Как и где найти инвесторов для открытия своего бизнеса/стартапа/дела?

Alexander Grothendieck 4230 3 года назад Студент + основатель проекта по переводу лекций MIT vk.com/kursomir

Во-первых, надо все-таки понять, что именно вы намереваетесь открыть: бизнес или стартап. Потому что разница между ними огромная, хотя многие люди этого и не осознают. Давайте разбираться. Так вот,

Стартап — это временная организация, используемая для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели, и работающая в условиях огромной неопределенности

Каждое слово, выделенное жирным, важно.

Временность означает, что целью стартапа является перестать быть стартапом (!), но вырасти в крупный и успешный бизнес или же провалиться и перейти к другим возможностям.

Поиск означает, что велика вероятность, что вы далеко не первый, кто придумал эту идею. Если вы не потратите время на поиск, то вы рискуете потратить гораздо больше времени на развитие сырой идеи, которая не выстрелит.

Повторяемость означает, что вы не просто делаете одноразовую продажу, например, продажа одной технологии, которую вы создали, а вы генерируете повторяющиеся продажи.

Масшабируемость означает, что стартап готов к быстрому росту, а его конечная цель — глобальный/национальный масштаб.

Неопределенность означает, что в процессе реализации своей идеи вы столкнетесь с неопределенность количественно и качественно превышающей неопределенность при открытии бизнеса. По статистике, 32% предприятий малого бизнеса закрываются в течение первых 3 лет существования, тогда как для стартапов этот показатель равняется 92%.

Если вы все еще не уверены, что можете отличить бизнес от стартапа, советую взглянуть на эту таблицу:

Итак, мы разобрались с начальными терминами. И хотя между собственно идеей и финансированием еще есть огромный пласт знаний, я не буду на нем останавливаться и отвечу конкретно про финансирование. Вообще говоря, источники финансирования различаются в зависимости от стадии вашего проекта. Если у вас идея открыть именно бизнес (какой-нибудь парикмахерский салон или пекарню), то деньги обычно берут в банке под кредит. При этом будьте готовы, что под этот кредит у вас, скорее всего, попросят материальное обеспечение, зарегистрированное юридическое лицо, понятную бизнес-модель и бизнес-план. При этом есть огромное количество (!) различных субсидий, предоставляемых государством. Скажем, для начинающих предпринимателей есть субсидии в размере 500 тыс. рублей (ИП не более 2 лет), есть субсидии на возмещение лизинговых платежей (до 5 млн. рублей, но <30% стоимости), субсидии на возмещение процентов по кредиту (также до 5 млн. рублей), на участие в выставках (до 300 тыс. рублей, но не более 70%). В общем, не поленитесь и сходите на сайт тех структур, которые занимаются поддержкой малого бизнеса в вашем регионе (в Москве это ГБУ Малый Бизнес Москвы: mbm.ru ). Но надо понимать, что эти субсидии, во избежании кражи и нецелевого расходования, всегда предоставляются постфактум — на возврат потраченного вами. Важным критерием их предоставления будет прозрачность вашей компании. Помимо субсидий, как бизнесмен вы можете получить от государства поручительства, обучение, юридическую поддержку. Все это очень важно и полезно, но, к сожалению, не все пользуются этими возможностями.

Если же вы хотите профинансировать стартап, то помимо вышеназванных субсидий, есть также гранты и конкурсы, поддерживающие стартапы.

Конкурсы (если вы знаете другие конкурсы, то пишите в комментариях, добавлю в текст):

Призами в этих конкурсах могут быть как деньги (примерно до 1 миллиона рублей), так и различные неденежные бонусы.

Гранты (если вы знаете другие гранты, то пишите в комментариях, добавлю в текст):

Обычно на гранты имеет смысл подаваться, если вы занимаетесь чем-то наукоемким или же тем, что может улучшить общество (social impact).

  • Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника): fasie.ru
  • Экспир: xpir.ru
  • Эврика: kpi-eureka.ru
  • Российский фонд фундаментальных исследований: rfbr.ru
  • Awesome Foundation Moscow: awesomefoundation.org
  • Грант Сколково: sk.ru

Краудфандинг

Еще один способ финансирования — это краудфандинг. Наиболее популярные площадки — это международные Кикстартер и Индигого и российские Бумстартер и Планета.ру. С международными есть проблема в том, что для запуска кампании по финансированию нужно обладать счетом в Америке. Почитать на тему реального опыта краудфандинга можно здесь: История успеха российского гаджета Lightpack, собравшего на Kickstarter $500 тысяч за 36 дней

Плюсы краудфандинга следующие:

  • Первые клиенты, которые сразу же вкладываются в вас рублем
  • Возможность попробовать технически реализовать вашу идею
  • Хороший повод рассказать про ваш проект
  • Если проект «не взлетит», то платформа раздаст деньги бекерам (спонсорам) обратно

Все предыдущие варианты не предполагали, что вам придется кому-либо выделять долю в своей компании. Теперь же поговорим об инвесторах — они надеются, что дав вам деньги и получив взамен часть вашей компании, они впоследствии смогут заработать на этой инвестиции.

У проекта есть различные стадии, и на каждой стадии инвестирует определенный тип инвесторов. Соответствие «стадия — инвестор» можно увидеть на следующем графике:

Я не буду разбирать все стадии, разберу только самую начальную

FFF (или еще 3F) — это Friends, Family, Fools , или Друзья, Семья, Дураки. Именно они готовы проинвестировать в проект на начальной стадии.

Бизнес-ангелы также могут проинвестировать в вас на начальной стадии. Суммы их инвестиций могут сильно различаться, разброс от $100 до $300,000. Бизнес-ангелами могут быть как топ-менеджеры, так и основатели собственных компаний. Также есть серийные ангелы, проинвестировавшие не в один десяток различных стартапов.

Бизнес-ангелы (если вы знаете еще бизнес-ангелов, то пишите в комментариях, добавлю в текст):

  • Start Track: starttrack.ru
  • Национальная Ассоциация Бизнес Ангелов: rusangels.ru
  • Venture Club: ventureclub.co
  • RusBase: rb.ru
  • Gust: gust.com
  • AngelList: angel.co
  • Список топовых российских бизнес-ангелов: firrma.ru

Венчурные фонды также могут проинвестировать в вас на seed-стадии. Их очень много, но они будут с вас спрашивать чуть больше. Что важно, если вы решите подать заявку в венчурный фонд:

  • Команда (record track, мотивация, способности, общий язык)
  • Рынок (размер от $100 миллионов, драйвер роста)
  • Продукт и бизнес-модель (решение реальной проблемы, долгосрочный потенциал, roadmap продукта)
  • Выход (следующие раунды, продажа, cashflow)

Список венчурных фондов огромен, здесь его приводить не буду. К этому списку (www.the-village.ru) я бы добавил еще ФРИИ (www.iidf.ru — кстати, у них на сайте много полезной информации в открытом доступе).

Ну все, пожалуй, для начала должно хватить. Удачи вам в вашем деле!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *