгнало молодого специалиста, и тем самым мотивировав его к собственному развитию.

Статья в тему: Правила бизнеса Стива Джобса: основные рекомендации

Знакомство Эда Кэтмела и Элви Рей Смита

Именно встречу Эда Кэтмела и Элви Рей Смита можно считать судьбоносной. Забегая на перед скажу, что именно эти два парня и организуют компанию, которую сегодня мы знаем как Pixar. Эд и Элви работали в одном исследовательском центре, на восточном побережье США. Финансировал деятельность этого центра один крупный бизнесмен Александр Шуре, который закупив несколько мощных компьютеров, и собрав толковую команду, надеялся выпустить первый анимационный мультфильм с использованием лишь компьютерной графики.
Нельзя утверждать, что Эда и Элви объединяла лишь работа. В какой-то степени это так, но в большей мере не работа, а идея была тем краеугольным камнем, который заставлял этих парней работать вместе. То время было временем ИТ-шников в анимации. Да и анимации самой в конце 70-х не было. Люди только начинали работать над мощным компьютерами, программным обеспечением и технологиями, которые впоследствии подарят миру огромное множество качественных проектов, собирающих полные залы в кинотеатрах по всему миру.

Статья в тему: 10 новинок от Apple изменившие весь мир!

«Валли»

Вскоре у бизнесмена, который владел компанией разработчиков, начались финансовые проблемы, и он понемногу начал избавляться от своих активов. Среди всего прочего была и компания, в которой работали Эд и Элви, и которая занималась исследованиями в области анимации и компьютерной графики. Так уж получилось, что все люди и технологии перешли под крыло талантливого голливудского режиссера Джорджа Лукаса, который был известен миру, как автор самого кассового на тот момент фильма – «Звездные войны».

Было очевидно, что Джордж Лукас верит в будущее анимационных технологий, ведь он бы не стал просто так покупать компанию и всю команду разработчиков. Но так получалось, что должного внимания он этому направлению не уделял вплоть до того момента, когда ему показали один из эпизодов фильма «Star Trek II: The Wrath of Khan», который был полностью компьютеризированный и разработан в его компании. Увиденное настолько поразило Лукаса, что он стал все больше и больше денег выделять именно в данную компанию.

В дело вступает Стив Джобс

Джордж Лукас со временем становился все большим предпринимателем нежели кинорежиссером. Он скупал различные кинокомпании, делая из убыточных организаций реальные «конфетки» приносящие прибыль. Но если в бизнесе дела шли чудесно, то в семейной жизни назревал развод. По закону штата Калифорния, Лукас должен был отдать жене 50% всего своего имущества, что совершенно не радовало предпринимателя. Тогда он задумывается о выплате неустойки, которая исчислялась десятками миллионов, а для этого нужно было продать какие-то свои компании. Первым делом взор пал на молодую команду анимационных разработчиков с их наработками и технологиями.

Но 30 миллионов, которые Лукас просил за компанию, не хотел платить ни один из потенциальных покупателей. Самым настойчивым оказался Стив Джобс, которого буквально несколько месяцев назад уволили из собственной компании Apple. Он воспользовался ситуацией, а также крайней нуждой Лукаса в деньгах, и смог купить компанию за 10 млн. долларов.

После покупки компании ей было дано имя «Pixar». 92 процента акций достались самому Стиву Джобсу, а по 4% получили Эд Кэтмел и Элви Рей Смит, которые стали заниматься непосредственным руководством. Впрочем, Pixar тех лет совсем не напоминала сегодняшнюю компанию. Стив Джобс полагал, что основную прибыль компания будет черпать с продажи компьютеров и программного обеспечения, но никак не с создания собственным анимационных фильмов. Атмосфера в компании царила привычная для Стива Джобса и всех сотрудников – организованный хаос, где каждый знает, что должен делать, и делает это с большим удовольствием.

Статья в тему: «Креативный маркетинг — источник бесплатных клиентов для Вашего бизнеса»

«История игрушек»

Первой разработкой компании стал Pixar Image Computer мощное устройство ценою в 200 тысяч долларов. Если быть откровенным, то данное направление становилось все убыточнее и убыточнее, не смотря даже на то, что компании удалось заключить несколько сделок на поставку новых компьютеров. Основная проблема – это цена и сложность в использовании. Потенциальные покупатели просто не хотели тратить время на то, чтоб обучать свой персонал работе с новым девайсом.
Торговые представительства Pixar были открыты в 7 городах США. Был нанят внушительный персонал, который должен был продавать компьютеры. Но успеха это дело так и не снискало.

Стоит отметить, что Стив Джобс не сильно то и принимал участие в жизни компании. Он раз в месяц приходил на собрание директоров, где решались финансовые вопросы не предстоящий отчетный период. Для Эда и Элви эти собрания были пущим адом, ведь им каждый раз предстояло отстаивать нужность всех подразделений Pixar, и это учитывая тот факт, что компания долгое время уже была убыточная.

Человек который спасает Pixar и Стива Джобса

Ни бизнесмены, ни экономисты, ни технари, никто из них не стал звездами нового Pixar, ведь занять первую строчку было суждено аниматору Джону Лассетеру, который как никто другой смог взглянуть на компьютерный мир, привнести в него жизнь и эмоции. Гениальный аниматор, режиссер, талантливый сценарист, добрый и отзывчивый человек – вот кто такой Джон Лассетер, человек спасший Стива Джобса в момент финансового краха компании.
Самый первый мультфильм который выпустил Pixar стал «Andre and Wally B» продолжительностью всего 90 секунд. Всего-то полторы минуты, но именно они сделали революцию в мире анимации и компьютерной графики. Мультфильм получил множество лестных отзывов среди тех, кто интересовался и разбирался в анимационных технологиях того времени. С этого момента фильмы Pixar стали одним из главнейших событий на конференции Siggraph, объединяющей всех людей интересующихся компьютерной анимацией.

Практически все первый мультфильмы от Pixar удостаивались определенных премий и признания среди ценителей. Индустрия только зарождалась, и Pixar занял уверенные лидирующие позиции.
Но на волне такого успеха приходит и беда. Именно в это время у Стива Джобса возникают финансовые проблема, да и компания NEXT, которой он тоже управлял на тот момент, переживала не лучшие времена. Стив принимает решение существенно уменьшить финансирование Pixar, и потуже затянуть ремни, ведь компания, несмотря на успехи выпускаемой ею продукции, уже несколько лет работала в хороший минус.
Элви Рей Смиту и Эду Кэтмелу с каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее убедить Стива в том, что им нужна хорошая сумма денег на стоящее дело, тем более что большинство этих дел не приносило финансов, а только лишь премии и награды.

Статья в тему: «Билл Гейтс об ошибках успехе и управлении»

Но уговорить Стива все же удалось. Элви и Эд доказали, что выход нового мультфильма поднимет на новый уровень компанию, и увеличит в разы продажи их программного обеспечения для создания анимационных фильмов Render Man.
Так и случилось. Новый мультфильм «Оловянный солдатик» получил невероятный успех и был номинирован на Оскар, а программа Render Man стала достойной «дойной коровой» для Pixar на многие годы. Разработки компании, и ее компьютерные технологии были использованы во время создание спецэффектов для таких культовых фильмов как «Матрица», «Властелин колец», «Титаник» и множество других.

В 1995 году Pixar совместно со студией Disney выпускает свой первый фильм «История игрушек», который стал безумно популярен, совершив настоящую революцию в отрасли. О Pixar начал говорить весь мир. Компания полностью переориентировалась в сторону создания анимационных мультфильмов.
А что ж было дальше? Дальше развитие Pixar шло как по масло. Они безусловные лидеры отрасли, на них равняются, им завидуют. Компанию выходит на мировую биржу, потом было принято решение о ее продаже Disney и именно эта сделка делает Стива Джобса миллиардером. Сейчас множество анимационных мультфильмов и различных спецэффектов разрабатывает Pixar, либо же другие компании использующие их наработки и технологии. Вот, пожалуй, и все. Такая история успеха одной компании, которая изменила наше представление о кино и мультфильмах.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ VIULY КАНАЛ

Вступить в закрытый Телеграм Чат

С уважением проект Анатомия Бизнеса

Рубрики:

  • Истории успеха

maxxbay

История компании Pixar, как и многих других началась с мечты. Мечты о компьютерной анимации. Она была в сердцах двух молодых, но совершенно разных по своему образу жизни людей – Эда Кэтмела и Элви Рей Смита. Однако идея создать полноценный анимационный фильм, построенный на компьютерных технологиях, посетила молодых людей не сразу.

Начало

Хиппи из Нью-Йорка, Элви Рей Смит, длительное время искал себя. Он получил великолепное образование в своем городе, но работа профессора совершенно не прельщала молодого человека. Он просто считал ее скучной. Да и сам образ жизни в Нью-Йорке не совсем подходил Смиту. Как истинный хиппи, да еще и поклонник вычислительной техники, он, конечно, мечтал оказаться в Калифорнии. Что, в конечном счете, и сделал.

Здесь он устроился преподавателем в университет Беркли, где в короткие сроки познакомился с большим количеством компьютерных специалистов. Но главным стала дружба Смита с Диком Шупом, сотрудником исследовательского центра Xerox PARC. Дик сумел заинтересовать Элви своей работой, после чего последний даже посетил исследовательский центр Xerox.

Смит был человеком, увлекающимся искусством. Художником с профессорской должностью. А потому нет ничего удивительного в том, что он испытал истинный восторг, когда увидел мощнейшие компьютеры Xerox, способные работать с графическими изображениям, светом, тенями и многие другим. В этот момент он понял, чем действительно хочет заниматься в своей жизни.

Была лишь одна проблема – Xerox не нужны были новые сотрудники. Тем не мене, Элви был умным человеком, который сразу же приглянулся команде. Он начал работать в компании неофициально, а заработную плату получал, как отчисления на дополнительные материалы для работы. Впрочем, это не продлилось долго. Когда менеджмент Xerox узнал про такое положение дел, решение было принято незамедлительно – отправить Смита подальше из компании. К счастью, для всего остального мира, который ныне может наслаждаться великолепными анимационными мультфильмами Pixar.

С Эдом Катмэлом Смит познакомился, когда оказался на восточном побережье США, в исследовательском центре на Лонг-Айленде, который был организован бизнесменом Александром Шуре. Шуре закупил ряд мощных компьютеров, нанял людей, отлично разбирающихся в математике и программировании, и надеялся рано или поздно осуществить свою мечту – снять полноценный анимационный фильм только с использованием компьютерных технологий. Уже скоро Эд и Элви работали вместе. Шуре видел грамотных специалистов издалека. А Рей Смит являлся как раз одним из таких людей.

Впрочем, нельзя сказать, что молодых людей связывала только работа. Вовсе нет. Они достаточно быстро сдружились, хотя и вели достаточно разный образ жизни. Возможно, что их объединила как раз та самая пресловутая мечта о создании своего собственного анимационного фильма при помощи компьютера. То время было временем ИТ-шников в анимации. Да и анимации самой в конце 70-х не было. Люди только начинали работать над мощным компьютерами, программным обеспечением и технологиями, которые впоследствии подарят миру огромное множество качественных проектов, собирающих полные залы в кинотеатрах по всему миру.

Вскоре у покровителя Смита и Кэтмела, предпринимателя Алекса Шуре начались финансовые проблемы. Он стал избавляться от ряда своих активов. Одним из них и стала компания, занимающаяся исследованиями в области компьютерной анимации. Все люди и технологии перешли под крыло талантливого голливудского режиссера Джорджа Лукаса, который был известен миру, как автор самого кассового на тот момент фильма – «Звездные войны».

Когда Лукас приобрел эти технологии и команду разработчиков, было очевидно, что он верит в будущее цифровых эффектов в киноиндустрии. Но на то время он уделял этому направлению не самое значительное внимание. Это продолжалось вплоть до того момента, пока Лукасу не был показан фильм «Star Trek II: The Wrath of Khan», который поразил Джорджа одной из сцен, созданной на компьютере его студией. С этого момента от стал активнее привлекать направление компьютерной анимации к своей работе.

Лукас переживал в то время настоящий творческий расцвет, превращаясь постепенно из кинорежиссера в предпринимателя. На тот момент он стал владеть рядом киностудий, среди которых были такие как “Lucasfilm” (кино), “Industrial Light & Magic” (спецэффекты), Srywalker Sound и подразделение по созданию анимации. Но на ниве успехов в профессиональной деятельности Лукас терпел крах на личном фронте, где он готовился к разводу.
В дело вступает Стив Джобс

Возможно, что главной проблемой Лукаса в этот момент стал даже не крах семьи, а тот факт, что придется каким-то образом делить свою империю. По закону штата Калифорния все имущество, которое супруги нажили во время совместного проживания, должно было быть разделено между ними в равных количествах. К такому имуществу относились все компании Джорджа Лукаса.

Именитый режиссер начал думать – от каких активов от может избавиться, чтобы выплатить своей бывшей жене неустойку, исчисляемую десятками миллионов долларов. К таким активам относилась и маленькая компания, занимающаяся исследованиями в области компьютерной анимации. Ее Лукас решил продать в первую очередь. Вот только одна проблема – цена в 30 миллионов, которую запросил за студию Джордж, не устроила ни одного из покупателей. Самым настойчивым оказался Стив Джобс, не так давно уволенный из Apple Computer. Стив долгое время выжидал, после чего пошел на решительные переговоры с Лукасом, уже потерявшим всякую надежду на продажу студии. В итоге Стив получил свое. Всего за 10 миллионов долларов.

После покупки компании ей было дано имя «Pixar». 92 процента акций достались самому Стиву Джобсу, а по 4% получили Эд Кэтмел и Элви Рей Смит, которые стали заниматься непосредственным руководством. Впрочем, Pixar тех лет совсем не напоминала сегодняшнюю компанию. Стив Джобс полагал, что основную прибыль компания будет черпать с продажи компьютеров и программного обеспечения, но никак не с создания собственным анимационных фильмов. Атмосфера в компании царила привычная для Стива Джобса и всех сотрудников – организованный хаос, где каждый знает, что должен делать, и делает это с большим удовольствием.

Первым серьезным проектом компании стал Pixar Image Computer – мощное решение, которое стоило порядка 200 тысяч долларов. Компании удалось заключить ряд сделок, которые принесли определенные деньги, но в целом уже тогда было понятно, что данное подразделение будет убыточным. Стив и команда просто не могли найти устойчивый спрос на столь дорогие, и что самое главное – сложные с технической точки зрения решения. Например, компания не смогла продать партию компьютеров ряду медицинских учреждений во многом из-за того, что обращаться с Pixar Image Computer было достаточно сложно. А клиенты не хотели тратить свое время на обучение.

Торговые представительства Pixar были открыты в 7 городах США. Был нанят внушительный персонал, который должен был продавать компьютеры. Но успеха это дело так и не снискало.

Надо сказать, что Стив Джобс никогда не тратил много времени на Pixar. Обычно он участвовал 1 раз в месяц в собраниях, на которых решалось финансирование компании на будущий месяц. Надо сказать, что эти встречи были настоящим испытанием для Элви Рей Смита и Эд Кэтмела, которым приходилось доказывать важность всех подразделений Pixar, в то время как компания была целиком и полностью убыточной на протяжении многих месяцев. Джон Лассетер. Человек, спасший Стива Джобса

Но настоящей звездой Pixar было суждено стать вовсе не бизнесменам и технарям – им стал аниматор Джон Лассетер. Именно он сумел реализовать, как никто другой компьютерный мир, привнеся в него эмоции. Режиссер и аниматор, сценарист и просто хороший человек – вот кто такой Джон Лассетер, спасший Стива Джобса в момент финансового кризиса.

Одним из первых мультфильмов Pixar стал «Andre and Wally B», который длился всего 90 секунд, но снискал огромный успех среди людей, разбирающихся в технологиях. С этого момента фильмы Pixar стали одним из главнейших событий на конференции Siggraph, объединяющей всех людей интересующихся компьютерной анимацией. Вторым хитом от Pixar, выстрелившим на Siggraph, стал небольшой анимационных этюд «Luxo, Jr.».

Первые мультфильмы компании удостоились ряда премий, и в целом были оценены по достоинству зарождающейся индустрией. Но, увы, у Стива Джобса были серьезные финансовые проблемы. Он понял, что пора несколько затянуть ремни Pixar, компании, которая уже несколько лет является убыточным предприятием для него. Тем более, что дела в Next, которой Стив управлял параллельно шли не самым лучшим образом. Элви Рей Смиту и Эду Кэтмелу было совсем не просто выбить денег на разработку нового анимационного мультфильма. Особенно, в свете того, что они пока не приносили компании денег.

Уговорить Джобса удалось после того, как они объяснили ему, каким образом этот мультфильм поднимет продажи нового программного пакета компании под названием Render Man. Фильм увидел свет, и стал настоящим хитом. «Оловянная игрушка» была номинирована на Оскар, произвела огромное впечатление на студию Disney, и заставила весь мир говорить о компании Pixar в восторженных тонах.

Ну а продукт Render Man стал дойное коровой для компании на долгое время, принеся ее массу денег. Сегодня данный продукт используется при разработке спецэффектов к таким популярным фильмам, как «Властелин Колец», «Титаник», «Матрица» и другие.

Дальнейшая история Pixar была почти целиком и полностью в положительных тонах. За рядои небольших исключений, одним из которых стал конфликт Стива Джобса и Элви Рей Смита, в ходе которого последний покинул компанию. А причиной конфликта было то, что Смит во время одного из совещаний выразил свое несогласие относительно мнения Джобса, чем просто взбесил своего визави.

В 1995 году Pixar совместно со студией Disney выпускает свой первый фильм «История игрушек», который стал безумно популярен, совершив настоящую революцию в отрасли. О Pixar начал говорить весь мир. Компания полностью переориентировалась в сторону создания анимационных мультфильмов. А дальше… IPO, сделавшее Стива миллиардером, и продажа компании студии Disney.

Элви Рэй Смит

26.05.2015 ILM. Как создавалась магия
Сорок лет назад, в мае 1975-го, молодой режиссер Джордж Лукас основал компанию Industrial Light & Magic (ILM), которой было суждено навсегда изменить ход развития истории кинематографа. В середине 70-х в Голливуде балом правили драмы — «Серпико», «Телесеть», «Таксист»… Ни одна из студий не испытывала интереса к сценарию космического эпика Лукаса. Осложнял дело для начинающего фильммейкера и тот факт, что в те времена попросту не существовало технологий, которые могли бы помочь перенести героев созданной им вселенной на большие экраны. Рискнуть решила лишь кинокомпания 20th Century Fox, выплатившая Лукасу $25 тыс. для завершения работы над сценарием. Когда «Американские граффити» Джорджа получили пять номинаций на «Оскар», боссы Fox наконец-то дали зеленый свет проекту, который на тот момент носил название «Приключения Люка Старкиллера, описанные в Журнале Уиллов. Сага I: Звездные войны». Лукас решил основать собственную компанию, обнаружив, что отдел визуальных эффектов студии был распущен. Режиссер еще не знал, что его детищу будет суждено совершить настоящую революцию в мире кино. Компания Industrial Light & Magic была рождена в душном складе рядом с аэропортом Ван-Найс. Первыми ее сотрудниками стали студенты и выпускники университетов с богатым воображением и умелыми руками. Уже спустя два года их работа над созданием моделей космических кораблей, кукол, камер и декораций помогла публике впервые отправиться в удивительное путешествие в далекую-далекую галактику. За сорок лет ILM приняла участие в съемках 317 фильмов. За годы безупречной работы компания не один раз поразила зрителей потрясающими визуальными эффектами — от роботов из жидкого металла до пиратов с щупальцами вместо бороды. Сотрудники студии и самые известные режиссеры Голливуда рассказали о важнейших этапах развития Industrial Light & Magic. Джордж Лукас: В те времена было просто невозможно создать фильм с масштабными космическими баталиями. Я подумал, что мы обязаны найти способ реализовать мой сценарий. Эта затея могла либо обернуться огромным успехом, либо оглушительным провалом. Деннис Мурен (креативный директор): Время от времени на экраны выходили фильмы с визуальными эффектами, вроде «Землетрясения» и «Ада в поднебесье», но никто вокруг не считал, что за ними будущее. Джон Дайкстра (супервайзер визуальных эффектов): Мы с Джорджем впервые встретились на студии Universal. Он хотел, чтобы «Звездные войны» выглядели так, словно их сняли на одну из тех камер, которые располагались в кабинах пилотов самолетов во время Второй мировой войны. Джордж Лукас: Изначально мы собирались отправиться в Сан-Франциско, но там не было лабораторий для обработки кинопленки, а потому мы решили остаться в Лос-Анджелесе. Мы нашли складское помещение возле аэропорта Ван-Найс и наняли около 45 человек, из которых никто прежде не работал в индустрии кино. Средний возраст нашей команды составлял 25 лет. Чарльз Бэйли (создатель кукол и моделей): В основном туда входили промышленные дизайнеры, архитекторы и инженеры. Стив Голей (создатель моделей/супервайзер): Через дорогу находился магазин военных излишков, где мы приобретали разное барахло для своих моделей, чтобы сэкономить бюджет. Джордж Лукас: Мы работали над учредительными документами, когда возник вопрос о том, как мы будем называться. Компания располагалась в индустриальном парке. Рядом находилось здание, в котором создавали аппараты для нужд фотоиндустрии, откуда и пришло слово «свет». В конечном итоге я сказал: «Забудьте об “Индустриальном свете”, потому что мы будем творить магию. Если у нас ничего не выйдет, наш фильм будет никому не нужен». Джон Дайкстра: Площадь склада составляла примерно 120 квадратных метров, и пахло там как в мужской раздевалке спортзала. Там было жарче, чем в аду. Когда мы начинали отливать какие-нибудь модели, температура могла подниматься до 50 градусов. Лорни Петерсон (создатель моделей): Кто-то из парней раздобыл большой резервуар. Мы наполняли его холодной водой, чтобы можно было окунуться туда во время перерывов в работе. Джон Дайкстра: В магазинчике излишков мы приобрели надувной трап от самолета Boeing 727, так у нас появилась отличная горка для бассейна. Стив Голей: Иногда по вечерам мы отправлялись на поле для гольфа. За час успевали пройти шесть или семь лунок. Вскоре нас начали называть «загородным клубом», а студия даже всерьез задумалась о том, чтобы перекрыть нам финансирование. Джон Дайкстра: Репутация у нас была сомнительная, но мы не боялись ломать стереотипы. Иногда мы могли повеселиться, но зато вкалывали в три часа ночи, когда все остальные ребята из студии спали в своих теплых постелях. Одно только создание нужного типа камеры заняло у нас почти год… Джордж Лукас: Бюджет всего фильма составлял $9 999 999. На визуальные эффекты мы планировали потратить $2 млн, а на создание камеры отводилось $400 тыс. Джон Дайкстра: Для создания камер мы использовали абсолютно все виды существовавших на тот момент технологий. Мы строили совершенно новую электронику с нуля. Приятно, что камеру назвали в мою честь, но очевидно, что каждый из парней внес свой вклад в создание системы, которая стала известна под названием Dykstraflex. Стивен Спилберг: Я видел самую первую версию фильма, когда в нем не было еще ни одного спецэффекта. Джордж смонтировал ее в виде кадров кинохроники. Джордж Лукас: Спустя год работы у нас на руках наконец-то появился первый кадр со спецэффектами. Я сказал: «Неплохо для начала». Это было в августе 76-го, а уже в мае следующего года мы выпустили картину на экраны. Вскоре после премьеры Лукас отправился отдохнуть на Гавайи, где его ждали новости о том, что «Новая надежда» стала настоящим хитом. Вернувшись в Лос-Анджелес, он решил перенести компанию в Северную Калифорнию, однако далеко не все его коллеги смогли перебраться на новое место. В их числе оказался и Джон Дайкстра. Джордж Лукас: Я понял, что созданные нами технологии позволят снять продолжение. Мы нашли новое здание в Сан-Рафаэле и начали готовиться к переезду. Стив Голей: В Сан-Рафаэль перебрались 20 человек, которые должны были организовать работу на новом месте. Чарльз Бэйли: В целях конспирации мы сохранили вывеску старого владельца здания — Kerner Optical, но это не спасло нас от осады со стороны фанатов. По ночам они перекапывали наши мусорные ящики, а некоторые даже прикидывались доставщиками цветов, лишь бы заглянуть внутрь. Кэри Филлипс (супервайзер): Округа представляла собой настоящую свалку, но зато она помогала проникнуться мыслью о том, что мы собрались там, чтобы работать, а не развлекаться. Кэтлин Кеннеди (сооснователь компании Amblin Entertainment): Зато прямо за этим зданием находилась компания Jerome’s Chocolate Chip Cookies, и оттуда всегда доносились приятные запахи. Джон Дайкстра: Я не хотел перебираться в Сан-Франциско. Собственно говоря, меня никто туда и не приглашал. Деннис Мурен: Я долго не получал вестей от Джорджа, а потому решил позвонить его другу, продюсеру Гэри Кертцу. Как выяснилось, он боялся обсуждать со мной эту ситуацию, потому что думал, что я состою в союзе с Джоном. Я сказал, что это не соответствует действительности. Я был готов перебраться на новое место. Лорни Петерсон: И сорок лет спустя… Стивен Спилберг: Деннис Мурен является рекордсменом по числу «Оскаров» из ныне живущих людей. Джей Джей Абрамс: Работать с Деннисом — все равно, что играть на гитаре с Полом Маккартни. Ты просто не можешь поверить, что тебе удалось сотрудничать с живой легендой. Деннис Мурен: «Империя наносит ответный удар» стала самой сложной картиной из всех, над которыми я работал. Джордж Лукас: Самым тяжелым испытанием для нас оказался Йода. Управлять комическими кораблями мы уже научились, но было гораздо сложнее заставить зрителя поверить в то, что он видит живое создание, а не маппета. Рон Ховард: Однажды я посетил один из складов компании, которые они использовали для работы над пятым эпизодом саги. У меня челюсть отпала… Я чувствовал себя словно ребенок, попавший в мастерскую Санты. Стивен Спилберг: Это действительно было крутое местечко. Повсюду сновали «сумасшедшие ученые»… И по сей день этот склад остается самой веселой игровой площадкой, на которой я когда-либо бывал. Дружба Лукаса и Спилберга помогла вывести ILM на новый уровень. В скором времени проекты успешного творческого дуэта начали требовать от специалистов компании создания компьютерной графики. Деннис Мурен: На протяжении двух лет мы не занимались «Звездными войнами», получив возможность создать визуальные эффекты к нескольким другим фильмам. «Победитель дракона» стал одним из проектов, в которых покадровая анимация вышла на совершенно новый уровень Джон Нолл (главный креативный директор): Дракон выглядел абсолютно реальным. Деннис Мурен: Модель этого персонажа создал Фил Типпетт. Многие люди и по сей день считают его творение лучшим драконом, что они видели на экране. Для его анимации была создана технология Go motion, за изобретение которой мы получили премию «Оскар» в категории «Лучшие технические достижения». Эд Катмулл (президент студии Pixar): Джордж хотел начать активнее использовать высокие технологии в киноиндустрии, предоставив мне шанс всей моей жизни. Джордж Лукас: Я решил создать компьютерный отдел, в который вошли Эд, Элви Рэй Смит и другие их коллеги по Массачусетскому технологическому институту. Они получили собственное здание рядом с ILM. Эд Катмулл: Я присоединился к компании в июле 79-го. На первых порах работал прямо в офисе Джорджа, потому что он был занят пятым эпизодом в Лондоне. Джордж Лукас: Я дал им целый список задач, в который вошло создании системы редактирования видео и собственного компьютера для обработки графики. Результатом их работы стала знаменитая сцена из фильма «Звездный путь 2: Гнев Хана», в которой бесплодная планета превращается в плодородную. Эд Катмулл: Нашей задачей было также создание таких сцен, в которых компьютерные изображения можно было бы совместить с живыми актерами. Настоящим прорывом в этом вопросе стал фильм «Молодой Шерлок Холмс». Стивен Спилберг: Джон Лассетер создал сцену, в которой рыцарь выпрыгивает из витража церкви. Это было первое в истории появление на экране компьютерного персонажа. Билл Джордж (супервайзер визуальных эффектов): Эта сцена как нельзя лучше дает представление о том, в каком направлении начинал двигаться кинематограф. В скором времени ILM ждало сотрудничество еще с одним из величайших режиссеров современности, успех амбициозных проектов которого целиком и полностью зависел от работы мастеров по спецэффектам и компьютерной графике. Продолжение следует… Источник: Wired

Три кита Pixar

Широкому зрителю компания Pixar стала известна в 1995 году, после выхода на экраны мультфильма «История игрушек». Он стал настоящим прорывом как в техническом вопросе (это был первый полнометражный мультфильм, созданный полностью на компьютере), так и в материальном: при бюджете в 30 миллионов долларов он собрал в мировом прокате 373,5 миллиона, став самым кассовым фильмом 1995 года.

Сама же компания Pixar появилась практически за 10 лет до этого. И, говоря о её основании, нужно упомянуть троих человек: Эда Кэтмелла, Джона Лассетера и Стива Джобса. Причем именно в этом порядке.

Эд Кэтмелл, Стив Джобс и Джон Лассетер

Началось все с Эда Кэтмелла — компьютерного гения и фаната классического Disney. С самого детства его мечтой было создать свой собственный мультфильм, но у Кэтмелла не было таланта к рисованию. Поэтому он решил пойти другим путём и занялся разработкой оборудования и софта для компьютерного 3D-моделирования. Сразу же после колледжа, в начале 80-х, он был приглашен на работу в студию Джорджа Лукаса. Там Кэтмелл возглавил компьютерный отдел. В Lucasfilm он вместе со своей командой создал мощный компьютер, облегчающий процесс создания 3D-анимации — его назвали Pixar Image Computer.

Само слово Pixar появилось благодаря слиянию двух слов pixer (от исп. рисовать) и radar (радар)

Работая в Lucasfilm, Кэтмелл не забывал о мечте создать свой мультфильм. Возможность реализовать задумку он увидел, встретив на одном из мероприятий художника Джона Лассетера, который в то время работал на Disney и также мечтал поработать именно с компьютерной анимацией. Кэтмелл предложил Лассетеру творить вместе, и тот, недолго думая, согласился. Работая в Lucasfilm, Лассетер нарисовал первый в истории короткометражный 3D-мультфильм «Приключения Андре и Пчёлки Уолли».

Я разрабатывал мультфильмы для Disney: компьютеры делали всю закадровую работу, а персонажи всё ещё прорисовывались руками. А Эд бросил мне вызов: «Давай попробуем сделать при помощи компьютера абсолютно всё».

Джон Лассетер
аниматор и режиссёр

В 1983 году компьютерный отдел Lucasfilm начал испытывать трудности. Джордж Лукас урезал финансирование из-за развода с женой и сопутствующими расходами, а без денег развивать анимацию было невозможно. Всё изменилось спустя три года, когда на горизонте появился Стив Джобс. В 1985 году его уволили из Apple, и он как раз искал, чем себя занять. Увидев на одной из презентаций компьютер Pixar, Джобс решил купить его у Лукаса вместе со всем компьютерным отделом. Сделка обошлась в пять миллионов, а ещё пять Джобс вложил, чтобы дать возможность начать работу. Так в 1986 году компьютерный отдел Lucasfilm стал самостоятельной компанией Pixar.

Эд Кэтмелл указывает на изображение тазовой кости, отображенное при помощи монитора Pixar

Первое время задачей студии было вовсе не создание мультфильмов, а производство аппаратов и программного обеспечения для различного оборудования, в том числе и медицинского. Дела шли не очень удачно, Pixar несла убытки и Стив Джобс даже несколько раз пытался продать её. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, студия начала заниматься производством рекламных роликов.

Подборка рекламных роликов производства Pixar

Чтобы показать мощность своих программ, Pixar рисовали небольшие мультфильмы. Один из них, «Люксо-младший», подарил миру всем известную лампу — символ студии Pixar. Но куда более значимым стал другой мультфильм — «Оловянная игрушка». Именно благодаря ему стало возможным появление «Истории игрушек» и других полнометражных лент Pixar.

Слияние с Disney

Кадр из мультфильма «Оловянная игрушка»

В общем-то, Disney никогда не упускал Pixar из виду. Неудивительно, ведь там работал их бывший художник Джон Лассетер, которого продюсеры мечтали вернуть обратно. По словам самого аниматора, предложения от Disney поступали к нему после каждой новой короткометражки. Он всегда отказывался, предлагая нарисовать мультфильм для них, но в Pixar. Disney, в свою очередь, никак не соглашались. Всё изменилось с выходом «Оловянной игрушки».

После того, как в 1989 году мультфильм выиграл «Оскар», Pixar стал выглядеть в глазах Disney более привлекательно, и они согласились поработать вместе. Сначала речь шла о создании получасового продолжения мультфильма для телевидения, но в итоге Pixar рискнули взяться за более крупный проект.

Питер Шнайдер, продюсер Disney, сказал мне: «Если вы можете сделать мультфильм на полчаса, сможете и на 70 минут». Я думал, наверное, одну наносекунду и ответил: «Да, ты прав».

Эд Кэтмелл
президент Pixar

Компании подписали контракт на производство трёх мультфильмов, и Pixar приступили к работе. С этого момента начались проблемы. Сотрудники компании поняли, что идей для мультфильмов особо и нет. Сначала героями будущего проекта хотели сделать персонажа из «Оловянной игрушки» и куклу чревовещателя. Получалось жутко и неинтересно. После очередного мозгового штурма креативный отдел Pixar заменил оловянную игрушку на База Лайтера, а чревовещателя — на ковбоя Вуди.

Кстати, сделать главными героями кукол решили из-за особенностей ранней 3D-анимации: всё выглядело слишком ненастоящим, поэтому персонажи из пластика были отличным вариантом.

Прототипом внешности Базза Лайтера был один из основателей Pixar Джон Лассетер

Следующей проблемой стало количество сотрудников и используемой техники. В начале работы Pixar полагали, что справиться с мультфильмом смогут восемь аниматоров, но в итоге их понадобилось 33. То же было и с другими специалистами.

Ещё больший разрыв «ожидание – реальность» был в техническом вопросе. Планировалось, что студия справится за 20 месяцев с 53 процессорами. А в итоге процессоров понадобилось 300. Для сравнения, сейчас в Pixar их 23 000.

Проблемы были и со сценарием. Креативная группа решила, что из фильма должно получиться бадди-муви, но с первого раза ничего не вышло. Сценарий был забракован Disney из-за неудачно прописанного персонажа Вуди: в первой версии он получился слишком саркастичным и надменным.

Сначала Вуди был очень агрессивным парнем, острым и неприятным. Трудно было поверить, что он самая популярная игрушка в комнате.

Том Хэнкс
актёр, голос озвучки Вуди

Сценарий полностью переписали, и «История игрушек» всё-таки увидела свет. Огромного успеха от мультфильма не ждали — создатели были бы рады сборам в 75 миллионов долларов. Но в итоге результат превысил ожидания в три раза. Также «История игрушек» принесла Pixar «Оскар» за особые достижения, ещё несколько номинаций опять же на «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн» и MTV Movie Awards.

После успеха «Истории игрушек» Disney и Pixar подписали новый контракт на производство пяти полнометражных фильмов в течение 10 лет. Новая проблема, которая встала перед студией — поиск идей. Чтобы решить её, Джон Лассетер и три сценариста Pixar Эндрю Стэнтон, Джо Рэнфт и Пит Доктер собрались за обедом и устроили мозговой штурм. Итогом ланча стали наброски концепций и скетчи нескольких персонажей будущих мультфильмов «В поисках Немо», «Приключения Флика», «Корпорация монстров» и «ВАЛЛ-И».

Эндрю Стэнтон, Пит Доктер, Джон Лассетер и Джо Рэнфт (слева направо)

С каждым следующим фильмом студия Pixar становилась всё популярнее. Не стояло на месте и качество анимации. Например, в какой-то момент работы над «В поисках Немо» художники заметили, что вода в мультфильме так похожа на настоящую, что зритель не поверит в то, что это графика. Пришлось сделать шаг назад.

Одно из важнейших изменений в истории Pixar произошло в 2006 году, когда руководство Disney решило выкупить компанию у Стива Джобса. Сделка обошлась в 7,4 миллиарда долларов. Главным условием было сохранение принципов работы Pixar. Их четыре:

  • все идеи должны высказываться свободно;
  • отделы в компании должны быть тесно взаимосвязаны;
  • не нужно бояться браться за большие проекты;
  • не нужно спешить.

На текущий момент студия Pixar создала 19 полнометражных мультфильмов. При этом ни один из них не был провальным, бюджет каждого был восполнен за счёт проката минимум в три раза. Даже «Тачки», которые пользовались у зрителей меньшей популярностью, окупались за счет продажи рекламной продукции.

Теория единой вселенной

Фанаты «Пиксар» знают, что аниматоры студии любят оставлять в мультфильмах пасхалки. Например, нарисованного Салли из «Корпорации Монстров» в «Храброй сердцем», тень пса из «Вверх» в «Рататуе», появляющийся в каждом мультфильме фургон «Pizza Planet» и код А113.

Некоторые зрители увидели в этих деталях скрытый смысл и построили вокруг них настоящую теорию. Они считают, что разработчики Pixar создали целую вселенную, и каждый из мультфильмов студии показывает её в разные временные отрезки.

Автором теории можно считать кинокритика и блогера Джона Негрони. Он даже книгу такую выпустил — «Теория Pixar» («The Pixar Theory»). Подробное описание заняло более ста страниц, но мы постараемся уложить их в несколько пунктов.

Кадр из мультфильма «Храбрая сердцем»

  • Эликсир. Связующим звеном вселенной Pixar является ведьма из «Храброй сердцем». Она разрабатывает эликсир, дающий животным и неодушевленным предметам способность говорить и двигаться как люди. Более того, по мнению Негрони, ведьма — это взрослая версия Бу из «Корпорации монстров». Почему? Во-первых, уже упомянутый выше Салли. Во-вторых, ведьма умеет путешествовать в пространстве и времени при помощи дверей, как монстры в «Корпорации монстров».

Кадр из мультфильма «Рататуй»

  • Умные животные. Со временем животные и предметы эволюционируют и становятся умнее. Им уже не нужно постоянно подпитываться эликсиром старой ведьмы, чтобы действовать как люди. Это видно в мультфильмах «Рататуй», «В поисках Немо» и «Вверх».

Кадр из мультфильма «История игрушек 3»

  • BNL. В каждом мультфильме фигурирует компания BNL. В «Истории игрушек» это производитель батареек, в «Вверх» благодаря BNL начинается индустриальная революция, в «ВАЛЛ-И» говорится о том, что эта компания захватила правительство, и так далее.

Кадр из мультфильма «Тачки 3»

  • Машины против людей. Животных и ожившие предметы не устраивает то, что люди постоянно загрязняют планету. Первую попытку начать войну машины совершают в мультфильме «Суперсемейка». В «ВАЛЛ-И» им уже удалось победить людей и отослать их жить на другую планету. Где-то в промежутке между этими двумя мультфильмами находятся «Тачки» — машины живут на Земле в то время, как люди находятся на другой планете.

Кадр из мультфильма «Приключения Флика»

  • Мир насекомых. ВАЛЛ-И в конце фильма помогает людям вернуться на Землю, но популяция получается небольшая. Зато за все те годы, которые человечество провело вне планеты, неплохо эволюционировали жуки. Их разросшийся мир показан в фильме «Приключения Флика».

Кадр из мультфильма «Корпорация монстров»

  • Монстры. Ещё позднее жуков во вселенной Pixar появляются монстры. Это, по мнению Негрони, животные, которые мутировали из-за загрязнения Земли. Монстры живут в цивилизованном, развитом обществе, и подпитывают свои приборы при помощи человеческой энергии. Чтобы добыть её, они путешествуют не в параллельный мир, как казалось сначала, а в прошлое, то есть во времена людей.

В одном из путешествий монстр Салли знакомится с девочкой Бу, между ними завязывается дружба. Чтобы вновь найти монстра и своего приятеля, Бу становится ведьмой, возвращается в прошлое, и вот круг замкнулся.

Конкуренция

Сейчас Pixar — одна из наиболее титулованных студий. В копилке компании восемь «Оскаров» за лучший анимационный фильм, и ещё 18 статуэток в других номинациях, пять «Золотых глобусов» и три премии «Грэмми». Семь из десяти верхних позиций в рейтинге лучших мультфильмов на Rotten Tomatoes принадлежат именно Pixar. Но это не означает, что у них нет конкурентов.

Одним из главных соперников Pixar является DreamWorks. Студии, которую основал Стивен Спилберг, уже более 23 лет. За это время они создали 35 полнометражных мультфильмов, в том числе «Шрек», «Мадагаскар», «Как приручить дракона» и «Дорога на Эльдорадо». Начинали DreamWorks с рисованной вручную анимации, а перейти на 3D решили только в 2004-м.

Сейчас в прокате проекты DreamWorks собирают меньше, чем фильмы Pixar. Но за счёт количества выпускаемого продукта студия зарабатывает больше. У DreamWorks также есть неплохая история побед. В их копилке два «Оскара», один «Золотой глобус», две статуэтки Critics’ Choice Awards и другие награды.

Ещё один конкурент Pixar — Illumination Entertainment. В 2007 году, сразу же после создания, директор компании Кристофер Меледанри заключил договор с Universal о производстве одного или двух мультфильмов ежегодно. Началом работ был выбран 2010 год.

На текущий момент Illumination Entertainment создали восемь фильмов, среди которых «Лоракс», «Зверопой» и трилогия «Гадкий я». Последний вместе с мультфильмом «Миньоны» и всей сопутствующей рекламной продукцией приносит компании огромные доходы. Фильмы студии были неоднократно номинированы на различные награды, но пока не особо удачно.

Следующий производитель компьютерной анимации — Sony Pictures Animation. За 15 лет это подразделение компании Columbia Pictures выпустило такие хорошие мультфильмы как «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», «Сезон охоты» и «Лови волну». Правда, последней их работой стал великий и ужасный «Эмоджи фильм».

Отличает Sony от вышеупомянутых студий подход к производству. По словам президента компании Кристен Беллсон, они стараются соблюдать баланс между разработкой проектов и их реализацией так, чтобы соотношение было приближено один к одному. Таким образом, ни одна из идей не остается упущенной.

Ещё один конкурент Pixar — Laika Entertainment. Не самая продуктивная и доходная, зато интересная студия. В отличие от всех предыдущих Laika занимается кукольной анимацией. При этом, графика не исключается: персонажей для мультфильмов аниматоры Laika, как и другие, рисуют при помощи компьютера, а затем отпечатывают на 3D-принтере.

Как и Pixar, Laika занималась производством рекламы — полностью сконцентрировалась на производстве мультфильмов студия только в 2014 году. Поэтому за все 12 лет существования Laika выпустила всего четыре фильма: «Каролина в стране кошмаров», «Паранорман», «Семейка монстров» и «Кубо». Кассовые сборы невелики, зато они каждый раз тепло принимаются критиками и получают номинации на «Оскар».

Несмотря на большое количество конкурентов, Pixar все ещё остаются у руля мировой анимации. Студия сохраняет баланс между количеством и качеством, выпуская ежегодно по одному-два хороших мультфильма. Это доказывает и их последняя работа «Тайна Коко»: мультфильм стал самым коммерчески успешным в истории кинопроката Мексики и побил рекорд по сборам среди мультфильмов Disney в Китае.

#истории #pixar #long

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Джобс купил Pixar за 5 миллионов, а продал за 7 миллиардов. История успеха анимационной компании

Обзор книги Лоуренса Леви «Pixar. Перезагрузка» от команды сервиса MakeRight.

В закладки

Когда мы слышим о Pixar, то нам сразу представляется супер успешная компания, которой владел Стив Джобс, и которая создала такие анимационные шедевры, как «История игрушек», «Тачки», «ВАЛЛ-И» и многие другие. Однако не всегда Pixar была такой успешной. В 80-х Джордж Лукас продал компанию Стиву Джобсу за бесценок, всего за 5 миллионов долларов. Сегодня компания оценивается в десятки миллиардов и входит в подразделение Дисней. Но в 80-х Лукас потирал руки от удовольствия, потому что считал, что избавляется от неликвидного актива. Долгое время Pixar и продолжал быть таким, даже под началом предприимчивого Джобса. Компания настолько работала в минус, что Стив каждый месяц выписывал чеки на необходимые расходы и буквально на свои деньги содержал довольно большое количество сотрудников анимационной студии. Но терпение и кошелек Стива были не безграничными. В то время Джобса уже выгнали из Apple, он безуспешно пытался наверстать упущенное в компьютерной компании NEXT, но нигде у него ничего толком не получалось. Сгущала краски ещё и слава Джобса, которого все считали взбалмошным и талантливым инноватором, продукты которого меняют мир. И именно поэтому Джобс и рад был бы в то время избавиться от Pixar, но общественное мнение очень сильно сдерживало его. Он просто не мог позволить себе еще одну публичную неудачу. И вот он идет на крайние шаги. Стив набирает номер Лоуренса Леви, успешного финансового и юридического консультанта, и предлагает ему совершенно авантюрную затею — работать на него в Pixar, да еще и в должности финансового директора. Что из этого получилось, Лоуренс Леви рассказывает в своей книге «Pixar. Перезагрузка». А мы вам расскажем основные моменты в нашем обзоре. Итак, поехали!

Знакомство с Джобсом

Для всех, кто жил в Кремниевой долине в середине 90-х, Стив Джобс был легендой. Да, свергнутой с вершины Олимпа, но все же легендой. Каждый считал за честь пообщаться со Стивом, а потом, в разговорах между коллегами-стартаперами, упомянуть, что Стив, вообще-то, его давний знакомый. Лоуренс Леви, автор книги, тоже в какой-то степени боготворил Джобса, однако он считал, что ему никогда не суждено познакомиться с легендой лично, уж очень далеки они были друг от друга. И даже не с точки зрения расстояний: оба жили в окрестностях Сан-Франциско, а с точки зрения сфер деятельности и мировоззрения. Лоуренс Леви был талантливым финансистом, который, к тому же, очень хорошо разбирался в юриспруденции. Леви работал на позиции финансового директора в крупной медийной компании под началом своего очень хорошего знакомого. Составлял контракты, планировал финансовые показатели, отвечал за финансовую стратегию и развитие компании. Но Леви, в отличие от Джобса, никогда не имел дело с инновациями. Он не был творческим человеком. И каково же было его удивление, когда однажды утром ему позвонил сам Стив Джобс. Просто представьте. Вы поднимаете трубку, а на другом конце — голос Стива, который говорит тебе: «Привет! Это Стив Джобс. У меня есть деловое предложение для тебя. Давай встретимся?». Сказать, что Лоуренс был удивлен, ничего не сказать. Отойдя от первого шока, он согласился на встречу и поехал в офис Джобса, который находился в компании NEXT. Почему же Джобс позвонил автору? Дело в том, что Стиву нужен был прагматичный и зарекомендовавший себя человек, без всяких премудростей и креатива, исполнительный и умный работник, который смог бы вытащить Pixar из финансовой ямы. Таких людей в Кремниевой долине было мало. Но, к счастью, Джобс узнал о талантливом финансисте Леви, и тут же решил позвонить ему. На встрече в NEXT Джобс предложил Лоуренсу Леви стать финансовым директором Pixar. Рассказав ему кратко о том, чем занимается компания, и что ему предстоит делать, Джобс предложил автору книги самому поехать в Pixar, встретиться с Эдом Кэтмеллом, генеральным директором и одним из основателей компании, и все посмотреть не месте. Сказать, что Лоуренс был впечатлен, ничего не сказать. Через несколько дней он поехал в Pixar. Но впечатления от поездки остались очень двоякие. Что же он там узнал и увидел?

Первая поездка в Pixar

Проблемы начались еще до того, как Леви выехал в сторону офиса студии. Оказалось, что Pixar находится в промышленном районе неподалеку от Сан-Франциско. Но это было еще полбеды. Автору, чтобы добраться до офиса на машине, требовалось несколько часов, потому что путь пролегал через огромный мост, собирающий многокилометровые пробки. В общем, удовольствие было сомнительное. Когда Леви все же добрался до Pixar, то, вопреки ожиданиям, где он представлял инновационное здание из стекла, кирпича и железа, увидел огромный промышленный гараж, не внушающий абсолютно никакого восхищения. Но ужасное впечатление испарилось после того, как Лоуренса встретил Кэтмелл и устроил ему экскурсию по студии. Впечатление производили не столько роскошные аппартаменты, их не было, а атмосфера в компании. С первого взгляда было видно, насколько каждый сотрудник увлечен своим делом. Любовь и творчество чувствовались во всем. Вишенкой на торте для Леви стал показ прототипа «Истории игрушек», первого в мире анимационного мультфильма, который уже несколько лет готовили в Pixar. Автор никогда прежде ничего подобного не видел. Он был в восторге. Но потом пришлось спуститься с небес на землю. Эд Кэтмелл рассказал Лоуренсу о проблемах. Основной был недостаток финансирования. Компания была на грани банкротства и спасали её только личные деньги Стива. Как мы знаем, Стив купил компанию у Джорджа Лукаса за 5 миллионов долларов. Но к середине 90-х вложил в неё еще 50. Производство мультфильма требовало огромных вложений, и в компании понимали, что терпение Джобса на волоске. Поэтому многие сотрудники относились к Стиву с настороженностью. Они думали, что Джобс при любом удобном случае продаст компанию и распустит сотрудников. Ведь Джордж Лукас это уже однажды сделал. А Эд Кэтмелл так и вовсе боялся Джобса, потому что ему приходилось каждый месяц ездить к нему в офис и буквально выпрашивать выписать чек, чтобы покрыть все расходы. Поэтому для Кэтмелла Леви был настоящим спасением, вся ноша по «выпрашиванию» денег ложилась бы на него, если он согласится принять предложение Стива.

Леви уехал из Pixar с тяжелой душой. С одной стороны, он видел потенциал компании, буквально чувствовал, что если удасться закончить «Историю игрушек», то их ждет колоссальный успех. С другой, он видел огромные риски. Терпение Джобса было не безграничным, его деньги тоже. Все знали, что Стив не особо преуспел в NEXT. Лоуренс также боялся уйти со стабильной работы буквально в никуда. А в случае провала Pixar, существовал огромный риск, что его больше не возьмут в престижную компанию. Ведь поражение Pixar автоматически било бы и по его репутации.

Через несколько дней позвонил Джобс и спросил, как прошла встреча. Джобс поинтересовался, готов ли Лоуренс принять его предложение. Но автор медлил. Он просил отсрочки. Через несколько дней Стив позвонил снова. Лоуренс понимал, что это последний вагон уходящего поезда, что медлить нельзя и нужно сказать что-то определенное. И он согласился. Так началась его карьера в Pixar.

Первые шаги

Первые дни в компании были ознакомительными. Лоуренс вникал в нюансы индустрии развлечений. Прошло несколько месяцев, но Лоуренс все не понимал, как же компании стать прибыльной. Джобс с каждым днем давил все сильнее. К тому же, появилась еще одна проблема. Автору книги перестали доверять сотрудники компании. Они думали, что Леви является посланником Джобса и рассматривали его как контролера, который обо всем докладывает своему шефу. Таким образом, Леви оказался как будто между двух огней. Он объяснил свою позицию Кэтмеллу, но тот лишь пожал плечами. У него больше не было идей, как улучшить положение дел в Pixar.

Тогда Леви решил провести свое исследование. Он узнал, что компания в основном зарабатывает на создании рекламных роликов. Однако у нее есть ряд побочных продуктов, которые не приносят прибыль и отнимают силы инженеров. Одним из таких продуктов оказался Renderman — ПО для создания анимационных роликов. На его продажу и доработки уходило огромное количество сил, но деньги приходили мизерные. Леви встретился с Джобсом и Кэтмеллом и предложил им отказаться от Renderman и пока сосредоточить все силы на продажах и создании рекламных роликов. Оба директора обещали подумать, но явного энтузиазма предложение Леви у них не вызвало. Все-таки Renderman был давним детищем Pixar, его использовали многие студии Голливуда и отказываться от него было не так-то просто. Тогда Леви зашел с другой стороны. Он узнал, что технологии Pixar используют в своих целях Microsoft и Sony, причем абсолютно не платят за это. Тогда у Лоуренса созрел план. Можно было бы потребовать у этих компаний компенсацию, а взамен дать им право использовать продукты Pixar легально. Джобс возмутился, когда узнал об этом. Он хотел засудить Microsoft и Sony и требовать с них десятки миллионов долларов. Однако Леви, зная по своему опыту, что такие дела длятся долгие годы, предложил Джобсу не делать этого и решить все мирным путем. Стив нехотя согласился. Спустя некоторое время они заключили соглашение с этими компаниями и получили несколько миллионов долларов.

1997 год. Слева направо. Лоуренс Леви, Эд Кэтмелл, Стив Джобс, Джон Лассетер, Сара МакАртур. (Источник: lawrencelevy.com)

Стив и Леви праздновали. Это были первые крупные деньги, которые удалось заработать Pixar за все время, пока Джобс был у руля. И этих денег должно было хватить на то, чтобы закончить «Историю игрушек». Помимо этого, репутация Лоуренса Леви в глазах сотрудников была восстановлена. Они поняли, что он такой же член команды и готов сделать все, чтобы их компания процветала. Они приняли его и начали уважать.

IPO и «История игрушек»

Создание «Истории игрушек» подходило к концу. Все в компании возлагали огромные надежды на мультфильм. Все говорило о том, что сборы от «Истории» станут самыми высокими за все время и должны даже побить сборы культовых мультфильмов Диснея. Потому что Toy Story был первым анимационным мультфильмом, созданным при помощи компьютерных технологий. А также благодаря захватывающему и продуманному во всех отношениях сюжету. Так и произошло. До премьеры было всего ничего, но возникло несколько проблем. Первая заключалась в том, что у Pixar был сковывающий руки контракт с Дисней. Суть контракта заключалась в том, что Дисней контролирует все идеи Pixar и берет большую часть выручки от проката мультфильмов себе. А взамен Дисней берет на себя все обязательства по прокату и рекламе мультфильмов. Когда Джобс подписывал контракт с Дисней, Pixar был в бедственном положении и всем казалось, что это выгодная сделка. Ведь за счет сил Дисней маленькая компания могла стать популярной. Но был еще один нюанс. Контракт действовал на 4 уникальных мультфильма от Pixar, идея которых должна была пройти через фильтр креативщиков Диснея. С учетом того, что Pixar в текущем состоянии делал один мультфильм 3 года, то на завершение контракта им потребовалось бы не менее 10 лет. Все понимали, что надо ехать в Дисней и менять условия. Но Джобс также понимал, что до запуска «Истории» Дисней их выставит за дверь. Оставалось только ждать.

Была и другая проблема. Джобс загорелся идеей вывести компанию на IPO. Лоуренс Леви всячески препятствовал этому. У него был опыт выведения компаний на рынок, и он понимал, что инвесторы просто не поверят в Pixar, компанию, которая не выпустила еще ни одного реально стоящего продукта. Джобс стоял на своем. Он был уверен, что как только инвесторы увидят «Историю игрушек», все их сомнения относительно Pixar сразу отпадут. Джобс не хотел ничего слушать о том, что у Pixar не получится выйти на рынок. Он буквально приказал Леви сделать все от него зависящее, чтобы вывести Pixar на IPO еще до премьеры «Игрушек». Почему до? На самом деле у Джобса был своеобразный план. Он сначала хотел очаровать инвесторов потенциалом компании, продемонстрировав им «Историю» в личном кинотеатре. Таким образом привлечь максимальное количество инвестиций. А в случае успешного показа, акции Pixar только выросли бы и привлекли бы к себе внимание консервативных инвесторов. В случае неудачи Pixar все равно оставались бы в большом плюсе. Хотя Леви не поддерживал позитивные взгляды Джобса, он сделал все возможное, чтобы вывести компанию на рынок. И ему это удалось. Незадолго до премьеры акции Pixar стали продаваться на Уолл-Стрит, а потом и по всему миру. IPO прошло настолько успешно, что превзошло даже самые смелые ожидания Джобса. Компанию оценили в несколько миллиардов, таким образом Джобс в одночасье стал миллиардером. После ошеломительной премьеры «Истории», как и ожидалось, акции стали стоить еще больше. Джобс и все сотрудники компании были в не себя от радости.

Премьера «Истории игрушек»

«История игрушек» принесла компании более 370 миллионов долларов от проката по всему миру. Таким образом, мультфильм почти побил рекорд Диснея, который с мультфильмом «Красавица и чудовище» в 1991 году собрал на мировом показе чуть более 400 миллионов долларов. Признаться честно, никто не ожидал такого успеха от компании-дебютанта. 370 миллионов — это огромные деньги. И еще один примечательный факт. По домашним сборам в США «История игрушек» все же обошла Дисней, который долгое время удерживал первенство с «Королем львом» и «Алладином».

Семья Лоуренса Леви на премьере «Истории игрушек». (Источник: lawrencelevy.com)

Мультфильм был встречен на ура по всему миру. В то время никто и предположить не мог, что можно нарисовать всю мультипликацию на компьютере. Это была захватывающая инновация.

Pixar праздновали успех. Но были и подводные камни. Один из них — контракт с Дисней. По условиям контракта, Дисней брал себе 90% всей прибыли. Таким образом Дисней забрал себе все сливки, а у Pixar в итоге оставалось всего лишь около 40 миллионов долларов. Обидным было еще и то, что Дисней не указали Pixar на главных титрах, получалось так, что для зрителя создателем «Истории игрушек» был Дисней.

Джобс и Леви были недовольны сложившимся обстоятельством. Они понимали, что еще 10 лет придется быть буквально в рабстве у Диснея. И поэтому они поехали прямиком к Роберту Айгеру, новому президенту Дисней. Джобс сказал, что они хотели бы пересмотреть условия контракта, учитывая успех «Истории». Джобс хотел, чтобы будущая прибыль была поделена поровну. Айгер был впечатлен успехом молодой компании и хорошо относился к Pixar и Джобсу лично. Он обещал подумать. А через некоторое время пришел ответ: они согласны, но Джобс должен разрешить им быть акционерами Pixar. Стив согласился. С этого момента отношения с Диснеем наладились и компания во главе с Айгером стала их союзником.

Pixar и будущее

2006 год. На счету у Pixar уже не один успешный мультфильм, многие из которых были отмечены Оскаром. Pixar становится крупнейшей мультипликационной компанией, серьезным конкурентом для Dreamworks, Sony и даже для Disney.

В это время Джобс уже отошел от оперативного управления компанией. Его позвали обратно в Apple и он был всецело поглощен деятельностью своего первоначального детища. Кроме того, здоровье Джобса стремительно ухудшалось. Он уже не мог следить за всем.

2004 год. Собрание совета директоров Pixar. Лоуренс Леви второй слева. (Источник: lawrencelevy.com)

Через некоторое время пришло предложение от Дисней — купить компанию за невероятные 7 миллиардов. А еще Дисней обещали сохранить в компании всех её сотрудников и не вмешиваться в творческий процесс. Джобс не долго думал и принял предложение Диснея.

Как сложилась история Pixar дальше? Они переехали в огромное инновационное здание. Наняли новых сотрудников. Если в 1986 году в команда Pixar насчитывала всего 42 человека, то сейчас их больше 1000.

Каждый год Pixar продолжает выпускать успешные мультфильмы, которые бьют все рекорды продаж. В 2017 вышел мультфильм «Тайна Коко», мировые сборы которого составили уже чуть более 800 миллионов долларов. В 2018 мультфильм получил сразу два Оскара: как лучший анимационный фильм и за лучшую песню к фильму.

Если кто спросит, в чем же успех Pixar? Мы ответим просто — в упорстве. Команда не сдавалась и даже в самых неблагоприятных обстоятельствах делали то, что они любили больше всего: рисовали, придумывали персонажей, выстраивали сюжетные линии, думали над тем, как стать лидером рынка. Только упорство и то, что они, не сдаваясь, шли к своей цели, и сделало Pixar успешной компанией.

Лоуренс Леви и Pixar

Тем временем мы с вами немного забыли об авторе книги. Что стало с ним? Разделил ли он славу с Pixar? На самом деле и да и нет. После того, как компания встала на ноги, наметила пути развития, начала приносить стабильный огромный доход, Леви стал понимать, что дальше его услуги не требуются. Ведь Джобс нанимал его, как своего рода кризис-менеджера, который выведет компанию на прямые рельсы. Леви вел финансовые дела компании вплоть до продажи её Диснею. А через некоторое время он подошел к Стиву и сказал, что уходит. Джобс отнесся с пониманием. Он увидел, что автор уже все решил и хочет попробовать себя в другой сфере.

Прощальная открытка Лоуренсу Леви от команды Pixar. (Источник: lawrencelevy.com)

В итоге Лоуренс ушел. Долгое время путешествовал по миру. А потом основал свой проект Juniper, который посвятил обучению людей медитации и раскрытию их внутреннего потенциала.

В книге Лоуренса Леви мы видим историю Pixar без прикрас. Мы узнаем обо всех проблемах, с которыми столкнулась компания в самом начале своего звездного пути. Мы переживаем вместе с автором тому, как пройдет премьера «Истории игрушек» и IPO компании. Мы заряжаемся силой и упорством, и понимаем, что для достижения успеха в бизнесе нужно пройти через невероятные испытания. И в то же время книга «Pixar. Перезагрузка» показывает нам, что кризисы преодолимы, что нужно рисковать, и что иногда самые глупые решения оказываются мудрыми.

2015 год. Лоуренс Леви в Швейцарских Альпах за написанием книги «Pixar. Перезагрузка». (Источник: lawrencelevy.com)

Обзор книги подготовлен командой сервиса MakeRight.ru — ключевые идеи бестселлеров по бизнесу, личной эффективности и саморазвитию.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *